Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Школа-интернат № 11 р. п. Лесогорск»
665500, Иркутская область, Чунский район, п.Лесогорск, ул.Шастина, 30
Телефон: +7(39567) 73409, 73696 E-Mail: guopo-lesogorsk@mail.ru
Программа по половому воспитанию
«Взрослеть правильно» 7 класс
Годовое кол-во часов: 16 часов
Кол-во часов в неделю: 1 час
Разработала:
воспитатель
Погодина Анна Рудольфовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа полового воспитания "Взрослеем правильно" направлена на интеграцию с компонентами государственного общеобразовательного казенного учреждения школы-интерната №11 п. Лесогорск.
Срок реализации программы-4 года
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов:
Количество часов-17., два раза в месяц
Количество человек в группе 10-14;
Воспитанники занимаются в группе, классе, во внеурочное время. Занятия по половому воспитанию являются обязательными для ОУ, включается в воспитательный план и определяется приказом ОУ. Продолжительность занятий (40-45 минут) и их количество в месяц- 2 часа из расчета на весь учебный год, так же предполагается возможность вести занятия каждую неделю в течение всего учебного года, тогда их продолжительность будет составлять 0,5 учебного часа, на усмотрение педагога. Программа по половому воспитанию «Взрослеем правильно» рассчитана на теоретическую, лекционную, консультационную деятельность. Направлена программа на профилактику ранних половых связей, а так же снижение риска заболеваниями ИПП, ранними беременностями среди подростков.
Данная программа базируется на основе следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр.
- Письмо министерства образования Иркутской области от 16.05.2011г. № 55-37-2727/11 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений».
- Письмом министерства образования Иркутской области от 4.06.2014г. №55-37-5064/14 «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательными организациями Иркутской области».
- Письмо министерства образования Иркутской области от 14.11.11 № 55-37-8480/11 «О планировании и организации урочной и внеурочной деятельности».
- Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 21.05.2012г. №640-мр «О пилотных площадках опережающего введения ФГОС основного общего образования».
- Распоряжение министерства образования Иркутской области от 31.12.2010 № 1242-мр «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов» (приложение 1.6 к распоряжению министерства образования Иркутской области от 20.04.2010г. №164-мр с дополнением).
- Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
- Программы проекта ХОУП Хрестоматия "Четырнадцать полезных уроков" к пособию "Полезная прививка" по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10 и 11 классов.
Введение.
Актуальность
Запретная тема. Десятилетиями в стране не принято было говорить об «этом». Предполагалось, очевидно, что страх общественного порицания, строгость табу сделает нас и наших детей чистыми и нравственными. Увы, бесполезные надежды эти совсем не сбылись. Не страх и запреты воспитываю нравственность, а свобода, ответственность и самосознание. Человек не совершает некоторые поступки не потому, что ругают и запрещают, не из боязни порицания или наказания, а из понимания низменной сути намерения, отрицания самой мысли о нем, чувства невозможности так поступить.
Конечно, не будем обобщать и преувеличивать. Не вся наша молодежь развращена и испорчена. Но у молодых людей нет представления об «этом» и в и поэтому происходит прорыв подростков в запретный мир секса с сопровождающей его нравственной коррозией.
Зачастую подростками движет, лежит в основе их поступков ребяческое любопытство познать неизведанное, испытать себя. И в сексуальной жизни тоже. Тайна взаимоотношений полов, интимные отношения порой оказываются в центре всеобщего внимания и класса, и группы подростков. И они со свойственной юности безрассудством торопятся к разгадке «жгучей тайны». К тому же стремление пережить новый опыт дополняется желанием самоутвердится, доказать взрослость, перешагнуть черту отделяющую подростка от женщины, мужчины.
Вступая в первую половую связь у подростков ведущим мотивом является: в 13-14 лет – интерес и любопытство, в 15-16 лет – жажда переживаний и потребность в сексуальной разрядке, а в 17 лет и старше доминирует любовь.
Но есть одна закономерность, когда мальчики и девочки, вступившие в интимную близость в 13-15 лет в дальнейшем, как правило ведут беспорядочную половую жизнь, часто меняют партнеров, крайне нетребовательны в их выборе, физическая близость становится для них самоцелью.
И мы взрослые (педагоги, медики) должны попытаться донести до детей систему полового воспитания, которая начиналась бы с раннего .
Проблема
Сегодня происходит раннее созревание молодежи. Газеты, журналы, интернет, телевидение практически каждый день приносят новую информацию об антиобщественном поведении подростков. Их жестокости, равнодушии, цинизме. Но все молодые люди – герои статей и телевизионных сюжетов – чьи-то дети. Чьи? Да наши же!
Нелегко решить все эти проблемы! И мы взрослые (педагоги, специалисты) должны готовить ребят к половой зрелости, к осмыслению происходящих в этот период процессов, разбудить их разум к тому моменту, когда проснется сексуальное желание.
Если мы будем бессмысленно молчать и задавать себе вопросы что и когда говорить, в каком возрасте какую давать информацию, это может привести к половой распущенности, неразборчивости, а иногда и к трагедиям, исковерканным судьбам.
Правильное половое воспитание.
Как и всякое воспитание человеческого характера, оно достигается, конечно, на каждом шагу, если вообще правильно организована жизнь ребенка, если под руководством взрослых растет достойный человек.
В вопросах любви и семейной жизни решающими всегда будут общие способности человека, его развитие, работоспособность. Честность. Преданность стране, любовь к обществу. Поэтому совершенно правильным является утверждение, что половая жизнь человека воспитывается всегда, на каждом шагу, когда воспитатели даже и не думают о половом воспитании. Старая поговорка: «Лень – мать всех пороков» очень правильно отражает этот общий закон, но у пороков не одна мать. Не только лень, а всякое уклонение человека от правильного общественного поведения обязательно приводит к порочному поведению его в обществе, в том числе приводит и к беспорядочной половой жизни.
В вопросах полового воспитания решающими являются не какие-либо отдельные способы, специально предназначенные для полового воспитания, а весь общий вид воспитательной работы, вся картина в целом.
Потому, воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, уважение к другому человеку и т. д., мы тем самым воспитываем его и в половом отношении.
Среди этих общих методов воспитания есть такие, которые к половому воспитанию имеют большое отношение, есть такие, которые имеют меньшее отношение, но все они, вместе взятые, в значительной мере определяют наш успех в воспитании будущего семьянина, будущего мужа или будущей жены.
Но есть и отдельные воспитательные методы и приемы, которые специально как будто назначены, чтобы быть полезными именно в вопросах полового воспитания. И есть люди, которые на эти отдельные приемы и методы возлагают особые надежды и считают их наиболее мудрым выражением педагогического творчества.
Как раз в этих особых специальных советах и заложены наиболее вредные пути полового воспитания и к ним нужно относиться с исключительной осторожностью.
Значение полового воспитания нельзя недооценивать. Оно огромно. Необходимо в детях развивать личностные качества и помогать правильно развиваться в половом отношении. Чем грамотнее объяснять подростку, что такое половое воспитание, тем лучше будет результат, который необходим прежде всего самому подростку.
Физические и нравственно-эстетические аспекты полового воспитания детей.
На современном этапе развития нашего общества серьезную обеспокоенность вызывают проблемы формирования семьи, многочисленных разводов, детей-сирот при живых родителях и с нездоровой наследственностью. В их решении важную роль призвана сыграть общая подготовка юношей и девушек к вступлению в брак и непосредственное их половое воспитание. Его сущность заключается в целенаправленном, систематическом развитии в детях культуры эмоциональных отношений между полами, воли, умения управлять своими чувствами и поступками.
Цель полового воспитания — в формировании у молодых людей половой этики, эстетики и гигиены, культуры интимных отношений любви и семейной жизни. Половое воспитание выполняет ряд функций. Просветительная функция состоит в ознакомлении школьников с культурой взаимоотношений между полами. Равноправие мужчины и женщины в нашей стране предполагает сознание долга, ответственности по отношению друг к другу и образуемой ими семье. В ходе обучения, воспитательной работы, свободного общения школьники узнают о половых отношениях, о любви, о семье, ее месте в жизни отдельного человека и всего общества. Воспитательная функция направлена на перевод знаний в убеждения; на образование навыков и привычек нравственно-эстетического поведения в отношениях между мальчиками и девочками. Необходимо одновременно совершенствовать у них культуру чувств, дружбы, любви, верности, нежности и укреплять умение управлять эмоциями, поступками. Большое значение имеет развитие чувств чести и достоинства, гордости и уважения молодых людей друг к другу, умение сохранять и развивать отношения в рамках чистоты и целомудренности. Гигиеническая функция заключается в формировании у молодежи навыков и привычек чистоплотности, брезгливости к половой распущенности. Половая гигиена — явление не только физическое, медицинское, но и нравственное.
Половое воспитание школьников способствует преодолению жизненных противоречий. Естественное половое созревание подростков, сексуальное возбуждение, переживаемое как неосознанные желания и смутные влечения, спонтанно и самопроизвольно возникающие, соседствуют, ассоциируются в их сознании с запретным, стыдным, вызывают растерянность. С одной стороны, в психике ребенка всем содержанием культуры формируются идеальные представления о любви и отношениях полов; с другой — его терзают желания и мысли, кажущиеся ему низкими, недостойными, разрушающими идеалы. Эти противоречия, а также пошлость в отношении секса, завоевывающая позиции в искусстве и обыденном общении, порождают безнравственные явления в подростковой и молодежной среде. Среди них: сосредоточение внимания на половых инстинктах и способах их удовлетворения; проявление пренебрежения целомудренностью; отношение к сексу только как к физическому, бездуховному акту; бестактное обсуждение половых проблем и переход барьеров стыдливости; ложное утверждение половой взрослости с помощью курения, употребления алкоголя, раннего вступления в половые сношения.
Противоречия полового воспитания неоднозначно проявляются в различные возрастные периоды становления детской личности. В младшем школьном возрасте сравнительно спокойно протекает рост организма, становление психической, физиологической систем. В это время возникают наилучшие условия для накопления нравственных, гигиенических, трудовых, физкультурных привычек, регулирующих отношения между мальчиками и девочками. У подростков происходит качественный скачок в развитии организма и психики: бурное половое созревание, социальное самосознание, обострение противоречий, связанных с отношениями полов. Этот процесс сопровождается у них повышенной общей и сексуальной возбудимостью, озабоченностью, смятением мыслей и чувств, тревожностью. Ребята отроческого возраста требуют в отношениях с ними большой осторожности, внимания, разъяснения того, что происходит в них и с ними, а главное, переключения их собственного внимания, мыслей, чувств, переживаний и энергии с сексуальных проблем в русло общественной деятельности, технического и художественного творчества, полезного труда, физкультуры и спорта. Юноши и девушки вступают в период половой зрелости, стабилизации физиологических и психических процессов. Для них сохраняет значение необходимость переключения сексуальной энергии в русло общественной деятельности, занятий физкультурой и спортом. Однако на первый план их полового воспитания выходят нравственно-эстетические, психологические проблемы. Особое значение приобретает формирование нравственно-эстетических идеалов мужской и женской красоты, выбора объекта любви, форм поведения и внешнего облика, сознание долга и ответственности в половых отношениях, знания из области этики и психологии семейной жизни.
Противоречия полового воспитания на различных этапах становления детской личности разрешаются формированием в детях обшей духовной, физической и гигиенической культуры, сознания личностной значимости любви. Половое воспитание школьников стимулируется постепенно пробуждающимся у них интересом к отношениям полов, спонтанно возникающим сексуальным возбуждением, размышлениями о любви. Оно осуществляется в обучении и свободном общении, в разнообразной общественно полезной деятельности, в процессе непосредственного общения между девушками и юношами. Половое воспитание школьников не является специальной изолированной системой. Оно имеет интеллектуальный, нравственный, эстетический, физическо-физиологический аспекты и неразрывно связано с образом жизни в семье(группе), процессом обучения, трудом школьников, физкультурой и спортом, организацией внеучебной работы и свободного времени. Содержание полового воспитания базируется на различных видах детской деятельности.
Со стороны педагогов детям нужны доброжелательные советы и настойчивые требования, касающиеся, их взаимного уважительного отношения, уступчивости, заботливости, помощи. Целесообразно учитывать некоторую специфику в отношениях с мальчиками и девочками. В мальчиках воспитывается смелость, физическую силу, «рыцарские» качества заступничества, благородства, стремления к доброму поступку и самоотверженности. В общении с девочками особое внимание уделяется закладыванию основ гигиенических навыков, сдержанности, скромности, нежности, что, конечно, не противопоставляется занятиям физкультурой, развитию силы и ловкости. Вместе взрослые воспитывают в мальчиках и девочках культуру поведения, внимательность и заботливость, ответственность за поведение.
Решающее значение в деле полового воспитания, формирования из детей будущих родителей имеет поведение близких взрослых Только атмосфера доброжелательности и счастья в близком окружении способна сформировать цельную личность и подготовить ее к счастливой семейной жизни. Прямое отношение к половому воспитанию имеет то, как взрослые организуют семейный быт и режим, занятия физической культурой и спортом, увлечения искусством. Занятость ребенка полезным делом, особенно физкультурой, трудом, снимает у подростков, юношей и девушек сексуальное напряжение, переключает их внимание в сферу общественной деятельности. Большое значение имеет и собственно половое просвещение: чтение любовной лирики выдающихся поэтов; обсуждение просмотренного фильма или телеспектакля, посвященного любви; слушание музыки, рожденной любовью к женщине; беседы о реальных событиях преданной любви или измены и разводов. Во всех случаях важна принципиальная нравственная позиция взрослых, их бескомпромиссная оценка высоконравственного и аморального поведения.
Половое просвещение учащихся.
В школе-интернате половое просвещение реализуется в учебном- воспитательном процессе. Естественные предметы дают детям научные сведения, связанные с биологическими процессами в природе и человеке. На уроках биологии учащиеся узнают о способах распространения плодов и семян в природе, знакомятся с этими явлениями во время экскурсий. Изучение зоологии дает подросткам знания о сущности, функциях размножения различных животных. Это формирует в сознании школьников понятие о естественности половых различий в природе, причинах и способах размножения. Анатомия, физиология, гигиена человека знакомят ребят со специальным разделом: «Размножение и развитие». В нем говорится о половых органах, железах и клетках, об оплодотворении, развитии зародыша человека, особенностях становления его организма, значении физкультуры для нормального развития. Отдельный параграф посвящен характеристике периода полового созревания, особенностям его протекания у мальчиков и девочек. Подчеркивается опасность алкоголя и никотина для развития организма вообще и особенно в этом возрасте. Подростковый период характеризуется как время повышенной эмоциональности, необъяснимой тревожности, смятения чувств. Усиливается внимание мальчиков и девочек друг к другу.
В физиологическом плане ребята узнают о половом акте, зародышевом и плодовом периодах внутриутробного развития. Особое внимание уделено гигиене беременной женщины, опасности употребления ею вина и табака. Дается краткий очерк вскармливания младенца, проблем его роста и развития, а также периодов детства, отрочества и юности. С помощью всех этих сведений подростки осознают происходящие с ними и в них процессы, что облегчает их нравственно-половое воспитание и самовоспитание. Тема размножения и индивидуального развития организмов продолжается и в курсе общей биологии. Человек, предстает перед старшеклассниками как часть природы, а развитие организма — как явление, подчиненное биологическим законам и социальным требованиям.
Гуманитарные предметы формируют понимание сущности человека как общественного существа и дают понятия об отношениях полов, их взаимодействии в обществе. Уже в начальных классах на уроках чтения ребята узнают об отношениях мальчиков и девочек, о детской дружбе, совместных играх и делах. На уроках литературы в старших и средних классах, в процессе изучения произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Чехова, Есенина, Шолохова школьникам открывается мир отношений между женщиной и мужчиной, подлинной человеческой Привязанности и любви. Литература, изобразительное искусство, музыка формируют духовно-эстетические идеалы женской и мужской красоты, раскрывают духовную ценность и возвышенность целомудренной преданности мужчины и женщины. Познание учащимися чувств дружбы и любви с помощью искусства становится для них объективным воспитателем, стимулом к самосовершенствованию.
Большие возможности осуществления полового воспитания предоставляются во внеклассной и внешкольной работе с учащимися. Накапливаемая ими физическая энергия, сексуальное возбуждение, психологическое напряжение находят разрядку в активной и полезной деятельности, здоровом образе жизни. Половое воздержание, целомудренность становятся не только результатом собственных волевых усилий юношей и девушек, но и естественным следствием снятия повышенной возбудимости, устранения сосредоточенности мыслей на сексуальных проблемах. Во внеурочное время организуются обсуждения вопросов дружбы и любви. Поводом для дискуссий, конференций, диспутов становятся прочитанные книги, просмотренные фильмы и телепередачи, статьи в газетах и журналах, случаи из собственной жизни ребят. Обсуждения темы любви имеют педагогическое значение как средство формирования нравственного сознания детей и одновременно как средство психологической разрядки, приглушения остроты интимных сексуальных переживаний.
Наконец, половое воспитание юношей и девушек осуществляется в процессе их свободного общения между собой на дискотеках и танцплощадках, вечеринках, посиделках, а также во время парных прогулок и уединения. Свободное общение дает выход естественным стремлениям и потребностям молодых людей видеть друг друга, делиться переживаниями, мыслями, чувствами.
Критериями успешности полового воспитания являются целомудренное поведение юношей и девушек, культура их взаимоотношений в дружбе и любви, просвещенность в проблемах семьи и половых отношений, увлеченность физкультурой и общественно полезным трудом, строгое соблюдение гигиенических требований.
Цель курса:
Способствовать формированию ответственного поведения учащихся в условиях полового созревания ; привить учащимся определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки, обучить умению владеть пробуждающимися половыми инстинктами;
Задачи программы:
1. Проводить профилактические мероприятия,
2. Пропагандировать здоровый образ жизни,
3. Воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья, приучать к навыкам, сохраняющим и преумножающим его,
4. Заботиться о развитии души ребенка (в первую очередь нравственного), чтобы вырастить самостоятельного человека с развитой душой и высоким уровнем духовных запросов, разумными потребностями, личным достоинством,
5. В половом просвещении помочь ребятам получить представление о главных этапах полового развития, о трудностях, переживаемых сверстниками, об особенностях физического ухода за телом в переходном возрасте; проблемах, вопросах, путей решения проблем эмоциональной сферы;
6. Предупреждение половой возбудимости путем выполнения детьми определенных требований,
7. Нравственное, социально-гигиеническое, семейно-нравственное воспитание учащихся.
План нравственно-полового воспитания воспитанников
В целях гармоничного развития привить учащимся определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки, воспитать сознание ответственности за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения.
Формы нравственно-полового воспитания учащихся |
Участники |
Дата |
Ответственные |
Обеспечить выполнение учебных программ по проведению занятий, касающихся вопросов полового воспитания, профилактики СПИДа, привитие гигиенических правил, основных принципов ЗОЖ). |
Учителя всех предметов, воспитатели |
постоянно |
Зам дир.по УР, зам.дир. по ВР |
Практиковать выступления врачей-специалистов на классных часах и уроках биологии, ОБЖ, воспитательных мероприятиях в группе, по привитию воспитанникам основных принципов ЗОЖ |
врачи |
постоянно |
Кл.рук, учителя, воспитатели |
Санитарно-гигиеническое обучение и физическое воспитание учащихся. - Половозрастные и индивидуальные особенности развития подростков, учёт их в воспитании. |
Учителя всех предметов, воспитатели |
В теч. года |
Кл. рук., воспитатели |
Безотцовщина. Повести и рассказы. Чтение и обсуждение, кинолектории |
|
В теч года |
Учителя –языковеды, воспитатели |
Влияние алкоголизма табакомании и наркомании на потомство, растущий организм, будущее подростка. Мультимедийные презентации с обсуждением |
7-9 |
Ноябрь-декабрь |
Уч. Информатики и биологии, воспитатели |
Тили-тили, тесто. Жених и невеста. Беседа о браке |
8-9 |
|
Специалист ЗАГСА |
Уроки, часы, сообщения нравственности: * Доблесть мальчика, юноши, мужчины — в мужественной доброте, а не во власти, жестокости. Свобода - не в притеснении других * Девичья прелесть - не в подражании поведению мальчиков, а в скромном достоинстве, мягкой вежливости, чистоплотности и аккуратности |
|
февраль март |
Кл. рук. ,воспитатели |
Обучение девочек правилам личной гигиены |
5-6, 7-9 |
апрель |
фельдшер |
О взаимоотношениях между юношами и девушками. Беседа-консультация врача |
5-8 |
декабрь |
фельдшер |
«Жертва неразборчивости» (по профилактике ранних половых связей и ранней беременности) |
9 |
декабрь |
фельдшер |
Беседы, часы общения, воспитательные часы, презентации для мальчиков: * Дружба мальчиков и девочек * Бережное отношение к девочкам -закон для мужчины. * Необходимость помогать девочкам при выполнении физических работ, не употреблять бранных слов и пошлых выражений. |
5-6 |
В теч. года |
Кл. рук. ,воспитатели |
Беседы, часы общения, воспитательные часы, презентации для девочек: * Дружба девочек и мальчиков * Необходимость определенной дистанции (скрытой) при общении с мальчиками. * Благотворное влияние хорошего поведения девочек на мальчиков. Нравственное поведение в игре |
5-9 |
В теч. года |
Кл.рук воспитатели |
Беседы, часы общения, воспитательные часы, презентации, консультирование, информационные часы, обсуждения для девочек: * Выносливость девичьего организма к физическим нагрузкам. * О развитии девочки (девушки). * Физические недостатки. * Гигиена тела. * О значении специфической гигиены для здоровья девочки, девушки, женщины. * Норма и отклонение от нормы в половом созревании. * Понятие о половой зрелости. |
5-9 |
В теч. года |
Кл. рук,учителя физ.культуры, воспитатели, мед.работник |
Беседы, часы общения, воспитательные часы, презентации, сообщения, минутки информации для мальчиков: * Развитие мальчика (юноши), * Гигиена тела, * Половое созревание, * Понятие об инстинктах, * Норма и отклонение от нормы в половом созревании, * Понятие о половой зрелости. |
5-9 |
В теч. года |
Кл. рук,учителя физ.культуры, воспитатели, мед.работник |
Из рубрики «Откровенный разговор» для юношей * У порога самостоятельной жизни. * Взаимоотношения юношей и девушек * Как важно быть защищенным. * Пути профилактики СПИДа * Ранние половые связи и их последствия. * Венерические заболевания. * Особенности женского и мужского организма |
8-9 |
В теч. года |
Кл. рук., воспитатели |
Беседы, часы общения, воспитательные часы, презентации, сообщения, консультирование для девушек: * Нежелательная беременность. * Подруга никогда тебе об этом не расскажут. * Мы взрослеем * Без смущения, нравоучений и фальши. * Профилактика гинекологических заболеваний. * Общая и специфическая гигиена, * Алкоголь и потомство, отрицательное влияние алкоголя и других вредных веществ на детородную функцию женщины, жизненный путь девушки. |
8-9 |
В теч. года |
Кл. рук,учителя воспитатели, мед.работник |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.