Сообщение на педагогическом совете
«Игра как место становления инициативности дошкольников»
Воспитатель:
Хакимова Нурзида Фатиховна
Инициативность – способность преодолевать наличную ситуацию в соответствии с собственным замыслом и социальными рамками.
Уникальной деятельностью с точки зрения формирования инициативности является игра.
В игре ребенок приобретает важнейшие для развития инициативности характеристики. А именно:
ü опыт своего собственного замысла и построения деятельности по его осуществления;
ü опыт преобразования пространства в соответствии со своим замыслом;
ü опыт взаимодействия с другими по поводу границ своего действия;
ü уверенность в себе;
ü ориентацию в социальных рамках;
ü опыт решения сложных задач посредством воображения.
В игровой деятельности ребенок спокойно преодолевает наличную ситуацию в воображаемой, он легко придумывает и создает все, что хочет. Пространство преображается в соответствии с замыслом. Предметы преобразуются в то, что необходимо, независимо от их реальных характеристик. В игре появляются правила, которые вначале обсуждаются, а затем регулируют действия участников. Это место, где все характеристики инициативного действия присутствуют естественным образом.
Есть одна важная особенность сюжетно-ролевой игры: сюжет развивается вызовом и поиском ответа на него. Т.е когда ребенок начинает создавать трудность (вызов) в игре и ищет, чем можно ее разрешить, то учится принимать решения по преодолению наличной ситуации, что и является становлением инициативности.
Самым существенным моментом детской игры, по мнению Л. С. Выготского, является создание мнимой ситуации, то есть известного смыслового поля, которое видоизменяет все поведение ребенка, заставляя его определяться в своих действиях и поступках только мнимой, только мыслимой, а не видимой ситуацией.
Игра появляется в ответ на желание ребенка попробовать то, чего у него в реальном опыте еще не было. Из-за спонтанности игра не может подчиняться строгому плану, тем более – программе. Без импровизации игра теряет свое назначение и функцию. В ней всегда есть неожиданность. Такая спонтанная импровизация становится источником поиска новых замыслов и решений, она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому игра становится источником творческого воображения и общей креативности.
Для взрослых это означает, что в игре нужно принять именно детскую спонтанность и активность. Позволить воображаемой ситуации стать как бы реальной и не управлять ею со своей, взрослой позиции. Детская игра должна оставаться свободной. Основная задача: создать условия для инициативного действия ребенка.
Воплощение придуманного ребенком сюжета требует от окружающей предметной реальности двух главных вещей – наличия материалов, из которых в любой момент можно сделать абсолютно все (многофункциональный материал), и места, которое, трансформируясь, способно переносить героев игры в «другие миры».
Чем старше становится ребенок, тем интенсивнее идет освоение втягивания многофункционального материала в сюжет, он видит разнообразные варианты использования одного и того же предмета, и самое главное – может изготовить недостающие атрибуты или даже героев.
Основная задача взрослого здесь – это самому видеть, что можно сделать с многофункциональным материалом и уметь так его внести в группу, чтобы дети могли обнаружить, как его использовать.
Для создания события необходимо живописно изобразить место, где все это происходит. И все это при условии, что взрослый позволяет переставлять нагромождать, переворачивать какие-либо крупные формы, помогающие изменить пространство. В младших группах ребенок зависим от наглядного поля и от того опыта, который создал взрослый. А в старших же он стремится трансформировать пространство, подтягивать крупные формы, конструировать, компонуя разные материалы, соединяя или вырезая.
Основная задача взрослого – насыщать пространство материалами для архитектурных идей детей и вместе обсуждать идеи.
Становление инициативности невозможно также без отношения с людьми. Взрослые и дети – и помеха, и помощь в исполнении желаний и идей. Но только благодаря этим встречам ребенок может обнаружить социальные рамки и научиться влиять на них. Здесь нужно говорить о встрече ребенка и взрослого. А также о степени и характере включенности взрослого в игру детей. Есть три педагогические позиции относительно игры:
«Равноправный игрок» дает образец ролевого поведения и образец создания и решения проблемной ситуации («мешать играть»).
«Помощник»: задает вопросы на осмысление сюжета, ролевых взаимодействий, необходимых атрибутов, организации пространства. Он может показывать возможности многофункционального материала и обсуждать способ их использования.
«Наблюдатель»: наблюдает и осознает ход игры, анализирует игровую ситуацию «здесь и сейчас», решает, требуется ли его включение.
Ребенку на разных уровнях развития инициативности нужен чаще взрослый-помощник, но при игре с другими детьми и в совместном придумывании и разыгрывании дети начинают получать особое удовольствие: подхватывать идеи друг друга, развивать их или, наоборот, предлагать совершенно противоположные. В старшем возрасте взрослый, конечно не нужен, только если есть такая идея, которой невозможно не поделиться.
Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.