Сообщение на тему: Д. В. Менджерицкая о роли дидактических игр в обучении дошкольников
Оценка 4.7

Сообщение на тему: Д. В. Менджерицкая о роли дидактических игр в обучении дошкольников

Оценка 4.7
Документация +1
docx
воспитание +1
Детсад
12.11.2021
Сообщение на тему: Д. В. Менджерицкая о роли дидактических игр в обучении дошкольников
В сообщении говорится о том, какой считала дидактическую игру известный педагог Дебора Владимировна Менджерицкая. Роль дидактической игры. ее сущность
Сообщение Д. В. Менджерицкая о роли дидактических игр.docx

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 

«НОРИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

 

 

 

 

 

 

 

сообщение

 

По дисциплине: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Тема: Д. В. Менджерицкая о роли дидактических игр в обучении дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Выполнила:

                Баранова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Норильск, 2020

ВВЕДЕНИЕ

 

Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть успешность учебной, трудовой, коммуникативной деятельности. Это обусловлено тем, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и основным средством воспитания и обучения детей. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре, как одной из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания об окружающем мире.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана       Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Он подчеркивал, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Ф. Фребель впервые в истории педагогики выделил игру, как особое средство, необходимое для развития детей дошкольного возраста.

М. Монтессори так же огромное значение придавала игре. Она утверждала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По ее мнению, они являются лишь одним из компонентов воспитательно - образовательной работы с детьми. Но эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей педагог ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

Дебора Владимировна Менджерицкая считала, что следует видеть цель дидактической игры не только в закреплении полученных на занятиях знаний, но и в овладении детьми навыками умственной работы, развитии самостоятельности мышления. Самостоятельные дидактические игры – это игры, которые проводятся в свободное время. Ведущая роль в них принадлежит воспитателю, если дети не проявляют инициативы или требуется закрепить какие-либо знания и умения. Если игры возникают по желанию детей, то воспитателю принадлежит роль наблюдателя и советчика и, возможно, участника игры.

Как утверждала Д. В. Менджерицкая, дидактические игры служат подготовительной ступенью к развитию интеллектуальной деятельности, оказывают благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, мелкой моторики. В игре задействованы все внешние чувства, поэтому она носит развивающий характер. Менджерицкая обращала внимание на то, что игра является наиболее доступным видом деятельности детей, способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Она отмечала, что именно в игре проявляются особенности воображения и мышления ребёнка, его активность, эмоциональность и потребность в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов, создаются интеллектуальные.

Очень велико значение дидактических игр для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей, приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и воспитанием воли.

Выполнение правил игры, всегда требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости. Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий.

Из понимания значения дидактических игр, вытекают следующие требования к ним:

1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилий, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им, как игровая. Задачи дидактических игр разнообразны, и каждой отведена определенная роль. Наиболее важны для умственного развития детей следующие: сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение. Независимо от характера задачи, все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели.

Сравнение – один из важнейших приемов познания окружающего мира. Знакомство с предметом начинается с того, что ребенок отличает его от всех других предметов и замечает его сходство с родственными предметами. Проводить сравнение требуется и в играх, где основной задачей является обобщение.

Когда у детей накоплено достаточно представлений о предметах и их признаках, можно проводить игры, в которых требуется обобщение. В старших группах проводят словесные игры на обобщение: назвать трех домашних или диких животных, три породы деревьев, три вида цветов, вспомнить, что растет в поле, на огороде, в лесу.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе и т. д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Использование дидактических игр как метода обучения, повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Таким образом проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.) Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. Систематически используя в работе с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей, но и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аванесова В.Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Подъякова, - М., 1969.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - / А.К. Бондаренко – М., 2005.

3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. М. -2008.

4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1986.

5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «НОРИЛЬСКИЙ

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «НОРИЛЬСКИЙ

ВВЕДЕНИЕ Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения

ВВЕДЕНИЕ Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения

Дебора Владимировна Менджерицкая считала, что следует видеть цель дидактической игры не только в закреплении полученных на занятиях знаний, но и в овладении детьми навыками умственной…

Дебора Владимировна Менджерицкая считала, что следует видеть цель дидактической игры не только в закреплении полученных на занятиях знаний, но и в овладении детьми навыками умственной…

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ

Выполнение правил игры, всегда требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности

Выполнение правил игры, всегда требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Использование дидактических игр как метода обучения, повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Использование дидактических игр как метода обучения, повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аванесова

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аванесова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2021