Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«НОРИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Сообщение
по дисциплине: Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Тема: «Анализ игровых и телевизионных программ и их влияние на детей»
Выполнила:
Баранова Е.А.
Норильск, 2019
ВВЕДЕНИЕ
Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах, сотни каналов с очень разнообразным контентом. Телевидение - это окно в мир, это прекрасная возможность, благодаря которой можно учиться, получать положительные эмоции и просто интересно проводить свой досуг. Трудно представить себе ребенка, который сегодня не знаком с телевидением. Но нужно ли это детям? Какие телепередачи можно считать самыми полезными? Как сделать так, чтобы телевидение пошло ребенку только на пользу.
В настоящее время очень мало детских передач. Согласно правилам лицензирования телевидения, установленным Федеральной комиссией по телерадиовещанию, доля детских телепрограмм должна составлять минимум 7-10% от эфирного времени. Но, ни один из центральных российских телеканалов не соответствует этому требованию. На «Первом канале» детские передачи занимают не более 3% эфирного времени (Ералаш; Умники и умницы; Мультфильмы), на канале «Россия» около 0,4-0,5% эфирного времени (Спокойной ночи, малыши!), канал НТВ вообще не включает в сетку детские передачи, за исключением «Детского утра на НТВ» по воскресеньям, что составляет не больше 0,4% эфира. Немногим лучше выглядит канал ТВЦ, здесь детские передачи составляют 3,5-4% эфира, «Культура», где художественные и мультипликационные фильмы для детей занимают около 4,5% эфира.
Ниже рассмотрим некоторые из детских телепрограмм и попытаемся разобраться, какую пользу они могут или могли принести детям.
1. ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ КАНАЛАХ ТВ
«Ералаш» - детский юмористический киножурнал. Выходит, с 1975 года. Художественный руководитель - Борис Юрьевич Грачевский. Ералаш - это киножурнал, цель которого состоит в создании интересных короткометражных фильмов о детях и для детей. Это весёлые экранизации анекдотов, которые ненавязчиво служат воспитанию юных зрителей. Ералаш транслируется на телеканале «Карусель», «СТС Kids». Выходит в дневное время, хронометраж 10 минут.
«Дисней-клуб» - детская информационно-развлекательная программа. Выходила на Первом канале с 18 января 1998 года по 9 марта 2014 года. Блок программ представлял классические анимационные фильмы студии Disney и мультфильмы из коллекции «Узнавай-ка», которые на данный момент демонстрируются на канале Disney.
«Спокойной ночи, малыши!». Одна из самых популярных детских телепередач, выходит в эфир с 1964 года. Транслируется многими детскими телеканалами. Сегодня в эфир «Спокойной ночи, малыши!» выходит на канале «Карусель», «Россия 1», «Россия Культура». Проект рассчитан на детей с 3 до 10-11 лет.
- «Смешарики».
Российский мультипликационный
сериал для всей семьи, созданный в рамках образовательного проекта
«Мир без насилия» и производящийся при поддержке Министерства культуры.
Смешарики - волшебный, сказочный мир, населенный дружной семейкой забавных
круглых персонажей. Каждый из которых имеет круг личных забот и обязанностей,
увлечен определенным делом и является специалистом в какой-либо области знаний.
Каждая серия мультфильма «Смешарики», учит чему-то полезному, доброму. Выходит
с 2004 года. В настоящее время транслируется на канале «Карусель», «Детский
мир».
«Умницы и умники» - всероссийская
гуманитарная телевизионная
олимпиада, выходящая на «Первом канале» с 29 ноября 1992 года. С 2009 года по настоящее
время она транслируется по субботам в утреннем эфире. Телевизионная олимпиада «Умницы и умники» - единственная
в своем роде программа такого формата, как на телевидении, так и в системе
российского школьного образования. Является телеверсией конкурса для поступления в МГИМО.
«Давайте рисовать!» Российская познавательная программа для дошкольников, созданная каналом «Карусель». Передача «Давайте рисовать» выходит в эфир регулярно с 2007 года. Время показа программы – 12.35 по будням и в 11.30 по субботам. Россия, «Теленяня», 2008 – 2011 годы. Более 100 выпусков продолжительностью 20 мин. Возраст: дошкольный. Обучающее видео для детей - Уроки от феи Фиалки и её помощника Каляки-Маляки. Вместе с детьми в студии зрителей учат разным техникам рисования.
2. ЗАКРЫТЫЕ ДЕТСКИЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ
«Зов джунглей» - развлекательная передача для детей школьного возраста. В ходе программы две команды учеников младших классов участвовали в соревновании-аналоге «Весёлых стартов». В игре принимали участие две команды - «хищников» и «травоядных». В конце игры побеждала та команда, у которой к концу игры оказывалось в корзине больше бананов или костей. В финальном конкурсе разыгрывалось более одного очка. В 2002 году программа была закрыта. С 2006 по 2009 год выпуски, показанные на ОРТ с 1995 по 12 января 2002 года, выходили в повторах на канале «Теленяня».
«Царь горы» - детская спортивная телепередача, выходившая еженедельно с октября 1999 года по 5 января 2003 года на «ОРТ». Была закрыта в связи уходом ведущего Алексея Весёлкина с телевидения. С 2007 по ноябрь 2008 года выходили повторы этой передачи на канале «Теленяня». По ходу игры команды подростков проходили несколько туров (полоса препятствий, игры футбол, гандбол, и т.д.). Цель игры - забраться на «Олимп» и простоять там 30 секунд, не давая столкнуть себя соперникам.
«Улица Сезам» - это международная детская телевизионная образовательная программа, которая впервые вышла в эфир крупнейшей американской некоммерческой сети PBS 10 ноября 1969 года. В России выходила с 1996 года. В 2000 году переехала на СТС и с 2000 года по 2008 выходила на СТС. Персонажи вместе со своими друзьями играют и учатся на Улице Сезам. Дети узнают много интересного о здоровом образе жизни, об обществе, о творчестве, и конечно же о буквах и цифрах.
«КОАПП» - телевизионная версия некогда популярной радиопрограммы «КОАПП» - Комитет Охраны Авторских Прав Природы. Развлекательно-познавательная программа для школьников. Выходила с 7 октября 2000 по 1 августа 2002 года. в игровой форме программа знакомила ребят с животным миром, природой. Во время телевизионных уроков юные зрители приобретали основы знаний по природоведению и экологии.
«Мультазбука» - это программа, рассказывающая об истории отечественной мультипликации. Выходила с 1 января 1999 по 26 июня 2002 года. Ведущий Е. Стычкин, редактор и режиссер К. Масленникова. В каждый из выпусков программы включены фрагменты из популярных мультипликационных фильмов, интервью со зрителями, беседа с гостем студии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для анализа я взяла лишь немногие телепередачи для детской аудитории, которые транслировались или транслируются до сих пор на телевидении. Ситуация на сегодняшний день такова, что обучающих программ слишком мало. Спортивных и развлекательных игр практически нет. Так же замечу, что многие каналы транслируют, например, мультфильмы в самое неудобное для детей время. ТВЦ показывает отечественные мультфильмы в 5:15 утра, НТВ по выходным в 6:50, СТС в 7:00, другие каналы зачастую действуют аналогично.
Таким образом, явно видно нежелание руководства телеканалов занимать эфирное время нерейтинговыми и некоммерческими детскими передачами. Детское телевещание находится в глубоком кризисе. Для того, чтобы понять это, достаточно изучить программу передач. Детских программ практически нет. Некоторые каналы пытаются выполнить требование закона, заполняя эфир дешевыми и некачественными мультфильмами зарубежного производства, однако ни о какой воспитательной и образовательной функции, здесь речи не идет. Дети лишены национального телевещания, имеющего глубокие культурные традиции, вынужденно смотрят взрослые передачи и постигают мир не с той стороны.
Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей. Детское телевидение, на мой взгляд, должно быть именно детским. Над созданием передач должны работать не только режиссеры рекламных роликов и программ для взрослых, но и психологи и педагоги, знающие детскую психологию, имеющие четкие представления о том, что для детей полезно, а что нет. Детские передачи должны развивать и воспитывать детей, превращать их в полноценных членов здорового общества, способного мыслить, понимать, сочувствовать и помогать.
ЛИТЕРАТУРА
1.Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. - М.: Поколение, 2007.
2. Журавлева Е., Назарова Т. Беспокойной ночи, малыши! Российские
телеканалы могут лишиться лицензий за отсутствие детских программ.
// «Новые известия» (www.newizv.ru) от 29.06.2005.
3. Ласманис, А. Телевидение в воспитании детей: анализ исследований. – Витебск, 2005
4. Залевская, Е.Н. Критический анализ передач современного детского телевидения (российские телеканалы «Теленяня» и «Бибигон) / Е.Н. Залевская // журналистика и медиаобразование-2010:
Электронные издания:
1. Официальный сайт «Первого канала» (www.1tv.ru)
2. Официальный сайт канала «Россия» (www.rutv.ru)
3. Официальный сайт канала «Теленяня» (<http://www.telenyanya.ru/>)
4. Официальный сайт канала «Бибигон» (<http://www.bibigon.ru/>)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.