Сообщение на педсоветеИгра как место становления инициативности дошкольников
Оценка 4.8

Сообщение на педсоветеИгра как место становления инициативности дошкольников

Оценка 4.8
docx
воспитательная работа
Детсад
24.01.2024
Сообщение на педсоветеИгра как место становления  инициативности дошкольников
Сообщение на педсовете Игра как место становления.docx

Сообщение на педагогическом совете

«Игра как место становления инициативности дошкольников»

 

Воспитатель:

Хакимова Нурзида Фатиховна

 

Инициативность – способность преодолевать наличную ситуацию в соответствии с собственным замыслом и социальными рамками.

Уникальной деятельностью с точки зрения формирования инициативности является игра.

В игре ребенок приобретает важнейшие для развития инициативности характеристики. А именно:

ü     опыт своего собственного замысла и построения деятельности по его осуществления;

ü     опыт преобразования пространства в соответствии со своим замыслом;

ü     опыт взаимодействия с другими по поводу границ своего действия;

ü     уверенность в себе;

ü     ориентацию в социальных рамках;

ü     опыт решения сложных задач посредством воображения.

В игровой деятельности ребенок спокойно преодолевает наличную ситуацию в воображаемой, он легко придумывает и создает все, что хочет. Пространство преображается в соответствии с замыслом. Предметы преобразуются в то, что необходимо, независимо от их реальных характеристик. В игре появляются правила, которые вначале обсуждаются, а затем регулируют действия участников. Это место, где все характеристики инициативного действия присутствуют естественным образом.

Есть одна важная особенность сюжетно-ролевой игры: сюжет развивается вызовом и поиском ответа на него. Т.е когда ребенок начинает создавать трудность (вызов) в игре и ищет, чем можно ее разрешить, то учится принимать решения по преодолению наличной ситуации, что и является становлением инициативности.

Самым существенным моментом детской игры, по мнению Л. С. Выготского,  является создание мнимой ситуации, то есть известного смыслового поля, которое видоизменяет все поведение ребенка, заставляя его определяться в своих действиях и поступках только мнимой, только мыслимой, а не видимой ситуацией.

Игра появляется в ответ на желание ребенка попробовать то, чего у него в реальном опыте еще не было. Из-за спонтанности игра не может подчиняться строгому плану, тем более – программе. Без импровизации игра теряет свое назначение и функцию. В ней всегда есть неожиданность. Такая спонтанная импровизация становится источником поиска новых замыслов и решений, она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому игра становится источником творческого воображения и общей креативности.

Для взрослых это означает, что в игре нужно принять именно детскую спонтанность и активность. Позволить воображаемой ситуации стать как бы реальной и не управлять ею со своей, взрослой позиции. Детская игра должна оставаться свободной. Основная задача: создать условия для инициативного действия ребенка.

Воплощение придуманного ребенком сюжета требует от окружающей предметной реальности двух главных вещей – наличия материалов, из которых в любой момент можно сделать абсолютно все (многофункциональный материал), и места, которое, трансформируясь, способно переносить героев игры в «другие миры».

Чем старше становится ребенок, тем интенсивнее идет освоение втягивания многофункционального материала в сюжет, он видит разнообразные варианты использования одного и того же предмета, и самое главное – может изготовить недостающие атрибуты или даже героев.

 Основная задача взрослого здесь – это самому видеть, что можно сделать с многофункциональным материалом и уметь так его внести в группу, чтобы дети могли обнаружить, как его использовать.

Для создания события необходимо живописно изобразить место, где все  это происходит. И все это при условии, что взрослый позволяет переставлять нагромождать, переворачивать какие-либо крупные формы, помогающие изменить пространство. В младших группах ребенок зависим от наглядного поля и от того опыта, который создал взрослый. А  в старших же он стремится трансформировать пространство, подтягивать крупные формы, конструировать, компонуя разные материалы, соединяя или вырезая.

Основная задача взрослого – насыщать пространство материалами для архитектурных идей детей и вместе обсуждать идеи.

Становление инициативности невозможно также без отношения с людьми. Взрослые и дети – и помеха, и помощь в исполнении желаний и идей. Но только благодаря этим встречам ребенок может обнаружить социальные рамки и научиться влиять на них. Здесь нужно говорить о встрече ребенка и взрослого. А также о степени и характере включенности взрослого в игру детей. Есть три педагогические позиции относительно игры:

«Равноправный игрок» дает образец ролевого поведения и образец создания и решения проблемной ситуации («мешать играть»).

«Помощник»: задает вопросы на осмысление сюжета, ролевых взаимодействий, необходимых атрибутов, организации пространства. Он может показывать возможности многофункционального материала и обсуждать способ их использования.

«Наблюдатель»: наблюдает и осознает ход игры, анализирует игровую ситуацию «здесь и сейчас», решает, требуется ли его включение.

 Ребенку на разных уровнях развития инициативности нужен чаще взрослый-помощник, но при игре с другими детьми и в совместном придумывании и разыгрывании дети начинают получать особое удовольствие: подхватывать идеи друг друга, развивать их или, наоборот, предлагать совершенно противоположные. В старшем возрасте взрослый, конечно не нужен, только если есть такая идея, которой невозможно не поделиться.

Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности  детей,  но  и  создание  специальных  условий  для  переноса  сформированных в игре способностей в другие виды деятельности.


 

Сообщение на педагогическом совете «Игра как место становления инициативности дошкольников»

Сообщение на педагогическом совете «Игра как место становления инициативности дошкольников»

Детская игра должна оставаться свободной

Детская игра должна оставаться свободной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2024