Самостоятельная работа – познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Специфический для предмета «русский язык» аспект самостоятельности – это самостоятельное выражение своей мысли в речи, самостоятельное использование при этом изученных средств языка. Самостоятельная работа – это не самоцель, а средство для достижения глубоких и прочных знаний учащихся, формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности учителя и ученика.
Самостоятельная работа на уроках русского языка в классах коррекции.doc
Сообщение на МО гуманитарного цикла
«Самостоятельная
работа
на уроках
русского языка»
Самостоятельная работа – познавательная, учебная деятельность,
выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без
его непосредственного участия. Специфический для предмета «русский язык»
аспект самостоятельности – это самостоятельное выражение своей мысли в
речи, самостоятельное использование при этом изученных средств языка.
Самостоятельная работа – это не самоцель, а средство для достижения
глубоких и прочных знаний учащихся, формирования у них активности и
самостоятельности как черт личности, развития
их умственных
способностей. Организация самостоятельной работы – это отбор средств,
форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение
условий эффективности учителя и ученика.
Известно, какое значение придавал самостоятельной работе
школьников К.Д.Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся –
один из основных принципов его дидактической системы. В классах
коррекции этот вид работы целесообразно проводить на этапе закрепления
материала. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись
школьниками не механически, а сознательно. Нужно добиваться, чтобы в
практическую работу учащиеся вносили элементы самостоятельности, а где
возможно, и творчества.
Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы
научить их мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что
положительно сказывается на усвоении учебного материала, в том числе и
орфографии. Но для детей с ЗПР характерен недостаточный уровень
сформированности мыслительной деятельности. Учащиеся этой категории не
анализируют исходную совокупность данных, не планируют своих действий.
Они сразу приступают к практическому решению задания и в ходе
выполнения не умеют контролировать свои действия. В этих целях очень предлагаю выборочное списывание.
полезно практиковать задания типа «Объясни», «Докажи», «Найди», ставить
вопрос «Почему?», требовать обоснования того или иного написания. Задания
такого типа активизируют мыслительную деятельность учащихся,
вырабатывают у них сознательного применения теории на практике. Также в
своей работе практикую разнообразные виды заданий:
составь
словосочетания, подчеркни орфограмму, допиши слог, слово, работа с
деформированным предложением, текстом, распространение предложений с
помощью вопросов. Чтобы сэкономить время на уроке, заострить внимание
учащихся на изучаемой орфограмме и тем самым лучше закрепить изучаемый
материал,
Наблюдая за уже
сформированными умениями и навыками учащихся 5б класса (нынешний 6 –
б), замечала такую картину: как только дело касается упражнения, они
механически списывают, не прочитав задания. Не сразу, но учащиеся этого
класса стали обращать внимание на то или иное задание: выпиши, распредели,
спиши в алфавитном порядке, замени и т.п. Им нравится выполнять
упражнения с условным обозначением «С», что означает «Учись выполнять
самостоятельно».
Для развития у детей внимания и сосредоточенности можно использовать
свободное списывание. Сначала текст упражнения анализируем, разбираем
орфограммы, затем учащиеся читают отдельные абзацы и самостоятельно
записывают своими словами или близко к тексту. После выполнения работы
учащиеся сверяют свои записи с текстом
учебника и исправляют
орфографические ошибки. Материал для свободного списывания выбираю из
учебника такой, чтобы по содержанию был интересным, понятным. Раскрытие
содержания микротем сложный процесс, ученики 4го, частично 3го
уровней с таким видом заданий, конечно, не справляются, и поэтому
списывают из учебника понравившийся абзац.
Степень самостоятельности постепенно возрастает, а именно тогда, когда
дело касается творческих работ: сочинения, изложения, в них ученик излагает
свои мысли и выражает индивидуальные склонности, дает выход своему
воображению. Это самые сложные виды деятельности для наших учеников и, в
то же время, одни из наиболее действенных средств активизации учебной
деятельности. М.Р.Львов считает такую учебную работу высшим типом и
значительную роль отводит творческому моменту. Оба вида работы,
сочинение и изложение, развивающие мысль и речь учащихся, выполняющие
коррекционно–развивающие функции, должны идти параллельно: изложение
учит
подражать классическим образцам языка писателей, сочинение
прививает умения оформлять в речи свои знания, мысли. Анализ творческих
работ показал отсутствие отражения причинно – следственных связи между
частями текста, что не просто обедняет все содержание сообщения, но и
делает его примитивным, лишает конкретности и обоснованности. Это фактор
недостаточности мышления школьников с ЗПР. Таким образом, при обучении навыкам письменноречевой деятельности необходимо формировать их
познавательную активность и развивать психические функции.
Становится ясно, что коррекционная работа по формированию
самостоятельности
является лишь одной частью большой работы,
направленной на коррекцию имеющихся отклонений и нарушений
психического развития в целом. Ведь, привитие навыков самостоятельной
работы, развитие их познавательной деятельности позволяют учащимся быть
более уверенными в себе и в своих способностях.
Список использованной литературы:
1. Письмо и чтение: трудности и коррекция. ( Под редакцией О.Б.Иншаковой)
2.Е.А.Лапп «Письменная речь у младших школьников с ЗПР».
Кабулова Г.К.
Сообщение
Сообщение
Сообщение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.