Сообщение из опыта работы: «Креативность в интегрированной коллективной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования »
Оценка 4.6

Сообщение из опыта работы: «Креативность в интегрированной коллективной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования »

Оценка 4.6
docx
19.02.2023
Сообщение  из  опыта  работы: «Креативность в  интегрированной коллективной деятельности с  использованием нетрадиционных техник рисования »
из опыта работы.docx

               МОУ  « Бендерский  детский  сад №38»

 

 

 

 

       Сообщение  из  опыта  работы:

«Креативность в  интегрированной коллективной деятельности с  использованием нетрадиционных техник рисования »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Подготовила:

                                                                                  воспитатель

                                                                           Сувак Диана Борисовна  

                                                                             стаж работы  18 лет        

                         «Креативность в  интегрированной коллективной деятельности с  использованием нетрадиционных техник рисования»

 

«И в десять лет, и в семь, и в пять,

                                                                  Все дети любят рисовать.

                                                                 И каждый  смело нарисует

                                                                   Всё, что его интересует.

                                                                    Всё вызывает интерес:

                                                                    Далёкий космос, ближний лес,

                                                                       Цветы, машины, сказки, пляски…

                                                                   Всё нарисуем,

                                                                 были б краски,

                                                                   Да лист бумаги на столе,

                                                                            Да мир в семье и на земле.»

                                                                                                               В. Берестов

 

 

Современное время требует людей, способных нестандартно мыслить, творческих, способных к росту. Креативность в той или иной степени пригодится в любой сфере деятельности. Креативность, как способность человека к творчеству обеспечивает планомерное развитие, появление новых, прогрессивных идей.

Творчество и креативность не одно и то же. Хотя в целом они похожи

Креативность – это способность создавать что-то новое, оригинальное.

Как же развить креативность? Необходимо видеть вещи в новом ракурсе, уходить от стереотипов. Шаблонность действий подавляет способность к творчеству. Нужно создавать детям ситуации требующие творческого решения, не давать готовых ответов, а мягко направить их мысли в нужное русло. Самостоятельный поиск ответов на вопросы способствует развитию воображения. Развивайте рисование двумя руками, так как это позволяет одномоментно развивать и синхронизировать оба полушария головного мозга, творческого и логического. Так закладываются начало детской одаренности. В характере ребенка, регулярно занимающегося  рисованием, постепенно и естественным образом воспитываются такие проявления  как: внимание, тщательность, терпение, планирование процесса работы.Креативные способы рисования – это не только рисование, но также и игры с красками и различными другими необычными материалами. Важно создать радостную и спокойную атмосферу и при подготовке и при проведении занятия

Чем меньше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Актуальность в использовании интегрированных занятийобъясняется целым рядом причин:

— мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую разделы программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на части;— использование интегрированного подхода развивает потенциал детей, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, развитию логики, мышления, речи;— форма проведения интегрированного занятиянестандартнаинтересна.

Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, снижается утомляемость, повышается познавательный интерес;— интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании;— за счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности детей, для занятий физическими упражнениями.— интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

На интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных образовательных областей параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Интегрированное - это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития (Например, понятие «настроение» в произведениях литературы, музыки, живописи).

При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» интегрируется со следующими образовательными областями:

• «Социально – коммуникативное развитие» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практического овладения воспитанниками нормами речи; формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения готовить и убирать свое рабочее место, бережно относиться к пособиям и материалам, наводить порядок после игр и образовательной деятельности; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла глазной гимнастики, пальчиковых игр, приемов самомассажа рук; формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый – ребенок».

• «Познавательное развитие» - сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений;

• «Физическое развитие» - развитие мелкой и крупной моторики, использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла физкультурных минуток, двигательных заданий, формирование правильной осанки;

В дошкольных учреждениях изобразительное творчество детей находит разнообразные формы выражения: индивидуальные работы, коллективные, композиции, над которыми дети работают в течение нескольких занятий.

Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности, совместно с аппликацией, лепкой, музыкой и др, выполненные оригинальными и необычными техниками рисования вызывают у детей интерес и удовольствие.

Ребёнок развивается нравственно-эстетически и начинает понимать, что художественный образ можно показать разными средствами выразительности, видеть его по-своему. Представляя себя маленькими художниками, дети ищут пути в творчестве и видят быстрый и эффектный результат своей работы.

Основная задача, которая стоит перед педагогом, используя этот методинтегрированных коллективных занятий - приобщить ребёнка к работе в коллективе, учить создавать коллективный образ с помощью разнообразных нетрадиционных, оригинальных техник рисования.

Этот метод, как симбиоз форм выражения, приучает детей к коллективизму, творческому мышлению и созданию образа таким, каким он его себе представляет.

Главная цель изобразительного художественного творчества заключается в том, что выразить ту или иную мысль, явление, можно только, создав изображение, картину с помощью выразительных образов самыми разнообразными техниками.

Задачами интегрированных коллективных занятий с применением оригинальных техник рисования являются:

- вызывать интерес ребёнка на занятиях изобразительной деятельности к созданию творческих работ;

- приучать детей работать в коллективе, помогать друг другу, подсказывать, радоваться не только своим успехам, но и успехам других;

- развивать творческое мышление, фантазию, чувство цвета, ритма, навыки рисования, аппликации, лепки, умение соединять всё в единую творческую композицию;

- научить детей рисовать оригинальными, необычными техниками.

Цель нетрадиционной изобразительной деятельности:

Развитие художественного творчества, воображения, фантазии  дошкольников,  формирование индивидуальных, интеллектуальных творческих способностей через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;

Проведение творческой художественной деятельности с использованием  нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов;

•Развивает уверенность в своих силах;

•Развивает пространственное мышление;

•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

•Развивает мелкую моторику рук;

•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Расскажу о наиболее интересных нетрадиционных техниках рисования :

·         Дорисовывание – самый известный и простой метод развития креативности. Можно использовать любые материалы (гуашь, акварель, восковые мелки). Попробуйте сделать несколько разноцветных клякс и пофантазировать, на что они похожи. Предложите ребенку превратить кляксу в какой либо предмет используя метод дорисовывания. Можно усложнить задание, попросив ребенка дорисовать заранее заготовленные фигуры.

·         Рисование геометрическими фигурами – исследования показывают, что ограничение выбора может стимулировать творчество. Если специально закрыть часть возможностей, это позволит лучше сосредоточиться на оставшихся или поиске новых. Заданная форма основной фигуры или ограниченное количество цветов, которые можно использовать в работе позволят детям искать новые пути творческого самовыражения. Для усложнения задания, можно предложить нарисовать геометрическими фигурами какой-нибудь знакомый им предмет.

·         Рисование музыки – это развитие абстрактного мышления, ребенок вынужден думать, как изобразить то, что он не может увидеть. Ребенок учится работать с цветом и символами. Для рисования музыки у самых маленьких можно взять два-три контрастных музыкальных произведения и любую краску (гуашь, акварель). Такие упражнения обучают детей слушать и воспринимать музыку, а так же прислушиваться к своим чувствам и иллюстрировать их при помощи цвета и линии.

·         Кляксография - раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве  артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования  хорошо, получается, изображать различные  деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.).

·         Рисование ватными палочками

·         Тычок  жесткой полусухой кистью -  средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности

·         Рисование ладошкой - средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

·         Скатывание бумаги - средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу

·         Оттиск смятой бумагой - средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага

·         Восковые мелки + акварель - средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

·         Точечный рисунок - рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

·         Отпечатки листьев - средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

·         Поролоновые рисунки - почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

·         Разрисовка   маленьких камешков - разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

·          Метод  ниткографии - существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

·         Рисование пластиковой вилкой - а еще можно рисовать вилками. Понадобятся бумага, гуашь, вилка и конечно же фантазия. Лучше всего использовать пластиковую вилку, так как она более гибкая и безопасная. Окунаем вилку в гуашь и начинаем прижимать вилку к бумаге

 

В деятельности по художественному творчеству необходимо предоставлять детям свободу выбора изобразительных материалов. Необходимо использовать разные материалы: краски, цветные карандаши, мелки. Это даёт возможность ребёнку выбрать художественный материал по желанию, развивается самостоятельность в работе, познавательная и экспериментальная активность, творчество.

Законченные работы обязательно выставляются на доске или раскладываются на столе, ковре в конце занятия. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать свои работы, говорить о них. Эту активность педагог должен поддерживать, развивать. Анализ работ обязательно связывается с изобразительной задачей. Оценивается не сам ребёнок, а его рисунок.

Чтоб заинтересовать детей, педагог может предложить им показать понравившиеся работы, рассказать, почему они нравятся. В другом случае, педагог обращается к самому автору с тем, чтобы он объяснил, почему избрал такую форму, в третьем – предлагает каждому исполнителю оценить свою работу. Итог подводит вся группа.

Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционному рисованию, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей,  их индивидуальных особенностей  и навыков в рисовании, самому быть творческой личностью, любить рисовать.

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно:

     • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;

• от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;

• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

• от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;

• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

 

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов.

 

Такими стимулами могут быть:

·        игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая, которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их.

·        сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

·        просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

·        создание проблемной ситуации;

·        музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т. д.

·        эмоциональное объяснение детям способов действий с нетрадиционнымматериалами и показ разных приемов  нетрадиционного изображения.

 

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

В художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

 

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисованиемелом по бархатной бумаге.

В работе нужно использовать такие формы организации как:

·        целевые прогулки,

·        фотовыставки,

·        выставки рисунков,

·        конкурсы,

·        развлечения.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых  и новых техник  в рисовании.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

 


 

МОУ « Бендерский детский сад №38»

МОУ « Бендерский детский сад №38»

Креативность в интегрированной коллективной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования» «И в десять лет, и в семь, и в пять,

Креативность в интегрированной коллективной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования» «И в десять лет, и в семь, и в пять,

Актуальность в использовании интегрированных занятий объясняется целым рядом причин : — мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую разделы программы, направленные…

Актуальность в использовании интегрированных занятий объясняется целым рядом причин : — мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую разделы программы, направленные…

Использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла глазной гимнастики, пальчиковых игр, приемов самомассажа рук; формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу, реализация…

Использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла глазной гимнастики, пальчиковых игр, приемов самомассажа рук; формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу, реализация…

Цель нетрадиционной изобразительной деятельности :

Цель нетрадиционной изобразительной деятельности :

Кляксография - раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат

Кляксография - раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат

Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов

Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов

Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца

Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно : • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию…

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно : • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию…

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2023