Сообщение к педсовету "Мнемотехника,как искусство запоминания"
Оценка 4.8

Сообщение к педсовету "Мнемотехника,как искусство запоминания"

Оценка 4.8
docx
05.05.2021
Сообщение к педсовету "Мнемотехника,как искусство запоминания"
сообщение к педсовету Мнемотехника (1).docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                    Детский сад комбинированного вида №77

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Сообщение к педсовету:

 

 

 «Мнемотехника и её использование в речевом развитии детей»

                                          (из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Подготовила: И.А. Захарова.

 

 

 

 

                                                                   

                                                              2021 г.

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина. В греческой мифологии- богиня памяти. Мнемозина – жена Зевса, мать девяти муз. Греки почитали её, поэтому и искусство запоминания назвали её именем. Мнемотехника уходит своими корнями в глубокую древность, насчитывает как минимум 2000 лет. Именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием.    На Руси, между прочим, мнемотехнические приёмы пошли в ход тоже довольно рано. Вспомним древнерусскую азбуку, несколько букв которой знает каждый из нас. Она была основана на речевой мнемонике. Все буквы связывались со словами (аз –я, буки – буквы, веди – ведаю), более того – слова складывались в более крупные единицы речи (я буквы знаю; письменность – это добро и так далее).                                                                        На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

 Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. 

Опираясь на свой предыдущий опыт использования мнемотехники по речевому развитию детей рациональнее вводить её в занятия с детьми 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас. Мнемотаблица— это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному (мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица). Размер мнемотаблиц может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Рекомендуются следующие размеры таблиц:

•        для младших дошкольников – таблицы на 4 клетки (2х2), на 9 клеток (3х3);

•        для дошкольников среднего возраста – таблицы на 9 клеток (3х3), на 16 клеток (4х4);

•        для дошкольников старшего возраста – таблицы на 16 клеток (4х4), на 25 клеток (5х5).

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, как это делаю я,  владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранной теме.                                                                                                          Для детей среднего дошкольного возраста использовала цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.                                                                                Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.                           Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.                                                                                                                    Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.                                                                                             Работу на занятиях по мнемотаблицам строила  в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

• модель должна отображать обобщённый образ предмета;

• раскрывать существенное в объекте;

• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

На сегодняшний день я только начинаю детей знакомить с мнемотехникой и поэтому выделила основные критерии, которых буду придерживаться:

  Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

  Концептуальность данной темы заключается в следующем:                                                                                                                                            При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с обще -принятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.                             К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Результативность

Применение этой технологии, для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое, которое требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий, но и результативное.

Чем раньше мы научим детей связно и выразительно говорить, тем быстрее поможем овладеть этим прекрасным даром, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком

Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит

Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2021