Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
детский сад №15 «Снегирек» муниципального образования г.Саяногорск
Сообщение
Тема: «Развитие научно – технических способностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с миром электроники»
Автор:
Радионова Е.А.
старший воспитатель, ВКК
Саяногорск, 2020
Развитие научно – технических способностей у детей в условиях ДОУ одно из актуальных задач дошкольного образования.
В настоящее время у многих детей нет возможности развивать «технические способности» на собственном практическом опыте. Особенно это касается физики, и отдельной ее области – электроники. Развитие происходит по средствам литературы, интернета, телевидения и не даёт возможности применить полученные знания на практике.
Наиболее эффективно и качественно решать данную задачу возможно через организацию дополнительного образования в ДОУ, что позволит теоретические знания воплотить на практике в виде экспериментов со схемами электронных конструкторов.
Мир вокруг нас наполнен разнообразными электроприборами, и рано или поздно у ребёнка возникнет вопрос: из-за чего загорается лампочка? как срабатывает сигнализация? Что происходит, когда я нажимаю на кнопку звонка? Объяснить ребёнку на доступном уровне всё многообразие электротехнических явлений – задача не из лёгких, ведь он пока незнаком ни с физикой, ни с электроникой. Организация кружковой работы дает возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной среды и при наличии необходимого руководства создаёт оптимальные условия для развития научно – технического творчества у детей дошкольного возраста.
На первом этапе приобреталось и тестировалось необходимое оборудование: электронные наборы и конструкторы.
Занятие в кружке строилось на основе овладения детьми принципами работы ряда электронных конструкторов и наборов. Были охвачены такие темы и разделы элементарной физики как: электрический ток при отсутствии батареек и розеток, электромагнитные явления, электростатика, электрическая цепь, звук, электротехнические явления, основы электроники, принципы построения и работы элементарных электронных систем и приборов.
Строя простейшие схемы из различных элементов конструктора – лампочек и выключателей, транзисторов и электромоторов ребёнок в игровой форме познаёт мир техники. Ему становится понятен принцип устройства приборов, которые окружают человека в быту: телефона, сигнализации, радиоприемника и электрического звонка. Зная, что дошкольник усвоил принципы работы с электронным конструктором, можно быть уверенным, что интерес к знаниям, а в частности к физике, у ребенка будет развит еще до школы. Знакомство с понятием электрики и электроники также можно переместить из нудного теоретического изложения этого раздела физики – в увлекательное и потрясающее экспериментальное пространство. А умение правильно соединять провода и воспроизводить электронные схемы будет полезным и для любого взрослого человека. Знания, добытые таким образом, стимулируют детей двигаться по пути открытий и исследований.
Цель: создание условий для развития научно – технических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью сборки простейших схем электронного конструктора.
Задачи:
§ Создание действующих моделей на базе электронных конструкторов «Знаток» и электронных наборов «Чудо КИТ»;
§ Стимулирование инженерного и пространственного мышления у детей дошкольного возраста;
§ Создание условий для получения первичного опыта взаимодействия с миром электроники;
§ Развитие сотрудничества и умения работать в команде.
Обучение детей в данном направлении способствует развитию индивидуальных способностей детей, получению первоначальных знаний из области физики, благодаря самостоятельно проведенным наглядным экспериментам.
В результате созданы реально работающие модели и схемы – охранная сигнализация, детектор лжи, летающий пропеллер, светомузыкальный дверной звонок с магнитным управлением, имитаторы звуков и т.д. Дети свободно владеют терминологий физики и физических явлений. У них сформированы основы безопасности поведения в быту и социуме.
По мере освоения сборки и изучения основных законов электроники, воспитанники смогли продемонстрировать свои умения на открытых мероприятиях, проходивших в ДОУ.
Благодаря построению сценариев в виде викторин и научных состязаний, воспитанники научились работать в команде, внимательно слушать друг друга, обсуждать, договариваться, что способствовало развитию у детей социального и эмоционального интеллекта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.