Программа по культуре поведения «Секреты эффективного общения» для 6 класса
Оценка 4.8

Программа по культуре поведения «Секреты эффективного общения» для 6 класса

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
6 кл—7 кл
28.11.2020
Программа по культуре поведения «Секреты эффективного общения»   для 6 класса
Содержание программы будет способствовать развитию таких компонентов личности, как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, пониманию интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей. Изучение курса программы «Секреты успешного общения» будет способствовать развитию умения строить свои отношения с окружающими, конструктивному повседневному и деловому общению – все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.
программа по культуре поведения.docx

 

 

 

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Школа-интернат № 11 р. п. Лесогорск»

665500, Иркутская область, Чунский район, п.Лесогорск, ул.Шастина, 30

Телефон: +7(39567) 73409, 73696             E-Mail: guopo-lesogorsk@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по культуре поведения

«Секреты эффективного общения»

6 класс

 

 

 

 

 

 

Годовое кол-во часов:   34 часов

Кол-во часов в неделю:    1 час

 

Разработала:

воспитатель 6 класса

Погодина  Анна  Рудольфовна

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

Курс для младших подростков

«Секреты эффективного общения».

I. Пояснительная записка

 

Преподавание курса представляется актуальной и важной задачей воспитательной работы.

Владея искусством общения человек, добивается больших успехов в жизни: удачная карьера, гармония в отношениях с близкими и друзьями, дружная, крепкая семья.

Содержание курса будет способствовать развитию таких компонентов личности, как   психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства,  способность к рефлексии и самосовершенствованию, пониманию интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей. Изучение курса «Секреты успешного общения» будет способствовать развитию   умения строить свои отношения с окружающими, конструктивному повседневному и деловому общению –   все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Исходя из этого положений, определены цели и задачи курса.

 

Цели курса:

1.      формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.

2.      формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.

 

 Основные задачи курса:

ü  дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания.

ü  побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, выработке внутренней позиции.

ü  формировать и развивать навыки рефлексии и самопознания личностных качеств.

ü  способствовать развитию диагностических навыков  работы со стандартным инструментарием (тесты, опросники, психологические задания и др.)

ü   развивать навыки групповой работы.

 

В содержание курса «Секреты эффективного общения»  включены следующие виды знаний:

ü  основные понятия и термины:  понятие общения,   психические свойства личности человека; конфликт,  невербальное  общение, межличностные отношения, психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга и т.д.

 

 

Содержание курса ориентирует на применение  активизирующих  методов и приемов обучения:

ü  игра (ролевая, подвижная, малоподвижная)

ü  мозговой штурм

ü  дискуссия

ü  диалог

ü  упражнения (настройки, разогревающие)

ü  самоотчет (диагностика)

ü  тесты,

ü   анкеты,

ü  опросники

 

В содержании курса представлены следующие виды деятельности учащихся:

ü  поисковая деятельность по сбору информации.

ü   игровая  и коммуникативная деятельность.

ü  диагностическая и рефлексивная  деятельность

ü  практическая деятельность, связанная с отработкой умений и навыков.

 

На занятиях используются следующие формы работы:

ü  индивидуальная работа («И один в поле воин»).

ü  работа в парах («Двойки»)

ü  работа в малых группах («Тройки и четверки»)

ü  работа всей группы («Круг»)

 

 

В ходе проведения курса могут быть использованы следующие средства обучения

 

изобразительные :

ü  –иллюстрации,

ü  фото,

ü   схемы,

ü  демонстрационные таблицы,

 

информационные:

ü    ксероксы из книг

ü  просмотр видеофильма и др.

 

 

 

 Курс рассчитан на 34часа  и включает в себя теоретические и практические занятия.

 

Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как:

  • Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка.
  • Толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни.
  • Умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.

Заканчивается курс представлением  реферата по темам курса. Критерии оценки - работа должна быть выполнена в соответствии с предъявляемыми требованиями,   содержать анализ проделанной работы и соответствующие выводы, с опорой на полученные теоретические знания по курсу.

Применение данного метода подачи информации строится на специфических принципах:

  • ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются, вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.
  • ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПОЗИЦИИ. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.
  • ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТОНОГО) ОБЩЕНИЯ. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Теорети ческие занятия

Практические занятия

1

Вводный урок.  Представление курса Знакомство. «Кто я? Какой я?».

1ч.

0,5

0,5

Беседа, ролевые игры: «презентация индивидуальности», «интервью». Анкета.

памятка о правилах работы в группе. Ожидаемый результат от курсов.

2

Понятие общение. Роль общения в жизни и развитии человека.

1ч.

0,5

0,5

Тренинг «Турнир ораторов», тест «каким я выгляжу в глазах  других людей».

Участие  в  дискуссии.

 

3

Понятие о личности. Я- концепция.

1ч.

0,5

0,5

Инфрмация, обсуждение, игры: Салат, «Я- это..», «Мое я…»

презентация своей личности.

4

Темперамент человека и его проявление в общении.

2ч.

1

1

Информация, практическое занятие

Выполнение задания: определить тип темперамента 3человек из ближайшего своего окружения. Умение определять тип темперамента.

5

Характер личности. Характер и способности.

2ч.

1

1

Информация, тест « Мой характер».Упражнение «Моя самооценка».

Выполнение задания:   написать мини-сочинение «Особенности моей личности: характер, воля, темперамент, мои отношения к окружающим, умение управлять собой».

6

Виды общения. Особенности невербального общения.

4ч.

1,5

2,5

Информация, упражнение «зеркало», «расшифровка жестов»тренинг, тест. просмотр отрывок видеофильма

Участие  в  дискуссии. Самооценка невербального языка.

7

Роль эмоций в общении. «Кувшин наших эмоций». Управление эмоциями

1ч.

0,5

0,5

Иформация. Игра –исследование.

Правила управления собственными эмоциями и эмоциями других людей. Сообщение: разрушительные и сострадательные эмоции. Причины их возникновения.

8

Содержание общения

1ч.

0,5

0,5

Занятие-тренинг

Практические навыки общения

9

Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению

1ч.

0,5

0,5

Психологическое упражнение.

Участие  в  дискуссии. Активное слушание. Я - высказывание. Структура Я – высказывания. Преимущества Я – высказывания.

10

Обращение. Привлечение внимания. Принятие решений.

2ч.

1

1.

Игры: «Меняемся местами», «ассоциации», «шаг к цели»,

Практические навыки поведения

12

Этикет беседы. Умение слушать и слышать.

2ч.

1

1

Информация, Ролевая игра. Тест «умеете ли вы слушать?»

Тезизы; 9 правил,  чтобы  овладеть  искусством  общения.

13

Особенности женского и мужского общения. Поведение юношей в общении с девушками.

2ч.

1.

1.

Информация. Тренинг. Упражнение в парах.

Выполнение задания: мини-сочинение. Участие  в  дискуссии.

14

Конфликты в общении.

2ч.

1

1

Игры на активизацию работы. Лекция, проигрывание ситуаций.

Тезизы. Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей

15

Способы разрешения конфликтов.

 

2 ч

1

1

Информация, проигрывание ситуаций. Тест  К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»

Картография конфликта. Составление и чтение карты конфликта. Стили разрешения конфликтов.

16

Как сохранить достоинство.

1ч.

0,5

0,5

Упражнения на саморегуляцию (отработка). Тест М. Снайдера “Оценка самоконтроля в общении”.

Способы самоанализа и самокоррекции в сфере общения. Тезизы, эксперимент.

17

Этическая защита. Умение сказать «нет».

2ч.

1

1

Сообщение, ролевые игры.

Сообщение. Способы этической защиты.

18

Самопроверка навыков конструктивного общения.

 

1ч.

0

1

Психологический практикум. Анкета «Когда конфликты в классе, я…».

Анализ конфликтных ситуаций по эпизодам из сказок: вид, причина, вариант решения проблемы.

19

Я тебя понимаю…

1ч.

0

1

Занятие-тренинг

Участие в дискуссии. Межличностное общение. Проверка навыков конструктивного общения

20

Воспитание «трудных» родителей.

1ч.

0

1

Любовь (работа с образом). Тест – проверочное испытание. Упражнение «Непредвиденное».

Заповеди по воспитанию взрослых.

21

 Что мне нужно для жизни?

1 ч

0

1ч.

Занятие-тренинг

Формирование образа будущего.

22

Самоотчет

 

1ч.

0

Занятие-тренинг

Разработка индивидуального плана развития личности.

23

Подведение  итогов  работы  за  год. Праздник  успеха 

 

2ч.

1ч.

1ч.

Проверка эффективности занятий. (ответы на вопросы по теме курса).

 

Сочинение – рассуждение «Что мне дал курс «Секреты эффективного общения!»

24

Итого:

34ч.

14ч.

20ч.

 

 


Содержание  курса:

            Тема  1. 

            Вводная,  или  для  чего  нужен  этот  курс.  (1 час)

Задачи:

Ø  приобретение  умения  планировать  свои  действия;

Ø  освоение  способов  работы  в  группе;

Ø  формирование первого впечатление друг о друге;

Ø   определение особенностей общения каждого участника;

Ø   создание климата психологической безопасности;

Ø   формирования установки на взаимопонимание.

Вводная часть:

«Единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения» (эпиграф написан на доске).

Знакомство с программой курса,  правилами  работы в группе.

Выяснение ожидаемого результата от курса.

Основная часть:

 Игра: Презентация индивидуальности.

Участники по очереди называют свои имена, а также свои личностные качества. Причем эти  качества должны начинаться на одну  из букв  собственного имени. Вариант: назвать два качества, одного из которых помогает, другое мешает в жизни.

Подчеркивается психологом, что одно и тоже качество у разных людей может быть выражено в разной степени; в одних случаях это качество помогает другим понимать этого человека, а в других затрудняет понимание. Актуализация знаний учащихся о многообразии человеческой индивидуальности.

 

 Игра: Интервью.
У каждого члена группы по очереди все желающие берут интервью. Задают вопросы такого характера: «Любишь ли ты стихи?», «Твой любимый цвет?», «Твое любимое изречение?», «Любишь ли ты видеть сны?», «Если бы тебе предложили роль в фильме («Овод», «Три мушкетера» и т. д.), кого бы ты захотел сыграть? (артистические данные значения не имеют)», «Есть ли у тебя хобби?» «Любимое имя?» «Чего ты больше всего боишься?», «Что больше всего ценишь в людях?».
Каждому следует задавать не более 5—7 вопросов. Можно проводить усложненный вариант интервьюирования. Участники игры задают вопросы «в ролях»: от имени директора школы, родителей интервьюируемого, старосты класса, марсиан, Красной Шапочки и т.д.

Конспект: памятка о правилах работы в группе.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
Предложить для свободного обсуждения правил работы в группе:
1. Активность, ответственность, каждого за результаты работы группы. Это правило подразумевает зависимость эффективности групповой работы от вклада каждого ее члена и необходимость работы не только для себя, на решение собственных проблем, но и на других, т. к. помощь другому является способом познания себя.
2. Постоянство участия в работе. Правило определяет обязательность участия каждого члена группа в работе в течение всего времени, без перерывов.
3. Закрытость группы. Имеется в виду, что все происходящее в группе не должно выноситься за ее пределы. Все, что проговаривается членами группы вне круга, должно привноситься в круг.
4. Откровенность и искренность. Подразумевается, что члены группы должны попытаться отбросить все роли и быть самими собой, попробовать говорить то, что думают, и проявлять то, что чувствуют. Понятно, что в реальной жизни это не всегда получается, да в этом и нет необходимости. т. к. такая полная откровенность и искренность не является культурной нормой.
5. Правило «Стоп!». Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-то игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности к откровенности, имеет право сказать «Стоп!» и тем самым исключить себя из участия в процедуре. Это правило желательно использовать, возможно, реже, т. к. оно ограничивает человека в познании себя.
Примечание для ведущего: При обсуждении правил групповой работы необходимо создать доброжелательную атмосферу, но с элементами напряжения, с целью ускорения динамики развития группы, более быстрого и глубокого включения каждого участника тренинга в работу над собой. При обсуждении можно выяснить у ребят, как они понимают каждое правило, насколько готовы и могут следовать этим правилам» какие у них возникают опасения, с чем они связали. В заключение обсуждение желательно, чтобы каждый участник осознал необходимость введения этих правил и выразил готовность следовать им в процессе тренинга.
Правила принимаются по результатам голосования, после чего записываются на ватмане.

Заключительная часть: Анкета. Участникам предлагается ответить письменно на вопросы:

  1. Что я знаю о себе?
  2. Что я хочу узнать о себе?
  3. Мои ожидания от данного курса?

Данные анкеты используются психологом для достижения содержательности уроков.

Рефлексия.

Сегодня для меня было главным….

Сегодня  я понял, что ….

 

Тема 2.

Понятие общение. Роль общения в жизни и развитии человека.

Задачи:

Ø  сформировать у учащихся стремление понимать окружающих;

Ø  убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать с самыми разными людьми;

Ø  привычку искать способы сотрудничества  с людьми в различных ситуациях.

Методическое оснащение:

1.      Фрагмент стихотворения Н.Заболоцкого;

2.      Упражнение сколько меня.

3.      Тест «каким я выгляжу в глазах других людей»

Вводная часть:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,-

На самом деле, то что именуют мной,

Не я один. Нас много. Я –живой!

Каждому дается задание представить ученика, сидящего рядом: подчеркнуть индивидуальность своего партнера, его особенности (привычки, качества, умения), т.е

Основная часть:

Упражнение «Сколько меня». Каждый ученик складывает лист бумаги несколько раз. Обсуждение.

Тест «каким я выгляжу в глазах других людей»

 

Порой нам бывает трудно посмотреть на себя со стороны. Отсутствие правильной личностной оценки часто становится главной причиной наших проблем на работе и в личной жизни. Мы можем казаться себе умными, сильными, способными принимать ответственные решения, а в глазах окружающих представать совершенно в ином свете. Далеко не все способны распознать истинное отношение коллег и близких. Итак, какими нас видят другие?

Вопросы теста:

1. Какую позу вам чаще всего свойственно принимать во время разговора?

• стоите или сидите, руки скрещены на груди (1 балл)
• максимально расслаблены, почти не двигаетесь (2 балла)
• жестикулируете, щелкаете ручкой, касаетесь своих волос, лица, уха (3 балла).

2. Вы сможете отдохнуть:

• сев в позу лотоса (2 балла)
• вытянув ноги перед собой (3 балла)
• положив ногу на ногу (1 балл).

3. Ваш смех:

• очень громкий, эмоциональный (2 балла)
• искренний, заразительный (3 балла)
• вы не любите смеяться, но зато часто демонстрируете свою обаятельную улыбку (1 балл).

4. Как вы передвигаетесь?

• быстрыми шагами, смотрите себе под ноги (1 балл)
• медленно, прогулочным шагом, с гордо поднятой головой (3 балла)
• в не очень быстром темпе, смотря по сторонам (2 балла).

5. Придя в гости, вы:

• делаете свое появление максимально заметным - громко здороваетесь, шутите, смеетесь (3 балла)
• ждете приглашения присоединиться к компании, стоя в прихожей (1 балл)
• начинаете общаться сначала с тем, кто вас пригласил, а потом уже и с другими гостями (2 балла).

6. Вам чаще всего снится, что вы:

• являетесь сторонним наблюдателем какой-то ситуации (1 балл)
• выступаете в качестве непосредственного участника событий (3 балла)
• вам редко снятся сны, и вы их обычно не запоминаете (2 балла).

7. Самая удобная для вас поза во время сна:

• на боку, ноги согнуты и подтянуты к груди (1 балл)
• на животе (2 балла)
• на спине, руки и ноги расслаблены и разведены в стороны (3 балла).

8. Если вы заняты важным делом и вас кто-то отвлекает, вы:

• сильно расстраиваетесь, долго не можете прийти в себя и продолжить начатое (1 балл)
• чувствуете облегчение, после перерыва возвращаетесь к работе с новыми силами (3 балла)
• остаетесь невозмутимым (2 балла).

Результаты теста:Подсчитайте полученные баллы.

МЕНЕЕ 10 БАЛЛОВ

В глазах окружающих вы - робкий, нерешительный человек, не способный к самостоятельной деятельности. Вы часто раздражаетесь, принимаете все происходящее близко к сердцу и нуждаетесь, по мнению большинства, в постоянной опеке и контроле.Совет. Вам необходимо стать сильным человеком, не зависящим от мнения посторонних. Контролируйте свои эмоции. Не позволяйте окружающим принимать решения за вас. Старайтесь, как можно меньше посвящать окружающих в свои дела, не просите помощи, тогда люди поймут, что вы в состоянии обойтись без их поддержки.

10-15 БАЛЛОВ

Вы не торопитесь с выводами, и некоторым из ваших друзей может показаться, что вы чересчур медлительны. Однако люди, которые знают вас лучше, поймут, что вы не просто тянете время, а просчитываете возможные варианты развития событий. Вас по праву можно назвать практичным человеком.Совет. Научитесь различать значимость тех или иных событий, происходящих с вами. Во многих жизненных ситуациях необходимо быстро принимать решения, в то время как некоторые действительно требуют серьезного подхода. Не стоит, к примеру, тщательно планировать поход в магазин, готовиться же к свадьбе следует основательно.

16-20 БАЛЛОВ

Вы любите удивлять родных и близких интересными идеями. У вас отличное чувство юмора и всегда хорошее настроение. Вам доверяют. Для вас комфортно находиться в центре внимания, и вы неплохо справляетесь с этой ролью.Совет. Ведите себя естественно, ведь вам легко удается нравиться людям. Однако помните: если человек чем-то огорчен, он не сможет поддержать ваш положительный настрой. Не требуйте от людей того, чего они в силу обстоятельств не в состоянии вам дать.

БОЛЕЕ 20 БАЛЛОВ

В любом коллективе вы занимаете лидирующее положение, зачастую за счет своего эпатажного поведения. Вам нравится шокировать окружающих. Любые трудности вам по плечу. Вас воспринимают как властного, упрямого человека, завидуют вашей деловой хватке и умению быстро принимать решения. Но стать вашим другом захотят немногие.Совет. У вас много завистников. Если вы оступитесь, никто не протянет вам руку помощи. Не давите на окружающих, вы и без этого весьма яркая личность. Научитесь уступать, это будет проявление не слабости, но гибкости, которой вам так не хватает.

            Заключительная часть:  Анализ, подведение итогов.

 

Тема 3.

 Понятие о личности.  Я – концепция.

 

Цель: Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящим урокам, способствовать самоанализу участников, прояснение Я – концепции.

Задачи:

Ø  дать знания о самом себе

Ø  развитие навыков самопознания

Ø  развитие навыков групповой работы.

Вводная часть:

 

Упражнение « Приветствие».

Сегодня мы продолжим знакомство и сделаем это следующим образом.

Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами всем тем кто обладает каким – то умением, это умение он называет( поменяйтесь все те, кто умеет плавать), при этом тот, кто стоит в центре круга постарается занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется продолжит игру.

Используем это упражнение для того, чтобы лучше узнать друг друга. 

Игра « Салат» ( разделить участников на малые группы)

 

Основная часть:

Лекционный материал психолога

На вопрос о том, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Во многих определениях содержится зерно истины. Психология личности стала экспериментальной наукой и связано с такими именами как Р.Кеттел, А.Лазурский, Г. Айзенка, А.Н.

Леонтьева. Они явились разработчиками валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Из всех определений личности, наиболее удачным оказалось то, которое дано Г.Оллпордом : Личность есть прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем- черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Обсуждение « Что такое Я»

Психолог предлагает обсудить в малых группах, а затем всем вместе « Что такое Я». Резюме: Я – это чувства, мысли, тело, поступки, желания, мечты, душа, характер…

Упражнение « Я –это …» « Какой я?» 

Подросткам даётся задание написать в рабочих тетрадях 10 предложений « Я – это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений « Какой Я?», дав ответ в виде прилагательных.

 

Реальное, идеальное, зеркальное Я.

 

Лекционный материал педагога.

Я- реальное –внешность, поступки, способности, качества, мысли, чувства, ценности, мечты и т. д., осознающиеся человеком.

Я- идеальное – представления о внешности, способностях, качествах, которые хотелось бы иметь.

Я – зеркальное – представление других людей о тебе, твоих качествах, способностях, поступках, мыслях.

 

Работа подростков с таблицей.

 

1

Я - реальное

Я - идеальное

Я - зеркальное

 

Представление о том, кто я есть на самом деле.

Представление о том, каким Я хотел бы быть.

Представление о том, как меня воспринимают окружающие.

2

Я - реальное

Я - идеальное

Я - зеркальное

 

Какие качества ты больше всего ценишь в себе?

Чем гордишься?

Существует ли человек, на которого ты хотел бы быть похожим? Что бы ты хотел изменить в себе?

Что думают о тебе сверстники? Что думают о тебе  взрослые?

 

Заключительная часть:

 

Упражнение « Моё Я»

Психолог предлагает нарисовать Я – реальное, Я – идеальное, Я – зеркальное. ( рисование 15-20 минут под спокойную музыку)

Ответить на вопрос: какое из трёх Я самое важное для тебя сейчас и почему?

 

Ритуал прощания.

 

Обратная связь.

    

Тема  9.

Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению

Цель – познакомить учащихся с понятием эмпатия, определить эмпатическую чувствительность и  через активное выполнение упражнений развить эту способность.

1.Упражнение «Комплимент».  «Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и , главное найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом. – вот что необходимо для приятного и продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.»

В кругу каждый участник смотрит на своего соседа слева и думает, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравиться и как об этом  сказать ему, т.е. сделать комплимент. Начинает любой, кто готов сказать приятные слова своему соседу. Все остальные внимательно слушают. Тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить в ответ, а затем сам сделать свой комплимент своему соседу слева. И так по кругу, пока все участники не скажут что-либо приятное соседу.

Необходимо настроить участников на тактичное отношение друг у другу, на развитие умения слушать и слышать говорящего, обращая внимание на его манеру устанавливать контакт ( как приветствовал своего соседа или забыл это сделать, смотрит в глаза или в сторону, как держит руки, как говорит и т.д)

«Итак, мы поприветствовали друг друга, настроились на продуктивную работу.»

 Теоретическая часть. « Цель нашего занятия сегодня – познакомиться с понятием «эмпатия».   Эмпатия -  это адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.

Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т.п. В какой мере эти способности развиты у вас? Давайте сегодня мы это узнаем.»

Упражнение «Ассоциации» Один из участников (доброволец)  выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий возвращается, и его задача – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того чтобы отгадать, водящий задает участникам вопросы : «Если бы это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т.п.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например , «это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.

В этой игре важно следить, чтобы все или многие участники группы могли попробовать себя в роли водящего или в роли загаданного участника.

Опрос.  «Трудно ли было подобрать ассоциацию? Трудно ли было угадывать? Кому удавалось угадать, что помогло? Чьи ассоциации показались наиболее удачными?»

я предлагаю выполнить  завершающее упражнение для развития  способности к эмпатии, а также  развить способности к самопознанию, самоанализу и пониманию других людей.

 Каждый день вы встречаетесь и общаетесь  с очень большим количеством разных людей. Скажите каждый по кругу, какие ваши личные качества вам помогают  в общении, понимать других людей, устанавливать контакт, вести беседу. Старайтесь не повторяться…     Знаете, если еще добавит наблюдательность, умение слушать, сопереживать, понимать проблемы и интересы других людей, то вы практически описали профессиональные качества психолога. И сегодня я хочу предложить вам попробовать себя в этой профессии.

На листочках напишите свое имя, фамилию и ответы на вопросы:

1.Какие 3 предмета я взял бы с собой на необитаемый остров?

2.Если бы колдун превратил меня в животное, то в какое?

3. Моя любимая пословица или поговорка –

4. Когда меня хвалят я ….

 

Ответы собираем, нумеруем, зачитываем. Каждый участник отмечает номер листка и свое мнение о том, чей это ответ. Когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших.

Обсуждение ( каждый по кругу)

«Попробуйте проанализировать себя, выскажитесь желающие, ответив на вопросы:

Всех ли ты угадал?   Сколько совпадений?      С чем связана успешность (степень знакомства или способность чувствовать другого человека)?

Когда отвечал на вопросы какое было желание - стремление закрыться, ответить сухо и коротко или было желание выразить себя, свой внутренний мир, ощущения?»

Опрос. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе и о других участниках.

Позитивное окончание занятий. Упражнение «Подарки». «У вас есть возможность подарить или пожелать  своему соседу справа все что хотите, нет никаких ограничений, подумайте минутку и подарите свой подарок или пожелание  соседу справа, по очереди по кругу».

Рефлексия.

Ритуал прощания.

 

           

Тема 14

 Конфликты в общении.  2ч.

Цель:  познакомить с понятием « конфликт» и психологией конфликта, выявить стратегию поведения при разрешении конфликта.

Чтобы испортить отношения, достаточно 

начать их выяснять.    

М. Авреми

Вводная часть:

Игра « Слон, пальма, крокодил»

Давайте встанем в круг и поиграем в одну весёлую игру. Сначала я расскажу, как нужно будет показывать три фигуры. « Слон» - левой рукой взять себя за нос, правую продеть в образовавшуюся петлю. Соседи справа и слева изображают уши слона, расставив руки. « Пальма» - встать на цыпочки, руки вверх, кончики пальцев сомкнуты. Соседи машут руками – это ветки пальмы. « Крокодил» - двумя руками изображает пасть, соседи лапки – расставленными кистями рук. Теперь я в очень быстром темпе буду называть одну из трёх фигур и при этом показывать на любого из вас. Этот игрок должен быстро сориентироваться и изобразить названную фигуру. А его соседи – помочь ему.

Упражнение « Разведчик»

Все стоят в кругу.

- Я буду быстро задавать вопрос, но отвечать на него должен не тот, кого я спрошу, а его сосед справа.

Обсуждение. Легко ли общаться без контакта глаз?

Основная часть:

                                                Лекционный материал .

Конфликт ( лат. столкновение) происходит из – за противоречия, столкновения интересов, взглядов, из желания навязать другой стороне своё мнение или то решение, которые данная сторона не разделяет. В любую ситуацию конфликта мы привносим наш собственный прошлый опыт как положительный, так и негативный. Все мы имеем дело с конфликтами разного уровня, и каждый для себя выработал определённые стратегии, позволяющие справляться с конфликтами.

Конфликт деструктивен, если он:

·         Уводит в сторону от решения более важных проблем и дел;

·         Снижает самооценку и вызывает стресс;

·         Вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.

 

Конфликт конструктивен, если он:

·         Раскрывает важную проблему;

·         Вовлекает людей в решение проблемы;

·         Даёт выход скопившимся негативным эмоциям;

·         Помогает совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

Условия конструктивного разрешения конфликтов.

1.      Прекращение конфликтного взаимодействия.

2.      Снижение интенсивности негативных эмоций.

3.      Выявление и признание собственных ошибок.

4.      Объективное обсуждение проблемы.

5.      Выбор оптимальной стратегии разрешения.

Конфликты происходят между поколениями ( дети и родители), между полами ( мужчины и женщины), между сверстниками, учителем и учеником, внутри себя.

Дискуссия.

С кем подростки конфликтуют чаще всего?

Что является чаще всего причиной подростковых конфликтов?

Нужны ли конфликты?

Как выходите из конфликтов?

Самоанализ.

Тест описания поведения К. Томаса.

Интерпретация.

Упражнение для групповой работы « Анализ жизненных ситуаций»

Группа разбивается на подгруппы, предлагается провести анализ конфликтных ситуаций и разыграть различные способы её разрешения, используя 5 стратегий поведения. Психолог раздаёт карточки с ситуациями, можно обсудить свою собственную.

Упражнение « Слова»

 

 

1

Приятные слова, выражения, которые ты говоришь сверстникам

Неприятные слова, выражения, которые ты говоришь сверстникам

 

 

 

 

 

2

Приятные слова, выражения, которые тебе говорят сверстники

Неприятные слова, выражения, которые тебе говорят сверстники

 

 

 

 

 

Психолог предлагает заполнить таблицу, и зачитать по желанию.

Обсуждение.

Заключительная часть:

Рефлексия.

Сегодня я понял(а), что…

Мне понравилось…

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Темы рефератов или презентаций на выбор:

1.Понятие общение. Роль общения в жизни и развитии человека.

2.Понятие о личности. Я- концепция.

3.Темперамент человека и его проявление в общении.

4.Характер личности. Характер и способности.

5.Виды общения. Особенности невербального общения.

6.Роль эмоций в общении. «Кувшин наших эмоций». Управление эмоциями

7.Содержание общения

8.Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению

9.Обращение. Привлечение внимания. Принятие решений.

10.Этикет беседы. Умение слушать и слышать.

11.Особенности женского и мужского общения. Поведение юношей в общении с девушками.

12.Конфликты в общении.

13.Способы разрешения конфликтов.

14.Этическая защита. Умение сказать «нет».


2. Критерии оценивания рефератов.
- глубина
- полнота
- логическое построение материала
- формулирование выводов.

 

Список использованной литературы:

  • Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения. Гимназия «Эврика» Анапа 2000г.
  • Егидес Аркадий «Лабиринты общения или как научится ладить с людьми. М. «АСТ-Пресс книга»2002г.
  • Сонин В.А. Час занимательной психологии. М.:Издательство «Институт практической психологии»,1997г.
  • Чуланова О.Л.  Имиджелогия: учебно-метод. пособие. Сургут.: Изд-во СурГУ, 2007г.
  • Е. И. Рогов "Психология общения" М., Владос, 2004.
  • Н.В. Самоукина. Игры, в которые играют…, Дубна, “ФЕНИКС+”, 2000, 127 с.
  • Н.В.Щуркова «Собрание пестрых дел» М. Владос.2000.
  • Истратова О.Н Большая книга подросткового психолога.Изд.2-е. –Ростов н/Д:Феникс, 2008г.

Литература для самостоятельного изучения.

  • Козлов Н. как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день / 3-е изд.. перераб. и доп. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998.
  • Немов Р.С. Практическая психология: познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  • Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: Народное образование. 2001. Серия «Самосовершенствование личности».

§  Хелена Корнелиус, Шомана Фэйр. Выиграть может каждый. Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. М., АО Стрингер, 1992.


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Курс для младших подростков «Секреты эффективного общения»

Курс для младших подростков «Секреты эффективного общения»

На занятиях используются следующие формы работы: ü индивидуальная работа («И один в поле воин»)

На занятиях используются следующие формы работы: ü индивидуальная работа («И один в поле воин»)

ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТОНОГО)

ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТОНОГО)

Учебно-тематический план №

Учебно-тематический план №

Обращение. Привлечение внимания

Обращение. Привлечение внимания

Подведение итогов работы за год

Подведение итогов работы за год

Содержание курса:

Содержание курса:

Стоп!» и тем самым исключить себя из участия в процедуре

Стоп!» и тем самым исключить себя из участия в процедуре

Вы сможете отдохнуть: • сев в позу лотоса (2 балла) • вытянув ноги перед собой (3 балла) • положив ногу на ногу (1 балл)

Вы сможете отдохнуть: • сев в позу лотоса (2 балла) • вытянув ноги перед собой (3 балла) • положив ногу на ногу (1 балл)

В любом коллективе вы занимаете лидирующее положение, зачастую за счет своего эпатажного поведения

В любом коллективе вы занимаете лидирующее положение, зачастую за счет своего эпатажного поведения

Я- реальное –внешность, поступки, способности, качества, мысли, чувства, ценности, мечты и т

Я- реальное –внешность, поступки, способности, качества, мысли, чувства, ценности, мечты и т

Теоретическая часть . « Цель нашего занятия сегодня – познакомиться с понятием «эмпатия»

Теоретическая часть . « Цель нашего занятия сегодня – познакомиться с понятием «эмпатия»

Чтобы испортить отношения, достаточно начать их выяснять

Чтобы испортить отношения, достаточно начать их выяснять

Группа разбивается на подгруппы, предлагается провести анализ конфликтных ситуаций и разыграть различные способы её разрешения, используя 5 стратегий поведения

Группа разбивается на подгруппы, предлагается провести анализ конфликтных ситуаций и разыграть различные способы её разрешения, используя 5 стратегий поведения

Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения

Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020