Солнце – источник жизни на Земле.
Цель: Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека, формировать представления о солнце как источнике жизненно важной энергии.
Задачи:
подвести к пониманию, что вся жизнь на нашей планете зависит от Солнца; раскрыть значение Солнца в жизни живых существ на Земле;
формировать познавательную активность детей;
повышать речевую активность через произведения русских писателей и произведения русского народного фольклора;
воспитывать умение удивляться, восхищаться окружающим миром.
Тип занятия: поисково – исследовательский.
Здравствуй, солнце золотое! (рисуют руками круг).
Здравствуй, небо голубое! (руки поднимают вверх, машут кистями).
Здравствуй, вольный ветерок! (обмахивают руками).
Здравствуй, милый мой дружок! (поднимают руки вверх и машут ими).
- Ребята улыбнитесь друг другу. Улыбка поможет согреть вас и ваших друзей теплом и улучшить всем настроение. Но сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Улыбнитесь им, поделитесь частичками своего тепла. Хорошее настроение поможет нам справиться с любой задачей.
3. Работа по теме занятия.
Инсценировка отрывка сказки.
Солнце по небу гуляло (дети идут и прикрепляют тучки)
И за тучку забежало,
Глянул заинька в окно, (стоит у окна, потом садится на стул)
Стало заиньке темно.
А сороки –
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно!»
- Догадались, из какого произведения отрывок? «Краденое солнце»
- Кто автор? К.И.Чуковский.
- Что случилось?
- Чем опечалены звери?
- О чем мы сегодня на занятии будем говорить? (Солнце – источник жизни на Земле).
- Какую роль выполняет солнце на нашей планете, можно ли нам и всем живым организмам обойтись без него? На этот вопрос мы должны ответить.
Перед вами полянка. Солнце закрыто тучками, и наш цветок закрыл лепестки. Давайте поможем расцвести нашему цветку.
Работа в группах.
Сегодня вы будете работать по группам. Какие правила мы должны помнить? (говорить спокойно и ясно, по очереди, не перебивать, уважать мнение каждого).
У вас на столах лежит файл с пазлами. Вам нужно собрать картинку и сформулировать, какую роль играет солнце, глядя на картинку. Проверять картинку через документ – камеру.
Роль солнца для растений:
- источник света и тепла;
- рост и развитие растений;
- зеленые растения при помощи солнечных лучей очищают воздух – забирают из него вредный углекислый газ и насыщают кислородом, которым дышат все живые существа на нашей планете.
Вывод: ежегодно растения выделяют в атмосферу 460 млрд.тонн кислорода, поглощают 600 млрд. тонн углекислого газа.
значение солнца для животных:
- источник света и тепла;
- сезонные ориентирования.
значение солнца для человека:
- источник света и тепла;
- витамин Д;
- от света и тепла зависит урожай и жизнь на планете;
- воздействие солнца помогает избежать плохого настроения.
- закаливание, солнечные ванны.
Использование солнечной энергии: солнечные батареи (свет, тепло).
Солнце дает нам колоссальное количество энергии.
Солнечную энергию используют:
- авиации и космической отрасли;
- сельском хозяйстве;
- в быту;
- для освещения городских объектов;
- электрификация небольших населенных пунктов;
- электроснабжение объектов медицины и спорта.
Вывод:
Издавна Солнце оказывает всевозможное влияние на нас: физическое и духовное. Как только на горизонте появляется Солнце, на Земле закипает жизнь. И эта жизнь никак не может обойтись без Солнца — источника света и тепла. Не будь Солнца, не было бы на Земле зеленых лугов, тенистых лесов, рек, цветущих садов, хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения.
А какую еще роль выполняет солнце:
-образование ветра;
- Благодаря солнцу — есть кислород на нашей планете;
- Солнце осуществляет круговорот воды в природе;
- смена дня и ночи;
- смена времен года;
- климат;
- ориентирование на местности;
- солнечные часы.
Игра «Золотые ворота»
Посмотрите, наш цветок раскрылся. Полянка ожила. В хорошую погоду нам хочет поиграть.
Я предлагаю вам сыграть в игру «Золотые ворота».
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Пословицы о солнце.
Люди всегда почитали солнце и это отражено в пословицах.
Какая из пословиц подходит к нашему занятию.
Солнышко садится — лентяй веселится, солнышко всходит — лентяй с ума сходит.
На солнышко во все глаза не взглянешь.
При солнышке тепло, при матери - добро.
Солнца не закроешь, а правду не скроешь.
Без солнышка не проживешь.
4. Рефлексия.
У вас на столах лежат цветочки. Серединки белые. Оживите цветочек. Если у вас хорошее настроение, нарисуйте ему улыбку. А если вам грустно – то грустный цветочек.
Обратите внимание на полянку. Благодаря вашим цветочкам она расцвела, стала еще краше. Я хочу, чтобы у вас всегда было такое же прекрасное настроение. А кого мы будем благодарить? Солнышко. Если мы не будем бережно относиться к природе, то и солнышко нам не поможет.
Спасибо за занятие!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.