Технологическая карта урока
Учебный предмет: география
Класс: 5
Учитель: Глушанина О.Ф
УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы
№ урока: 7
Тема урока: Солнечный свет на Земле
Цель урока:
Сформировать представления о неравномерности распределения тепла и света на Земле, о следствиях движения Земли.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать представления о неравномерности распределения тепла и света на Земле.
Развивающие:
развивать умения наблюдать модели движения Земли, фиксировать особенности положения в дни равноденствия и солнцестояния.
Воспитательные:
воспитывать осознания себя частью природы, понимание зависимости человека от географических следствий движения Земли.
Личностные УУД:
развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме.
Регулятивные УУД:
умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
Познавательные УУД:
извлечение необходимой информации из просмотра материалов ЦОР, определение основной информации, выведение следствий орбитального движения Земли.
Коммуникативные УУД:
умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и времени:
Знать – Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия вращения Земли: смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности;
Уметь – Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца, фиксировать особенности положения планеты в дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия. Определять высоту Солнца над горизонтом, продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года;
Личностные:
формирование целостного мировоззрения;
Метапредметные:
умение извлекать информацию из разных источников (ЦОР, учебник), умение пользоваться методами наблюдения, объяснения.
Ресурсы урока: учебник 5-6 класс линии «Полярная звезда» под .ред. Профессора А.И. Алексеева, географический атлас 5 класс, рабочая тетрадь учащегося.
Формы урока: групповая, парная
Технологии: «Технология критического мышления»
Структура и ход урока:
№ |
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Организация на урок |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
2 |
Проверка домашнего задания |
1)Какие виды движения Земли существуют? (осевое и орбитальное) 2)В каком направлении движется Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца? (с запада на восток) 3)Что является следствием движения Земли вокруг своей оси? вокруг Солнца? (смена дня и ночи и смена времён года) |
Демонстрируют знания по пройденному материалу |
3 |
Изучение нового материала |
Как вы думаете, почему Северное и Южное полушария не могут освещаться одинаково? Мы уже говорили о том, что в течение года то одно, то другое полушарие освещено Солнцем больше. Какие же территории земного шара получают солнечного света и тепла больше всего?
Какие участки Земли получают меньшее количество солнечного света и тепла? (Если бы поверхность Земли была плоская, солнечные лучи распределялись бы равномерно, одинаково нагревая её). С чем это может быть связано? Самое высокое положение Солнца над горизонтом – зенит, т. е. угол падения солнечных лучей большой. На Земле проведены условные линии: тропики и полярные круги, которые разделяют её на пояса, различающиеся продолжительностью солнечного освещения и количества тепла, получаемого от Солнца. Используя рис. 16 (с. 26), назовите пояса освещённости.
Объясняет понятия «полярный день», «полярная ночь». |
Выдвигают свои предположения (из-за наклона земной оси).
Вследствие того, что Земля имеет шарообразную форму, участок поверхности у экватора получит больше солнечного света и тепла. Полярные области.
С углом падения солнечных лучей. Учащиеся записывают вывод: Чем ближе к экватору, тем больше угол падения солнечных лучей, след.-но большее количество солнечного тепла получает земная поверхность.
Работа с рисунками 15 – 18 (с. 25 – 27). 1) Тропический 2) Северный умеренный 3) Северный полярный 4) Южный умеренный 5) Южный полярный Определяют между какими условными линиями они находятся. Тропический пояс находится между Северным и Южным тропиками, умеренные пояса – между полярными кругами и тропиками, северный полярный пояс – севернее Северного полярного круга, южный полярный пояс – южнее Южного полярного круга. Полярный день длится до 6 месяцев в Северном полушарии, когда Солнце находится в зените над Северным тропиком, в это же время в Южном полушарии – полярная ночь. Полярная ночь наступает в Северном полушарии, когда Солнце находится в зените над Южным тропиком, в это же время в Южном полушарии – полярный день. |
4 |
Закрепление знаний |
Организует работу по вопросам на с. 28. |
Дают ответы на вопросы. |
5 |
Рефлексия |
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Насколько эффективно вы работали на уроке? Остались ли у вас неразрешённые вопросы по данной теме? |
Оценивают работу на уроке всего класса и свою. |
6 |
Домашнее задание |
Комментирует Д/з урока 7: п. 7, подготовиться к контрольной работе.
|
Записывают домашнее задание |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.