Солнечный свет на Земле

  • docx
  • 29.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока по географии Солнечный свет на Земле.docx

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс: 5

Учитель: Глушанина О.Ф

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 7

Тема урока: Солнечный свет на Земле

Цель урока: 

Сформировать представления о  неравномерности  распределения тепла и света на Земле, о следствиях движения Земли.

Задачи урока:         

Образовательные:

сформировать представления о  неравномерности  распределения тепла и света на Земле.

Развивающие:

развивать умения наблюдать модели движения Земли, фиксировать особенности положения в дни равноденствия и солнцестояния.

Воспитательные:

воспитывать  осознания себя  частью природы, понимание  зависимости человека от географических следствий движения Земли.

Личностные УУД:

развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме.

Регулятивные УУД:

умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации из просмотра материалов ЦОР, определение основной информации, выведение следствий  орбитального движения Земли.

Коммуникативные УУД:

умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Планируемые результаты:         

Предметные:

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты  в пространстве и времени:

Знать – Неравномерность распределения тепла  и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия вращения Земли: смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности;

Уметь –  Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца, фиксировать особенности положения планеты в дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия. Определять высоту Солнца над горизонтом, продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года;

Личностные: 

формирование целостного мировоззрения;

Метапредметные: 

умение извлекать информацию из разных источников (ЦОР, учебник), умение пользоваться методами наблюдения, объяснения.

Ресурсы урока: учебник 5-6 класс линии «Полярная звезда» под .ред. Профессора А.И. Алексеева, географический атлас 5 класс, рабочая тетрадь учащегося. 

Формы урока: групповая,  парная

Технологии: «Технология критического мышления»

Структура и ход урока:

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика        

1

Организация на урок   

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.  

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2

Проверка домашнего задания

1)Какие виды движения Земли существуют? (осевое и орбитальное)

2)В каком направлении движется Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца? (с запада на восток)

3)Что является следствием движения Земли вокруг своей оси? вокруг Солнца? (смена дня и ночи и смена времён года)

Демонстрируют знания по пройденному материалу

3

Изучение нового материала

Как вы думаете, почему Северное и Южное полушария не могут освещаться одинаково?

Мы уже говорили о том, что в течение года то одно, то другое полушарие освещено Солнцем больше.

Какие же территории земного шара получают солнечного света и тепла больше всего?

 

Какие участки Земли получают меньшее количество солнечного света и тепла? (Если бы поверхность Земли была плоская, солнечные лучи распределялись бы равномерно, одинаково нагревая её).

С чем это может быть связано?

Самое высокое положение Солнца над горизонтом – зенит, т. е. угол падения солнечных лучей большой.

На Земле проведены условные линии: тропики и полярные круги, которые разделяют её на пояса, различающиеся продолжительностью солнечного освещения и количества тепла, получаемого от Солнца.

Используя рис. 16 (с. 26), назовите пояса освещённости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняет понятия «полярный день», «полярная ночь».

Выдвигают свои предположения (из-за наклона земной оси).

 

 

 

 

 

Вследствие того, что Земля имеет шарообразную форму, участок поверхности у экватора получит больше солнечного света и тепла.

Полярные области.

 

 

 

 

 

 

С углом падения солнечных лучей.

Учащиеся записывают вывод: Чем ближе к экватору, тем больше угол падения солнечных лучей, след.-но большее количество солнечного тепла получает земная поверхность.

 

 

 

 

 

 

Работа с рисунками 15 – 18 (с. 25 – 27).

1)      Тропический

2)      Северный умеренный

3)      Северный полярный

4)      Южный умеренный

5)      Южный полярный

Определяют между какими условными линиями они находятся.

Тропический пояс находится между Северным и Южным тропиками, умеренные пояса – между полярными кругами и тропиками, северный полярный пояс – севернее Северного полярного круга, южный полярный пояс – южнее Южного полярного круга.

Полярный день длится до 6 месяцев в Северном полушарии, когда Солнце находится в зените над Северным тропиком, в это же время в Южном полушарии – полярная ночь.

Полярная ночь наступает в Северном полушарии, когда Солнце находится в зените над Южным тропиком, в это же время в Южном полушарии – полярный день.

4

Закрепление знаний

Организует работу по вопросам на с. 28.

 Дают ответы на вопросы.

5

Рефлексия

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Насколько эффективно вы работали на уроке?

Остались ли у вас неразрешённые вопросы по данной теме?

Оценивают работу на уроке всего класса и свою.

6

Домашнее

задание

Комментирует

Д/з урока 7: п. 7, подготовиться к контрольной работе.

 

Записывают

домашнее задание