муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 г. Кировска»
Сообщение из опыта работы
««Развитие речи детей 6-7 лет с ТНР
в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Харина Светлана Владимировна
«Развитие речи детей 6-7 лет с ТНР
в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы»
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос коррекции речевого развития является наиболее актуальным, поскольку правильная речь – это важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей и их дальнейшей социализации.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие педагоги и психологи как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и другие. По их мнению, художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка, оказывает воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
В условиях реализации ФГОС речевое развитие дошкольника включает в себя: развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
По моему мнению, художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Мои наблюдения показали, что дети, достаточно хорошо владеющие своей речью, чувствуют себя в группе комфортнее, они чаще становятся центром внимания сверстников, так как могут поделиться своими впечатлениями об увиденном, рассказать что-то интересное, легче общаются со взрослым.
Я считаю, что проявить себя, выразить свою мысли, поделиться своими знаниями, чувствами должен уметь каждый ребенок. Для успешной работы по теме я поставила перед собой цель: развивать и совершенствовать у детей связную и выразительную речь по средствам художественной литературы.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
1. Ознакомление детей с книжной культурой, детской литературой;
2. Формирование способности детей различать жанры художественной литературы: поэзия, проза, стихи, рассказы, сказки, загадки;
3. Развитие умения детей анализировать текст, выделять главную мысль, давать оценку героям произведений, оценивать их поступки, самим сочинять стихи, сказки, рассказы, внедряя литературные выражения;
4. Развитие выразительной, грамотной литературной речи, умения использовать интонационную окраску речи: ударение, силу голоса, паузы, темп, повышение и понижение голоса;
5. Совершенствование диалогической и монологической речи: умения активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы;
6. Формирование бережного отношение к книге;
7. Воспитание в душе каждого ребёнка любознательности, чувства любви к художественной литературе;
8. Обогащение предметно-пространственной среды по теме;
9. Повышение уровня компетентности родителей воспитанников в вопросах речевого развития дошкольников с использованием художественной литературы.
Для осуществления данных задач я использовала следующие принципы:
- принцип целенаправленности;
- принцип систематичности и последовательности (последовательное овладение знаниями, умениями, навыками, применение их на практике);
- принцип доступности (опираясь на него, я учитывала возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт);
- принцип наглядности обучения (тщательно продумывала дидактические цели использования наглядности: методику показа, количество наглядности и последовательность демонстрации, сочетание определённых видов наглядности, включение детей в анализ художественных произведений);
- принцип интегрированного подхода (использовала различные формы и методы в работе с детьми, интеграцию образовательных областей).
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
- создание речевой развивающей среды;
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями;
- работа с социумом (городская детская библиотека).
Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу, обогатила предметно-развивающую среду в группе:
- Организовала центр «Здравствуй, книжка!». Его содержание соответствует возрастным особенностям детей. В нем находятся:
· книги с художественными произведениями детских писателей, фотографии писателей, с творчеством, которого дети знакомятся в данный момент;
· иллюстрации к детским произведениям;
· игрушки, изображающие сказочных персонажей;
· необычные предметы, которые упоминаются в произведении, находящемся в книжном уголке или недавно прочитанном;
· литературные игры, игры с грамматическим содержанием;
· «Книжная аптечка», в которой можно найти всё, что нужно, чтобы «вылечить книгу»;
· диски со сказками.
Книжный уголок, по желанию детей или педагога, легко трансформируется в «Библиотеку» или «Магазин книги». Периодически провожу замену художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников.
Для организации образовательной деятельности с детьми составила перспективный план и разработала систему работы по речевому развитию детей через художественную литературу, включающую в себя организованную образовательную деятельность, сотрудничество с социальными партнерами (библиотекой).
- разработала конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
В работе с детьми я использую следующие методы и приемы:
- Чтение, драматизация литературных произведений.
- Занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
- Рассказывание сказок, заучивание стихотворений, с использованием мнемотаблиц.
- Сочинение сказок: коллективных, индивидуальных.
- Дидактические, настольные игры по материалам художественных произведений.
- Придумывание загадок.
- Слушание сказок на дисках.
- Подвижные игры на согласование речи с движением, хороводные игры с текстом.
- Пальчиковые упражнения.
- Литературные викторины.
- Работа в уголке книги (выставки книг и детских рисунков, поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.).
- Создание детьми книг-самоделок.
- Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному произведению, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Поэтому при отборе художественной литературы я учитываю то, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции.
В круг детского чтения входят:
1. Произведения детского фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
2. Произведения русской и зарубежной классики (А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.И. Тютчева, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро и др.);
3. Произведения современной отечественной литературы (В.В. Маяковского, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова, М.М. Пришвина, Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, Е. Благининой, З. Александровой и др.).
4. Произведения народов мира.
В своей работе постоянно в режимных моментах использую малые фольклорные формы. Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают четверостишие и активно их используют в повседневной жизни
Так же в работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.
Детям нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры они помогают детям овладеть родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, небылицы.
Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К. И. Чуковского экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию.
Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.
На занятиях по речевому развитию, при ознакомлении детей с рассказами использую пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. При пересказе дети придерживаются авторской композиции произведения. Обучение пересказу провожу по следующему алгоритму.
1.Выбор текста
- сравнительно небольшой объем произведения;
- простота сюжета;
- доступность языковых средств;
- нравственная значимость содержания текста;
- высокая художественность литературного произведения.
2. Подготовительная работа
- знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа;
- рассматривание картин и иллюстраций;
- наблюдение в природе и окружающей действительности;
- художественно-творческая деятельность по содержанию рассказа;
- лексико-граматические упражнения по содержанию рассказа;
- заучивание наизусть потешек, пословиц, стихов, способствующих пониманию рассказа.
3. Последовательность обучения пересказу
- первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ;
- беседа по содержанию;
- анализ текста на наличие незнакомых слов;
- рассматривание иллюстраций к тексту, выстраивание их в логической последовательности. Выделение из текста фраз к каждой картинке;
- проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, повторов, метафор, сравнений, зачинов и прямой речи героев и действующих лиц);
- грамматические упражнения по тексту (замена слов синонимами, словообразование, словоизменение);
- второе чтение текста с установкой на запоминание;
- третье чтение после беседы по содержанию и анализ текста;
- расстановка смысловых акцентов;
- составление плана.
Использую следующие виды пересказов:
1. Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к
тексту). В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.
2. Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Этот вид пересказа часто использую с группой детей. В этом случае произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения.
3. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т. д. Или все те же события случились не с колобком, а с другим персонажем.
4. Пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Самым любимым у детей жанром в художественной литературе является сказка.
Задачи работы со сказкой включают в себя 3 основных направления:
1. Ознакомление детей со сказкой, с ее жанровыми особенностями, языковыми и выразительными средствами.
2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.
3. Развитие с помощью сказки воображения, фантазии, словотворчества и создание собственных сказок.
Традиционные формы работы со сказкой: чтение или рассказывание, обсуждение, сочинение сказки, инсценировка сказки, иллюстрирование сказки.
При работе над сказкой знакомлю детей с композиционными особенностями сказки, отличие ее от рассказа, стихотворения; с образными словами и выражениями в сказке. Использую наиболее интересные приемы в работе при знакомстве со сказкой:
- сюрпризные
моменты (приход гостей-игрушек, сказочных героев);
- загадки о главных героях;
- рассматривание обложки, иллюстраций к сказке;
- организация тематической выставки;
- разбираем пословицы и связь ее с идеей сказки;
- предлагаю детям назвать любимые сказки или вспомнить сказки, где героем
является один и тот же образ.
Ничто так не развивает речь, как театральная деятельность детей,
Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи. В своей
практике стараюсь широко использовать: показ кукольных и театральных
представлений для детей, проводить литературные досуги и вечера встреч со
сказкой. Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает
художественная литература.
Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, я развиваю культуру речи детей. Главным ее результатом считаю умение говорить грамматически правильно, точно и выразительно.
С детьми ежедневно читаем книги не только по программе, но и книжные новинки, книги современных авторов, познавательную литературу, книги, которые дети приносят из дома, и которые берем в детской библиотеке. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование.
Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Созданные детьми малышки книжки – составлены по произведениям детских писателей, по сказкам. Совместно с детьми и родителями были созданы детские иллюстрации по прочитанным произведениям: «Купание медвежат» В.Бианки, Сутеев «Под грибом», произведения А.Л. Барто, А.Н.Толстой «Ёж», р.н.с. «Царевна лягушка», ненецкая сказка «Кукушка».
Особое внимание уделяю работе с родителями. В своей деятельности использую такие формы, как: беседы, консультации, информации, выставки детских работ, совместное сочинение, праздники, развлечения и др.
Вначале провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (50%), стихи (7%), классическую детскую литературу (36%), энциклопедии (7%), а после прочитанного произведения не обсуждают с детьми содержание. Из данных анализа узнала, что родители мало читают детям и не осознают роли художественной литературы в развитии речевого творчества.
Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо: познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника. Научить правильно, подбирать художественную литературу. Порекомендовать, как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.
В связи с этим я провела консультации: «Книга – источник радости и знаний», «Что следует читать детям», «Выбор книг для детей», «Какие сказки читать ребенку на ночь?» и др., в которых дала понять, что только единство детского сада и семьи способствует развитию речевого творчества детей.
Родители заинтересовались данной работой, с их помощью осуществился подбор книг, они стали записывать рассказы детей, рисовать вместе с детьми к ним иллюстрации.
Для родителей регулярно провожу выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д.)
Проведенное повторное анкетирование показало, что родители стали более осознанно подходить к чтению художественной литературы, поняли её значимость для всестороннего развития детей, 85% стали регулярно читать книги и не только сказки, но и стихи (20%), классическую детскую литературу (55%) и энциклопедии (25%)
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данной теме.
Прослеживается положительная динамика развития речи детей средствами художественной литературы. По результатам мониторинга уровень развития речи дошкольников повысился с 25% до 52%.
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, внимательно слушают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные языковые средства, сочиняют, фантазируют. Дети способны различать жанры художественной литературы: поэзия, проза, стихи, рассказы, сказки, загадки. Могут анализировать текст, выделять главную мысль, давать оценку героям произведений, оценивать их поступки. Научились сочинять сказки, загадки, рассказы, используя литературные выражения. Сформировалось бережное отношение к книге.
Полученные результаты подтверждают эффективность и необходимость проведённой работы: процесс речевого развития посредством литературных произведений у детей старшего возраста протекает эффективно при проведении систематической непосредственной образовательной деятельности и организации, взаимодействия с родителями.
А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.