Сообщение на тему: "Психология слушания"
Оценка 4.6

Сообщение на тему: "Психология слушания"

Оценка 4.6
docx
04.11.2020
Сообщение на тему: "Психология слушания"
психология.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферативное сообщение

На тему «Психология слушания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель технологии

ГБОУ школа 109

Г.Санкт-Петербург

Дворяткина Н.Ю.

Психология слушания.

 

Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать.

                                                                                                           Плутарх.  

      Слушание – это процесс направленного восприятия человеком слуховых и зрительных стимулов и приписывания или значения. Если слышание – физический процесс, определяемый воздействием звуковых волн на барабанную перепонку и протекающий без специальных умственных усилий, то слушание (эффективное слушание) – это сложный процесс восприятия, осмысления, понимания и запоминания поступающей информации, в котором участвует вся личность человека. Слушание является фундаментальным навыком, влияющим на качество отношений в повседневном общении, на успешное взаимодействие и взаимопонимание. В то же время многие люди не умеют слушать. Умение слушать у людей развито неодинаково. Исследования показывают, что в среднем время нашего общения с другими, распределяется следующим образом: примерно 42% - 53% времени мы слушаем других, 16% - 32% - говорим сами, 15% -17% -читаем, 9%-14% - пишем. Как видно из цифр, умение слушать как метод восприятия информации используется намного чаще, чем умение читать и писать, вместе взятые, следовательно, овладение таким умением важно для каждого.

     Большинство людей оценивают свое умение слушать на 70%-80%. Однако исследования показывают, что на самом деле эффективность слушания у многих людей составляет всего 25%, т.е. три четверти услышанных сообщений утрачиваются.

      То, что происходит с содержанием сообщений в процессе передачи его от человека к человеку, можно схематично изобразить следующим образом: задумано 100% - высказано 80% от задуманного – услышано 70 % от высказанного – понято 60 % от услышанного – осталось в памяти примерно 24 % от воспринятого.

      В основе процесса слушания лежит сосредоточение – концентрация на конкретных стимулах из всего множества стимулов, достигающих наших органов чувств. Во время внимательного слушания происходит интеллектуальная деятельность, которая может сопровождаться даже повышением давления и увеличением частоты сердцебиений.

        Человек прежде всего обращает внимание на информацию, которая ему интересна и соответствует его физическим и психологическим потребностям. Умение же слушать предполагает наличие концентрации внимания даже в тех случаях, когда информация не кажется нам интересной.

         Учитесь слушать – это важнейшее условие правильного понимания точки зрения собеседника, а в целом – залог успешной деловой коммуникации. Настоящее «искусство слушать», проявляется в том, что слушающий: всегда, воздерживается от выражения своих эмоций во время того, как говорящий излагает информацию; помогает говорящему ободряющими жестами (кивками), улыбкой, краткими репликами, ненавязчиво, но так, чтобы он продолжал беседу.

       На умение слушать влияет все: личность человека, его характер, интересы, пол, возраст, конкретная ситуация и т.д.

       Помехи слушанию. В беседе создаются помехи слушанию:

      Внутренние помехи – неумение отключить свои мысли, которые кажутся гораздо значительнее и важнее, чем-то, что прямо сейчас говорит партнер; попытка вставить свою реплику в монолог говорящего, чтобы создать диалог; мысленная подготовка ответа (обычно возражения);

        Внешние помехи слушанию, например, собеседник говорит недостаточно громко или вообще шепотом, обладает яркими манерами, которые отвлекают от сути его речи, монотонно «бубнит» или, наоборот, «глотает» слова, вертит в руках посторонние предметы, беспрерывно поглядывает на часы, суетится и т.п. К внешним механическим помехам можно отнести: шум транспорта, звуки ремонта, постоянное заглядывание в кабинет посторонних, телефонные звонки, а так же, не комфортные условия в помещении (жарко или холодно), плохую акустику, неприятные запахи; отвлекающую внимание окружающую обстановку и или пейзаж, плохую погоду; даже цвет стен в помещении играет важную роль; красный – раздражает, темно-синий – угнетает, желтый – расслабляет и т.д.

                                                        Виды слушания.

Американские исследования общения выделили четыре вида слушания:

Направленное (критическое) – слушающий сначала критически анализирует получаемое сообщение, а потом старается его понять. Это полезно в тех случаях, когда обсуждается различного рода решения, проекты, идеи, мнения и т.д., так как позволяет отобрать самую полезную с заданной точки зрения информацию, однако малоперспективно тогда, когда обсуждается новая информация, сообщающая новые знания, потому что, настраивается на отторжение информации (а именно это подразумевает критика), слушающий не сможет сосредоточить свое внимание на ценном, что в ней содержится; при таком слушании интерес к информации отсутствует;

     Эмпатическое – слушающий больше «считывает» чувства, а не слова. Это эффективно, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции, но малоперспективно, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции;

     Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней. Это полезно в ситуациях, когда партнер стремится выразить свою точку зрения, отношение к чему-нибудь, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает отрицательные эмоции; когда ему трудно выразить словами то, что его волнует или он застенчив, не уверен в себе;

      Активное (рефлексивное) слушание характеризуется установлением обратной связи с говорящим посредством: расспрашивания – прямого обращения к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов; перефразирования – высказывания той же мысли другими словами, чтобы говорящий смог оценить, правильно ли его поняли; отражения чувств, когда слушающий основное внимание уделяет не содержанию сообщения, а чувствам и эмоциям, которые выражает говорящий; резюмирования – подведение итогов услышанного (резюме), что дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты.

                                        Типичные ошибки слушания.

     Рассеянное внимание. Существует ошибочное мнение, что можно делать два дела одновременно. Например - писать отчет, и слушать своего коллегу. Избежать ловушки рассеянного внимания можно путем расстановки приоритетов: выбрать то занятие, которое важнее.

     Отсеивание происходит в тех случаях, когда заранее составляется мнение о том, что пытается сказать собеседник. Избежать этой ловушки можно только в том случае, если подходить к любой беседе непредвзято, не делая поспешных выводов.

       Перебивание собеседника во время его общения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. При перебивании собеседника нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника.

        Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формирует возражения и ждет очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что же собеседник пытался сказать на самом деле.

       В процессе активного слушания нужно:

- оставаться непредвзятым;

- изучать выражение лица собеседника;

- обращать внимание на тон сообщения;

- слушать не только слова;

- попытаться поставить себя в положение собеседника; взглянуть на ситуацию его глазами;

- проверить свое понимание услышанного при помощи вопросов: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «зачем?», «как?»;

- использовать прием ПИН, для получения дополнительных идей, информации и комментариев. Это значит, что нужно начинать с Позитивных моментов предложения собеседника, затем находить Интересное и только потом обращаться к Негативным аспектом его идей.

                                                  Эмоции закрывают уши.

 «Никогда не говори, если можешь кивнуть!»

        Существуют три уровня эмоционального возбуждения: высокое, среднее и нормальное. Только при нормальном уровне эмоционального возбуждения человек способен трезво рассуждать о насущных проблемах. Только при этом уровне возможно адекватное общение. Даже на среднем уровне эмоционального возбуждения мы уже перестаем слышать друг друга.

      Умение слушать эффективно помогает собеседнику снизить уровень эмоционального возбуждения и начать трезво размышлять об имеющихся проблемах. Это умение особенно необходимо в разговоре с людьми, отличающимися повышенной эмоциональностью. Пока уровень эмоционального возбуждения у человека не снижен до нормального, с ним вообще не надо ни о чем дискутировать. Он все равно ничего не поймет. Сначала его нужно успокоить.   Умение слушать – это намного больше, чем просто сидеть с открытым ртом и смотреть на собеседника. Умение слушать – значит уметь слышать, обладать определенной энергетикой, умение отдавать.

Слушать – значит отдавать. Вы уделяете человеку время и тем самым проявляете уважение к нему.

        Для нашей будущей профессии обязательным моментом является – Профессиональное педагогическое слушание.

Профессиональное педагогическое слушание – это такое умение слушать, которое в полной мере способствует эффективному общению учителя с учащимися в различных коммуникативных ситуациях, при слушании ответа учащегося с целью оценивания этого ответа, при слушании в ситуации общения с классом, с учениками, вне урока и т.п. Коммуникативные намерения во время слушания разнообразны: услышать, понять, выяснить основную мысль высказывания, отметить детали и т.п., оценить сообщение, выяснить истинность/ложность информации, понять эмоциональное состояние учащегося.

       Слушание – активный процесс, трудная работа. Учитель-профессионал одинаково внимательно слушает своих подопечных и на первом уроке, и в конце рабочего дня. Спецификация П.п.с. заключается в том, что существует ряд чисто профессиональных трудностей слушания.

1.     Необходимость оценивания ответов, учащихся с разных точек зрения (в соответствии с нормами оценки устных ответов, учащихся).  Во время сообщений учащихся, учитель должен: понять суждения учащегося, выяснить, как глубоко знает отвечающий материал; оценить ответ с точки зрения научности, логичности, последовательности, наличия тезисов, аргументов, выводов; выявить ценности сообщения; обратить внимание на особенности устной речи говорящего.

2.     Обязательность полного владения нормами литературного языка. Нередко бывает, что учитель не слышит в речи учеников нарушений норм литературного языка, а исходя из положения о том, что соблюдения норм языка и речи учитель должен контролировать постоянно, он обязан отреагировать на любое отступление от норм. Здесь возможны следующие объяснения. Во-первых, иногда учитель замечает отступление от нормы, но не желает прерывать выступление ученика, а потом по каким-то причинам не возвращается к замеченным ошибкам и недочетам. Во-вторых, бывают случаи, когда учитель не замечает нарушений норм, так как сам ими не владеет. В-третьих, учитель может сам владеть нормами, но не слышать их нарушения в речи учеников.

3.     Необходимость свободного владения материалом предмета. В процессе общения на уроке, бывают случаи, когда учитель, не имеющий достаточного профессионального опыта, не реагирует на фактические ошибки учащихся, что в идеале тоже не допустимо. Здесь так же можно предположить три причины: учитель сам не знает правильного ответа; учитель заметил неточность или ошибку, но не посчитал нужным исправить ее в ходе ответа (а потом забыл или отвлекся); учитель не услышал фактической ошибки.

4.     Необходимость постоянной готовности доброжелательно воспринимать нестандартную информацию, оригинальные мысли в высказываниях учеников. Во время слушания учитель должен выполнять и другие задачи: контролировать действия класса, следить за дисциплиной, обдумывать дальнейший ход урока.

5.     Необходимость сопереживания, способность к эмоциональному восприятию высказываний учащихся. «Услышать настроение» в сообщениях учеников, собственное отношение ученика к тому, о чем он говорит, личностное восприятие проблем.

      Для понимания вопроса о психологии слушания, можно обратиться к художественному фильму «Слушатель». О сюжете фильма:
успешный бизнесмен Петров, который после развода с неверной женой, остается на улице, находит необычную работу. Он попадает в семью, где неуравновешенные и замученные комплексами муж, жена и сынок, используют Петрова как семейного психолога, а за одно и «мальчика для битья». 

      Очень мастерски показаны внутренние проблемы неудовлетворенных жизнью членов семейства, с которыми они не умеют, да и не пытаются бороться. Истеричная супруга набрасывается на Петрова каждый раз, когда подозревает мужа в измене, отвешивает ему оплеухи и, не стесняясь в выражениях, выплескивает все то, что боится и стесняется сказать супругу.
     Глава семейки тоже с помощью слушателя пытается разрешить конфликт с деспотичным начальником, направляя на Петрова весь негатив, скопившийся против руководителя. Сынуля, вечно терпящий обиды от одноклассников и учителей, выплёскивает всю злость на терпеливого слушателя. 
А тут ещё появляется претерпевшая неудачу в семейной жизни дочь. И опять же, Петров, оказывается, как нельзя кстати. Сначала Петров возмущен, потом свыкается с новой ролью и, привыкнув к своим работодателям-мучителям, постепенно замечает кроме постоянных истерик и агрессии, хорошие черты, начинает привязываться к членам семьи. Окончание как, в сказке
но, фильм это не портит. Надо отметить отличный актерский состав. Приятно удивил Никита Высоцкий, очень удачно изобразивший слушателя. 
Замечательно воплотили жизни своих героев на экране Любовь Толкалина и Олег Ефремов. «Слушатель» обязательно принесет хорошие эмоции и поднимет настроение. А оригинальная идея фильма вряд ли кого-то оставит равнодушным. Фильм меня очень сильно впечатлил. Для меня это один из лучших фильмов, снятых в России. Многие люди живут друг с другом, но не могут высказать, то что у них «накипело», в силу того, что их просто не услышит партнер, или другие члены семьи. Проблема слушания и слышания, представлена в фильме очень ярко. И нам, в современное время, следует задумываться о том, как научиться слушать и слышать друг друга.
Тем, кто, хочет понят смысл психологии слушания, я рекомендую посмотреть этот фильм.


   Формирование коммуникативных навыков требует и времени, и терпения.

                                           Общение и деятельность.

«В производстве люди вступают в отношения не только в природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство».

Карл Маркс.

    В психологии общение рассматривают как одну из проявлений совместной деятельности. Почему так? Потому что деятельность – это не только труд, но и непосредственное общение во время труда.

Общение и деятельность подразделяют на три, опять же взаимосвязанные стороны, а именно: перцептивную, интерактивную и коммуникативную:

·         перцептивная сторона означает установление определенных взаимоотношений на основе процесса восприятия противоположной персоны;

·         цель коммуникативного общения в процессе деятельности – обмен информацией;

·         интерактивная составляющая отвечает за организацию взаимодействия, направленного на решение общей проблемы.

В психологии есть ряд работ, подтверждающих так называемое единство общения и деятельности. Действительно, если задуматься, то люди, занятые одним делом, неизбежно будут общаться как по поводу этой деятельности, так и просто. Получается, что без первого второе точно не возможно, так как деятельная личность без сомнения пересечется с другой деятельной личностью.

     С другой стороны, само общение считают видом деятельности (речевая деятельность). То есть, деятельность происходит в процессе понимания получаемой информации, а также, в процессе передачи информации другому человеку в письменной либо устной форме.

Единство общения и деятельности заключается еще в том, что в процессе деятельности происходить своеобразное «формирование» общения как такового. Исходя из этого, делаем вывод, что в процессе совместной деятельности любой человек обогащается путем общения.

Личность в общении и деятельности

Теме общения и деятельности в социальной психологии определена особая ниша. Существует теория, которая получила множество доказательств. Каждая отдельная личность рождается с определенным набором качеств, однако, значительная доля индивидуальности приобретается им в процессе деятельности и общения, и рассчитать соотношение общения и деятельности в данном вопросе не представляется возможным.

Личность в общении и деятельности многообразна. Именно тогда и проявляется индивидуальность. В зависимости от того, с каким индивидуумом проходит общение, меняется сама личность. На первое место начинает выступать базовые свойства – темперамент, самооценка.
     Самооценка бывает адекватной, заниженной и завышенной. Причем в связи общения и деятельности, последние два вида самооценки одинаково вредны. К примеру, кадровый психолог не просто так определяет качества соискателей должности, в его цели входит как «отсев» кандидатов с завышенными требованиями к себе, так и с заниженными.

В процессе совместной деятельности, личность с завышенной самооценкой никогда не сможет признать свои промахи, тем самым, делая общение с сотрудниками бесполезным занятием. А вот личность с заниженной самооценкой, напротив, может в общении идти у сотрудников на поводу, тем самым лишая процесс совместной деятельности качественных результатов.

   Личность с заниженной самооценкой часто производит угнетающее впечатление на весь коллектив, более того, иногда даже доверяя такому индивидууму к исполнению простую работу, можно не дождаться окончания, так как такие люди чаще всего сами себе ставят ограничения, через которые «пробиться» сможет только опытный психолог.

Самым желанным индивидуумом является личность с адекватной реакцией. Такой человек в общении и деятельности одинаково приятен, к примеру, он может принять открыто критику, и не устроить истерики с жалобами, что свойственно людям с заниженной самооценкой. Такая личность стремится к самосовершенствованию, она легка в общении, любой вид деятельности с такими людьми всегда будет успешен.


     Категория деятельности вообще занимает в системе понятий советской психологии важнейшее место. В поисках лаконичного указания на главное отличие человека от других существ М.С. Каган даже предлагает называть его «человек действующий» (1974. С. 5). Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С.Л. Рубинштейна (1946, 1973), Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева (1983). В основу своего понимания общения мы положили концепцию деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым и развитую А.В Запорожцем (1960а, б, 1979), Д.Б. Элькониным (1960, 1978а), В.В. Давыдовым (1977), П.Я. Гальпериным (1978). С точки зрения указанной концепции деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Проанализировать любой вид деятельности — значит, указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать разновидности составляющих деятельность действий и операций.

   Связь общения и деятельности можно понимать по-разному. Так, по мнению Г.М. Андреевой, они могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека (Б.Ф. Ломов, 1975); общение может выступать как сторона деятельности, а последняя — как условие общения; наконец, общение интерпретируется как особый вид деятельности. Сама Г.М. Андреева ратует за наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, при котором «общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и*как ее своеобразный дериват».

   Применяя концепцию А.Н. Леонтьева к анализу общения как к особому виду деятельности, мы обозначили ее термином «коммуникативная деятельность». Повторим, что для нас, следовательно, «общение» и «коммуникативная деятельность» — синонимы. Но необходимо подчеркнуть отличие нашего подхода к общению от типичных для западной социальной психологии подходов к коммуникативному процессу как внешнему поведению, характеризуемому с формально количественной точки зрения. Толкование общения как деятельности выдвигает для исследователя на передний план содержательную сторону и ставит в центр внимания анализ его потребностью мотивационных аспектов. Поэтому избранный нами подход к изучению общения в известном смысле противоположен подходу к нему как к поведению, хотя в обоих случаях психолог отправляется от регистрации внешне наблюдаемых коммуникативных операций. Но при анализе деятельности он движется от операций в глубь явлений, а при анализе поведения остается на поверхности фактов.

   Итак, что значит понимать общение как особый вид деятельности? Мы согласны с В.В. Давыдовым (1977), что для этого необходимо выделить в общении основные структурные компоненты. Другими словами, требуется наложить на коммуникативную деятельность общую сетку, решетку, применимую для изучения любых видов деятельности, и наполнить ее ячейки конкретным содержанием. Вот что у нас получилось в результате подобного наложения. Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом.

   Предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект. Сходное определение предмета общения дает Т.В. Драгунова (Возрастные и индивидуальные особенности..., 1967).

   Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения. Указанная точка зрения нашла широкое отражение в трудах конференций по социогенным потребностям (Проблемы формирования социогенных потребностей, 1974) и по проблемам познания людьми друг друга (Теоретические и прикладные проблемы..., 1975).

    Коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение. Предложенное выше понимание предмета деятельности общения, естественно, приводит к выводу о том, что мотивы общения должны воплощаться, или, по терминологии А.Н. Леонтьева (1983), «опредмечиваться», в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

    Действие общения — это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия.

    Задачи общения — это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой.

    Средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения. Важное преимущество предлагаемого подхода к общению как к коммуникативной деятельности мы видим также в том, что он позволяет соотнести общение с другими видами деятельности человека, понять место общения в их системе и в конечном счете определить связь общения с общей жизнедеятельностью индивида.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Ролевые ожидания.

                              «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры! Кто плут, кто шут, а     кто простак, мудрец или герой.» А потому, а потому оставьте ваши споры – Ищите в жизни свою роль, лепите образ свой.

Уильям Шекспир.

Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам, положению в семье и т. д.). Субъект выступает в роли учителя или ученика, врача или больного, взрослого или ребенка, начальника или подчиненного, матери или бабушки, мужчины или женщины, гостя или хозяина и т.д. И каждая роль должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих.

Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения. Являясь по своей служебной роли директором, он, заболев, выполняет все предписания врача, оказываясь в роли больного; вместе с тем в домашней обстановке он сохраняет роль послушного сына своей престарелой матери; принимая друзей, он гостеприимный хозяин и т. п.

Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. Учитель как педагог не может не замечать недостатки в характере своего сына и убежден в необходимости усилить требовательность, но как отец он иногда проявляет слабость, потакая мальчику и способствуя закреплению этих отрицательных черт. Посещая родителей недисциплинированного ученика, педагог как гость не должен был бы огорчать хозяев дома неприятным сообщением о неблаговидном поведении их ребенка, но как учитель - обязан.

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. То, как роль исполняется, подвержено социальному контролю, обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Так, например, родители должны быть добрыми, ласковыми, снисходительными к детским провинностям - это отвечает ролевым ожиданиям и социально одобряется, признается достойным всяческого поощрения, но, избыток, «перебор» родительской ласки, всепрощения подмечается окружающими и подвергается решительному осуждению. «Избаловала мамаша сыночка, скоро он не только ей, всем другим на голову сядет» - приговор безапелляционный, возможно, несправедливый, но четко вычерчивающий верхнюю границу ролевых ожиданий по отношению к материнской доброте.

Родители должны быть строгими, требовательными к своим детям. Это тоже ролевые предписания для родителей. И здесь общественная оценка устанавливает нижнюю границу этих предписаний. «Он при мамаше пикнуть не смеет, совсем она его задергала» - налицо «заглазное» осуждение. Таким образом, существует определенный диапазон, в котором исполнение роли матери рассматривается как социально приемлемое. То же самое относится и к другим членам семьи, принадлежащим к старшему поколению.

Что же касается ребенка, то перечень ролевых ожиданий, связанных с обязательным послушанием, уважением к старшим, отличной учебой, опрятностью, прилежанием и т. д., общеизвестен. Все окружающие - не только в семье, но и повсюду вне ее, отнюдь не «заглазно», но, что называется, «открытым текстом» информируют ребенка (дошкольника ли, подростка ли - безразлично), соответствует ли он своей роли или нет.

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Нарушение ролевых ожиданий воспринимается людьми как нетактичность.

Из этого, разумеется, не следует, что тактичный человек всегда и во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Если возникает ситуация, в которой принципы и убеждения субъекта вступают в резкое противоречие с тем, что от него, как он понимает, ожидают окружающие, он, проявляя принципиальность, может и не заботиться о том, насколько тактично его поведение.

Легендарная фраза Галилея «А все-таки она вертится!» не может, разумеется, рассматриваться как нарушение такта по отношению к инквизиторам, ожидавшим от него полного и безоговорочного отречения, а является лишь свидетельством высочайшей принципиальности, научной честности и гражданского мужества.

Однако в повседневных жизненных ситуациях ошибочное приписывание ожиданий или их игнорирование является бестактностью. Бестактность - это деструкция ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся иногда создающая конфликтные ситуации.

Бестактное поведение может иметь сравнительно безобидный характер. Например, если на весьма формальный вопрос при встрече двух знакомых: «Как дела?» - следует подробный рассказ одного из них о здоровье всех домашних, о незначительных событиях последних дней, то это может расцениваться как некоторая бестактность.

Но в ряде случаев нарушение требований такта приводит к серьезным последствиям. Это в особенности относится к проявлениям бестактности при педагогическом общении.

Учитель не должен упускать из виду, что ученический коллектив состоит из людей и личность каждого надо принимать во внимание, даже если работаешь фронтально, со всеми. Даже временная потеря психологического контакта со школьниками способна нанести тяжелый ущерб, последствия которого трудно предвидеть. Если же такие нарушения взаимопонимания оказываются скорее правилом, чем исключением, то можно с уверенностью предсказать, что между педагогом и учениками вскоре образуется труднопреодолимая пропасть.

Использование тех возможностей, которые предоставляет воспитателю педагогический такт при установлении необходимых контактов, дает возможность осуществить процесс формирования личности школьника в наиболее благоприятных условиях, открывая ей перспективы развития.

    Теория ролей и конструирование педагогического воздействия.

Анализ опыта успешно работающих педагогов показывает, что закономерности теорий ролей фактически используются ими для формирования мотивов и способов поведения учащихся. Однако на ряду с удачными примерами можно привести немало неудачных, которые можно было бы избежать, зная основные положения теории ролей.

Разумеется, теория ролей не объясняет все психические механизмы поведения человека, как и любая отдельно взятая теория личности.

Основные понятия теории ролей: статус, роль. Статус – положение личности в системе общественных и межличностных отношений, определяющие ее права, обязанности, привилегии. Статус человека – ответ на вопрос, кто он? (в обществе, группе). Роль – социально-типическая, выработанная в обществе для реализации прав и обязанностей, вытекающих из статуса.

Один и тот же человек играет множество социальных   как формальных, так и не формальных. Формальные роли подразделяются на официальные (зафиксированные документально: «сын», «учитель», «директор» и т.д.) и конвенциональные (основанные на знании допустимых норм поведения в конкретных ситуациях: «клиент парикмахерской», «зритель», «гость» и т.д.). Неформальные роли подразделяются на внутригрупповые (вытекающие из неформального статуса человека в группе: «весельчак», «грубиян», «вечно опаздывающий» и т.д.) и межличностные (различающиеся в зависимости от той функции, которую человек играет по отношению к другим: «утешитель», «друг»).

Согласно ролевой теории, изменение поведения происходит в результате принятия новых ролей, которые появляются предписаниями социальных систем, групповыми нормами, ролевыми ожиданиями.

Остановимся на ролевых ожиданиях, поскольку они чаще всего не осознаются. Например – учитель, выслушивая ответ слабого ученика, настраивается на не высокую оценку, не замечая некоторых достижений, которые следует поощрить. В результате закрепляется роль троечника. Целенаправленные ролевые ожидания – сильное средство воздействия на ребенка, происходит «подстройка» личности под систему ролевых ожиданий. Показателен в этом плане эксперимент американского психолога Розенталя. В одной из школ были объявлены результаты замера уровня интеллектуального развития, которые у некоторых учащихся были сильно завышены. Через год оказалось, что у них заметно возросла успеваемость. Такое поведение – результат новых ожиданий одноклассников и учителей. Что лежит в основе изменения поведения? Освоение и выполнение новых ролей приводит к появлению новых методов или новой иерархии мотивов, изменению взглядов, ценностей, этических норм и отношений. При длительном повторении ролевых ситуаций происходит закрепление приобретенного поведения.

Многие ситуации педагогического воздействия можно анализировать с позиции ролевой теории. Например, рассмотренная выше ситуация внушения доверием из опыта А.С. Макаренко. Доверие воришке материальных ценностей глубоко его потрясло. Он вдруг почувствовал себя в роли человека, которому можно доверять.

Изменение ролевых ожиданий происходит стихийно, непреднамеренно. Например, в классе появляются новые ученики, которые изменяют структуру неформальных ролей, а значит и ролевые ожидания по отношению к некоторым ученикам. Изменения происходят также, если ребенок переходит в новый класс.

Приведем обобщенную схему действий педагога, который конструирует ситуацию педагогического воздействия, исходя из структуры ролевого поведения:

- определяется, какая роль нужна ребенку;

- направляются ролевые ожидания или другие способы детерминации поведения на актуализацию этой роли;

- создаются условия реализации ожидаемого ролевого поведения (понимание и принятие роли, знание способов исполнения роли);

- осуществляется контроль за ролевым поведением.

Например, застенчивому ребенку нужна роль общительного. Как детерминировать эту роль? Формируется общественное мнение, соответствующие ролевые ожидания помогают ребенку осознать свою значительность. Иногда помогает общение с тем, кто еще менее общителен. Обучить конкретным способам поведения в различных ситуациях общения с помощью социально-психологического тренинга.

Ролевая теория помогает также понять некоторые причины конфликтов в педагогическом взаимодействии. Эффективность и бесконфликтность ролевого взаимодействия зависит от того, насколько ролевые ожидания партнеров общения соответствуют друг другу. Несоответствие ролевых ожиданий неизбежно приводит к конфликту. Для предотвращения конфликтов необходимо изменить ролевые ожидания обоюдно или одной из сторон.

В тех случаях, когда ролевые ожидания детей носят манипулятивный характер, учитель, понимая, чего от него хотят, поступает вопреки ролевым ожиданиям. Это очень эффективный прием воздействия: происходит ломка ролевого поведения, манипуляторы не достигают своих коварных намерений.

Внедрение новых методов в систему образования – задача психологов. Однако серьезная коррекционная работа с ребенком, предполагает обязательное участие в ней педагогов и родителей. Сотрудничество школьных психологов и педагогов способствует взаимному обогащению их профессионального опыта, помогает находить такие средства и методы работы с ребенком, которые обеспечивают формирование гармоничной, полноценной личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.     Лит.:  Ушакова Т.Д. Особенности профессионального педагогического слушания // Филологический журнал:Лингвистика и речеведение. — Южно-Сахалинск, 1995.

Интернет источники:

1.       http://www.grandars.ru/college/psihologiya/umenie-slushat.html

2.       http://ped_recheved.academic.ru

3.       http://kak-bog.ru/obshchenie-i-deyatelnost

4.       http://psyera.ru/sootnoshenie-kategoriy-obshcheniya-i-deyatelnosti-v-psihologii-894.htm

5.       http://vestishki.ru/node/1105

6.       http://www.grandars.ru/college/sociologiya/rolevoe-povedenie.html

7.       http://www.grindhousemovie.net/s-retsenzii/41675-recenzyy-y-otzivi-na-fylm-slushatel-.html


 

8.       Скачано с www.znanio.ru

Реферативное сообщение На тему «Психология слушания»

Реферативное сообщение На тему «Психология слушания»

Психология слушания. Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать

Психология слушания. Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать

Умение же слушать предполагает наличие концентрации внимания даже в тех случаях, когда информация не кажется нам интересной

Умение же слушать предполагает наличие концентрации внимания даже в тех случаях, когда информация не кажется нам интересной

Эмпатическое – слушающий больше «считывает» чувства, а не слова

Эмпатическое – слушающий больше «считывает» чувства, а не слова

ПИН, для получения дополнительных идей, информации и комментариев

ПИН, для получения дополнительных идей, информации и комментариев

Коммуникативные намерения во время слушания разнообразны: услышать, понять, выяснить основную мысль высказывания, отметить детали и т

Коммуникативные намерения во время слушания разнообразны: услышать, понять, выяснить основную мысль высказывания, отметить детали и т

Необходимость сопереживания, способность к эмоциональному восприятию высказываний учащихся

Необходимость сопереживания, способность к эмоциональному восприятию высказываний учащихся

Формирование коммуникативных навыков требует и времени, и терпения

Формирование коммуникативных навыков требует и времени, и терпения

Личность в общении и деятельности многообразна

Личность в общении и деятельности многообразна

Связь общения и деятельности можно понимать по-разному

Связь общения и деятельности можно понимать по-разному

Указанная точка зрения нашла широкое отражение в трудах конференций по социогенным потребностям (Проблемы формирования социогенных потребностей, 1974) и по проблемам познания людьми друг друга (Теоретические…

Указанная точка зрения нашла широкое отражение в трудах конференций по социогенным потребностям (Проблемы формирования социогенных потребностей, 1974) и по проблемам познания людьми друг друга (Теоретические…

Ролевые ожидания. «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры!

Ролевые ожидания. «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры!

Так, например, родители должны быть добрыми, ласковыми, снисходительными к детским провинностям - это отвечает ролевым ожиданиям и социально одобряется, признается достойным всяческого поощрения, но, избыток,…

Так, например, родители должны быть добрыми, ласковыми, снисходительными к детским провинностям - это отвечает ролевым ожиданиям и социально одобряется, признается достойным всяческого поощрения, но, избыток,…

Однако в повседневных жизненных ситуациях ошибочное приписывание ожиданий или их игнорирование является бестактностью

Однако в повседневных жизненных ситуациях ошибочное приписывание ожиданий или их игнорирование является бестактностью

Один и тот же человек играет множество социальных как формальных, так и не формальных

Один и тот же человек играет множество социальных как формальных, так и не формальных

Приведем обобщенную схему действий педагога, который конструирует ситуацию педагогического воздействия, исходя из структуры ролевого поведения: - определяется, какая роль нужна ребенку; - направляются ролевые ожидания…

Приведем обобщенную схему действий педагога, который конструирует ситуацию педагогического воздействия, исходя из структуры ролевого поведения: - определяется, какая роль нужна ребенку; - направляются ролевые ожидания…

Используемая литература: 1.

Используемая литература: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020