Сообщение
«Работа педагогов по развитию связной речи
детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Каунова О. В.
2021 г.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Остановим свое внимание на методике развития связной речи.
Связная речь-это единое смысловое и структурное целое, включающее связанныемежду собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развитияребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можнорассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Связная речьвбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковымстроем, словарным составом, грамотным строем.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведенияв обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказылитературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образностьи выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано сусложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первыеосмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так иактивная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений.Пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана сначала спрактической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества всовместной предметной деятельности.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологическойречи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений,необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркоепроявление коммуникативной функции языка.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
1. Собственно речевые умения.
2. Умения речевого этикета.
3. Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
5. Невербальные (неречевые) умения.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих ииспользования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбыи желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает?Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться квзрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждыймалыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детейвыражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказыватьребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребностьделиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычкупользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детскомсаду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшегоокружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение совзрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, ихкачеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремлениерассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как вкраткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь т содержания вопроса.Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуетсяотвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствоватьродных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формулэтикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговорвзрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. Ониопределяются особенностями развития связной речи детей и особенностямимонологического высказывания.
В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:
1. Описание – это характеристика предмета в статике.
2. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
3. Рассуждение – это логическое изложение материала в формедоказательства.
4. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
2. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенногосодержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второймладшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, атакже рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание покартине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»).Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описанийигрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детейсоставлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способысвязей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил…Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.
В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказоки рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине иигрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательноготипа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований,дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.),средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детямзачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собралисьзвери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»). Необходимо учитьдетей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы,диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу годадети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок:один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитательпомогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» ит.п.).
При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общенииявляется разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также являетсядидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений,совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится наплечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этимего собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.