Солнце, растения и мы с вами. Урок по окружающему миру в 3 классе.
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
30.04.2018
Солнце, растения и мы с вами. Урок по окружающему миру в 3 классе.
Цели урока:
* воспитательные: экологическое воспитание (воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле);
* обучающие: ознакомить учащихся со способом дыхания растений и способом пита-
ния зеленых растений; показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли;
* развивающие: развитие наблюдательности; развитие логического мышления на основе отработки логических операций: обобщения, отработка понятия.
Оборудование:
- тесты (2 варианта),
- динамические схемы «Дыхание растений», «Питание растений»
(демонстрационные и индивидуальные для детей);
- кроссворд, вычерченный на плакате;
- учебник А.А. Плешакова. 3 класс;
- жетоны для рефлексии учащихся.
Солнце, раст ..3 кл..doc
Солнце, растения и мы с вами. Урок по окружающему миру в 3
классе.
Чибова Оксана Владимировна, учитель начальных классов МОУ
«Ферзиковская средняя общеобразовательная школа».
Цели урока:
* воспитательные: экологическое воспитание (воспитывать доброе отношение к природе
и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле);
* обучающие: ознакомить учащихся со способом дыхания растений и способом пита
ния зеленых растений; показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых
растений и живых организмов Земли;
* развивающие: развитие наблюдательности; развитие логического мышления на основе
отработки логических операций: обобщения, отработка понятия.
Оборудование:
тесты (2 варианта),
динамические схемы «Дыхание растений», «Питание растений»
(демонстрационные и индивидуальные для детей);
кроссворд, вычерченный на плакате;
учебник А.А. Плешакова. 3 класс;
жетоны для рефлексии учащихся.
Оформление доски:
плакат с названием темы урока – в центре,
в правом верхнем углу – эпиграф к уроку.
Ход урока.
Охранять растения – значит
заботиться обо всем живом.
1. Организационный момент.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Делать выводы и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
1 2. Повторение изученного. Тестовый контроль (опрос). 2 уровня сложности.
А теперь ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.
1) Почва – это…
о) верхний плодородный слой земли;
в) полезное ископаемое;
м) песок и глина.
1) Верхний, рыхлый, плодородный слой
земли, на котором растут растения,
называется – …
н) перегной;
м) почва;
ж) полезное ископаемое.
2) Главное свойство почвы, отличающее
ее от горной породы:
б) сыпучесть;
к) темный цвет;
т) плодородие;
у) водонепроницаемость.
2) Найди основное свойство почвы:
х) цвет;
г) сыпучесть;
о) плодородие;
я) непрозрачность.
3) Почва состоит:
ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины,
солей, а также микробов, корней растений и
различных животных, обитающих в почве;
ж) из микробов, корней растений, различных
животных, обитающих в почве;
л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины,
солей.
3) Состав почвы:
х) микробы, корни растений, различные
животные, обитающие в почве;
л) воздух, вода, перегной, песок, глина,
соли;
н) воздух, вода, перегной, песок, глина,
соли;
а также микробы, корни растений и
различных животных, обитающих в почве.
4) Ботаника – это…
е) наука о животных;
и) наука о растениях;
ю) наука о грибах.
4) Наука о растениях называется – …
а) астрономия;
е) зоология;
о)ботаника.
5) Из почвы растения получают:
т) остатки растений и животных;
р) перегной, песок, глину;
ч) воздух, воду, соли.
5) Из почвы растения получают:
т) перегной, песок, глину;
д) воздух, воду, соли;
б) остатки растений и животных.
2 6) Ученые выделяют … групп растений:
к) 4;
ц) 6;
н) 5.
7) К растениям не относятся:
и) кустарники;
е) деревья;
о) воздух;
я) травы.
6) Ученые выделяют следующие группы
растений:
у) мхи, папоротники, водоросли,
травянистые растения;
е) водоросли, мхи, папоротники, хвойные
растения, цветковые растения;
и) травянистые растения, цветковые
растения, водоросли.
7) Листья хвойных растений называются:
щ) пластинки;
ш) иголки;
ц) хвоинки;
ч) лепестки.
Самопроверка.
У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «отлично» или
«молодец».
3.Сообщение темы и цели урока.
Работа с эпиграфом
Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.
Как вы понимаете слова, что хотел сказать нам автор?
Представьте, что Человек действительно остался один на
нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что
произошло бы тогда?
В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.
А теперь прочитайте тему урока.
Я попробовала тему нашего урока отобразить в следующей
схеме:
Солнце Растения Человек
Подумайте, что я этим хотела сказать?
Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.
Какую часть природы будем изучать?
Назовите признаки живой природы.
Охранять растения –
значит заботиться обо
всем живом.
Без растений не было
бы жизни, т. к. они дают
всем живым существам
кислород.
Человек бы умер…
Солнце, растения и мы
с вами.
Как связаны между
собой растения,
человек и Солнце?
Живую (растения,
человек) и неживую
(Солнце)
Движение, питание,
дыхание, рост и
развитие, размножение.
3 Какой вопрос у вас возник? Что хотите у меня спросить?
Давайте послушаем ваши версии.
Как растения дышат?
Почему растениям
необходимо питание?
Каким образом
растения получают
питание?
Растения дышат корнем
и листьями… Питание
необходимо, чтобы
расти и развиваться…
Питание растения
получают из земли с
помощью корня…
Ребята, вы вправе можете называться учеными – ботаниками, т.
к. умеете выдвигать различные гипотезы, отстаивать свою точку
зрения. Ученые всего мира очень долго пытались определить,
какими «продуктами» питаются растения…
4. Изучение новой темы.
1) Дыхание растений (при объяснении на магнитной доске
моделируется схема «Дыхание растений».
Дыхание
растений
4 Растения дышат так:
Из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом
растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений
также дышат воздухом, который содержится в почве, и,
следовательно, тоже выделяют углекислый газ.
Подведение итога.
А сейчас я проверю, как вы разобрались. Как называется
процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет
углекислый газ?
Дыхание
Физкультминутка
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучики согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ножками топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
2) Питание растений.
Вы теперь знаете, как дышат растения.
О чем сейчас нам нужно поговорить?
Какие у вас версии: как питаются растения?
Но как же растения получают главные питательные вещества –
сахар, крахмал?
Нет, в почве этих веществ нет, а в растениях они есть…
Ребята, даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать
эту тайну. Но сейчас она разгадана. Выяснилось, что листья
растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и
углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но
ЗАПОМНИТЕ: работает эта чудесная кухня только на свету.
Какой вопрос у вас возникает?
Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой
О питании растений.
Своими корнями
растения высасывают из
почвы воду с
растворенными в ней
минеральными солями.
Из почвы…
Почему же для работы
«кухни» требуется
свет?
5 чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни
любого живого существа.
(Рассказ учителя сопровождается синхронным моделированием
схемы)
Питание
растений
Сахар
Крахмал
Работа с учебником.
Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что
животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы
думаете: почему?
Откройте учебник на стр. 78. Найдите и прочитайте
подтверждение или опровержение этого мнения, т.е. найдите
ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без
растений?
Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить
сахар и другие питательные вещества. А животные и человек
едят растения и таким образом «добывают» для себя
необходимые питательные вещества, а вместе с ними
необходимую для жизни энергию. Происходит вот что: растения
улавливают энергию солнечного света, запасают ее в
Человек и животные не
умеют из углекислого
газа и воды получить
сахар и другие
питательные вещества.
Дети находят ответ на
этот вопрос в книге и
6 зачитывают его.
питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию
животным и нам с вами.
Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе
с питательными веществами образуется и кислород! Растения
выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не
было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко
всем растениям.
Работа детей с индивидуальными моделями на партах.
Как дышат растения?
Как питаются растения?
Отработка понятия.
Ребята, скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны
для растений?
Найдите различия в дыхании и питании растений. ( С опорой на
модели).
Работа со схемой на доске.
Как же связаны между собой Солнце, растения и люди?
5. Закрепление.
Разгадаем кроссворд (слово РАСТЕНИЯ прописано)
1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220
280 кг углекислого газа и выделяет 180200 кг кислорода. При
каком процессе жизнедеятельности растений это происходит?
2. Что необходимо растению для производства кислорода из
углекислого газа и воды?
3. Какой газ выделяют растения при дыхании?
4. Как называется процесс, при котором растение поглощает
кислород и выделяет углекислый газ?
5. Какой газ необходим для дыхания растений?
1
4
3
р а
2с
т
е
н и я
5
Моделирование схемы
дыхания растений +
рассказ 1 ученика.
Моделирование схемы
питания растений +
рассказ 1 ученика.
Дыхание и питание.
Питаются – днем;
дышат – постоянно.
Объяснения детей.
Питание.
Свет.
Углекислый.
Дыхание.
Кислород.
7 Высказывания детей.
6. Подведение итогов.
Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать
слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»?
Мне невольно вспоминаются следующие слова:
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял!
Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на
уроке, и будете бережно относиться к природе.
7. Домашнее задание.
Всем обязательно: стр. 7679 по учебнику А.А. Плешакова «Мир
вокруг нас. 3 класс»
По желанию:
Придумать фантастический рассказ о том, что случилось
бы на Земле, если бы исчезли все растения.
Нарисовать рисунок на заданную тему.
8. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
Те, кому на уроке было все понятно, кто со всеми
предложенными вопросами справился уверенно, положите свой
жетончик веселому человечку.
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя
неуверенно, положите свой жетончик второму человечку.
Если вам на уроке было очень трудно работать, с заданием не
справились, положите свой жетончик третьему человечку.
9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Что нового узнали на уроке? Что вас удивило?
Дети оценивают свою
работу.
8 9
Солнце, растения и мы с вами. Урок по окружающему миру в 3 классе.
Солнце, растения и мы с вами. Урок по окружающему миру в 3 классе.
Солнце, растения и мы с вами. Урок по окружающему миру в 3 классе.
Солнце, растения и мы с вами. Урок по окружающему миру в 3 классе.
Солнце, растения и мы с вами. Урок по окружающему миру в 3 классе.
Солнце, растения и мы с вами. Урок по окружающему миру в 3 классе.
Солнце, растения и мы с вами. Урок по окружающему миру в 3 классе.
Солнце, растения и мы с вами. Урок по окружающему миру в 3 классе.
Солнце, растения и мы с вами. Урок по окружающему миру в 3 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.