Занятие по ручному труду
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Сделаем игру для малышей»
Воспитателя I категории
Мананниковой Н.Л.
Цель:
Знакомить детей с приёмами работы ниткой и иголкой
Задачи:
Расширить представления воспитанников о технологии производства одежды.
Активизировать представления о труде взрослых.
Развивать умение поддерживать беседу, обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Развивать речевую активность, быстроту мышлений.
Знакомить детей с приёмами работы ниткой и иголкой, учить бережно обращаться с ними, правильно хранить иголку.
Формировать умение у детей планировать этапы выполнения работы, соблюдать последовательную цепочку действий: (правильно отмерить нить, вдеть нитку в иголку, завязать узелок).
Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию.
Воспитывать аккуратность и усидчивость, уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться
Материал: карточки-схемы «Правила техники безопасности при шитье». Игольница, цветные нитки, прямоугольные полоски картона с намеченной линией для шва, ножницы, ткань.
Предварительная работа: знакомство со швейными принадлежностями: иголкой, ножницами, игольницей.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, И доброе утро длится до вечера.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Пожелайте им доброго утра.
Воспитатель: сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Назови профессию по первое букве», но сначала разделимся по группам, для этого, выберите фишки»
Фишки разного цвета красный, желтый, зеленый по 2-3 штуки
«Назови профессию по первое букве»
(В – врач, ветеринар, воспитатель, военный, водитель
К – контролёр, кассир, кондуктор, космонавт, каменщик, кондитер
П – пекарь, портной, повар, пожарный, полицейский, пилот, пограничник, проводник, парикмахер, продавец
Молодцы,
вы правильно назвали все профессии,
Воспитатель: А что такое профессия?
Дети: (это труд,
которому человек посвящает всю свою жизнь).
Воспитатель: Верно, каждой профессии нужно специально обучаться, в каждом деле
есть свои правила.
Воспитатель: сегодня мы поговорим подробнее об очень важной и древней
профессии, а какой вы расскажите сами
Д/и «Четвертый лишний? »
- Я вам раздам карточки с изображением четырех предметов, три из которых - это предметы, которые нужны для профессии, о которой мы будем говорить. Вы должны определить лишний предмет.
Дети подходят к столу и берут по карточке.(Карточки рисунком вниз)
Воспитатель раздает карточки:
· ножницы, нитки, молоток, пуговица.
· иголка, ножницы, стул, нитки.
· пуговица, нитки, стол, иголка.
· нитка, иголка, шкаф, ножницы.
А теперь вам надо выбирать по одному предмету и рассказать для чего он нужен (ножницы, игла, нитки, швейная машинка, сантиметр, лекало, мел портновский, журнал мод, утюг, карандаш)
Воспитатель: - итак, для какой профессии нужны эти предметы
Ответы детей.(портной, швея)
Ответы детей.
Воспитатель: мы подробнее познакомимся сегодня с профессией портной.
-Чем занимается портной?
Ответы детей: (шьет одежду, постельное белье, полотенца, чехлы на машины и т.д.)
Воспитатель: - Где работает портной?
Ответы детей.
Воспитатель: да, портной может работать в ателье по пошиву одежды, на швейной фабрике, а так же может работать дома.(показывает картинки)
Посмотрите, как вы красиво и удобно одеты, славный портной поработал над вашей одеждой. Но в изготовлении одежды участвует не один портной или швея, прежде всего- Кто придумывает ее?
Дети: дизайнер-модельер
Воспитатель: Что он делает?
Дети: - рисует эскиз, т.е придумывает модель, подбирает ткани
Воспитатель: затем кто принимается за работу
Дети: - закройщик, который выкраивает модель т.е (платье или брюки и т.д.)
Воспитатель: затем за работу принимается
Дети: - швея или портной ее шьет.
Вот видите, какой длинный путь проходит одежда, чтобы мы могли ее носить. Как много людей изготавливают ее. А это значит, что мы должны к ней относиться очень бережно. Думаю, что кто-нибудь из вас, когда вырастет, обязательно выберет эту профессию!
Воспитатель: Ну, а сейчас мы все станем портными.
Пальчиковая гимнастика.
Платье дружно все мы шьем
Никого не подведем (шьют как на машинке).
Долго нитку продевали (изображают продевание нитки в иголку,
Узелок потом вязали (делают вращательные движения указательным пальцем,
Отрезали лоскуток (соединяют указательный и средний пальцы,
Прошивали вдоль стежок (зажимают иголку между указательным, большим и средним пальцами иголку, изображают волнообразные движения справа налево,
Утюгом горячим шов
Распрямим, чтобы лег (проводят по ладоням кулаком горизонтально,
Всех скорее к нам позвали,
Нарядились, показали (делают движение руками вдоль тела сверху вниз).
Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли была такая одежда у человека? . (Ответы детей.)
Воспитатель: хотите узнать историю появления одежды.
1 слайд В древние времена на земле было очень тепло и человек не нуждался в одежде, поэтому прикрывался лишь листочками.
2 слайд Но климат на Земле менялся, становилось холоднее. Человек добыл огонь, стал жить в пещерах, но и пещеры не спасали от холода, тогда человек стал укрываться шкурами.
Чтоб в морозы не замерзнуть, Чтоб спастись от холодов, Человек в любую шкуру завернуться был готов. Шкуру чистил он сначала, Закреплял, чтоб не упала. И ходил и в дождь, и в снег в этой шкуре человек.
3 слайд Чтобы шкура не спадала, человек использовал вместо иглы кости рыб и животных и связывал между собой жилами животных, либо стеблями растений. Потом человек догадался и проделал отвертстие в тупом конце кости. Так появились костяные иглы.
4 слайд Затем люди научились стричь овец и коз, а из их шерсти прясть пря-жу, получать нити и вязать одежду.
5 слайд Позже люди заметили, что растения состоят из тонких нитей, и, если
эти нити обработать, можно изготавливать ткань. Так люди научились де-
лать ткань из растений: льна и хлопка.
6 слайд Со временем научились ткать из шерстяной и растительной пряжи ткань. Изобрели ткацкий станок. Такой тканью люди обматывали себя и закалывались булавкой.
Воспитатель: -Давайте и мы попробуем.Воспитатель обматывает двух детей тканью, либо дети друг друга обматывают
Воспитатель: -Удобно вам ходить? (Нет)
- Почему?
Дети: (Ткань падает, не держится на теле, неудобно двигаться).
Слайд 7 Первые портные появились в Древней Греции в III столетии до н. э. Портными были только мужчины, они работали в мастерских и не разглашали женщинам секреты своего ремесла. Умения мастерства передавались от отца к сыну.
8 слайд Шло время одежда стала сложной. Портновское мастерство приравнивалось к искусству, а хорошие портные становились знаменитыми. Человек – творец. Так, он изобрел швейную машинку, с помощью которой можно было сшить быстро края изделия, но постепенно машинку усовершенствовали и теперь стало возможным вышивать, обметывать петли, даже пришивать пуговицы и многое другое.
9 слайд Времена менялись. Человеку всегда хотелось хорошо выглядеть.
Посмотрите, какую одежду носили богатые, знатные дамы, короли и простой народ.
10 слайд А сейчас какое разнообразие современной одежды, каждая модель имеет свое предназначение
Воспитатель: - Позавидовал бы нам первобытный человек?
Ведь сколько сейчас одежды на любой вкус!
Физминутка
Проводится подвижная игра “Весёлая иголка”. С помощью считалки выбирается ребёнок - “Иголочка”.
Раз, два, три, четыре, пять,
Станем мы сейчас играть.
Ты, иголка, выходи
Нитку за собой веди!
“Иголочка” - ребёнок бегает между детьми; тот до кого она дотрагивается, берёт его за талию и продолжает бегать с ней. Игра заканчивается тогда, когда все дети будут держать друг друга за талию, получится “иголка с длинной ниткой” (под музыку)
Упражнение на восстановление дыхания “Подуй на ниточку”.
Дети садятся за столы, даю установку на правильную осанку.
«Стол – это не кровать,
И на нем нельзя лежать,
Мы должны не забывать,
Спинку ровненько держать»
А сейчас, самая интересная часть нашего занятия, отгадайте загадку:
ОЧЕНЬ НУЖНАЯ ВЕЩИЦА
ВСЕМ НА СВЕТЕ ПРИГОДИТСЯ
ДЛЯ КОСТЮМА И ДЛЯ ЮБКИ
ДЛЯ ПАЛЬТО И ПОЛУШУБКА.
ЛОВКО В ПЕТЕЛЬКУ НЫРЯЕТ
ЧТО ОТКРЫТО, ЗАКРЫВАЕТ.
Мы сделаем игру в подарок малышам. Будем учиться пришивать пуговицу на ткань.
У вас на столе иголка, нитки, пуговица и цветок из ткани.
Воспитатель: сначала вспомним правила безопасности при шитье.
- Иголочка у нас очень капризная и шустрая, она всё время норовит то на пол упасть и потеряться, то нас своим острым кончиком уколоть. Да и у ножниц целых два острых конца – того и гляди, уколешься! Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать правила безопасности. Сейчас мы с вами вспомним эти правила. Нам помогут карточки. (Вывешиваю)
- Иголку надо хранить в игольнице, она не должна лежать, где попало.
- Во время работы иглу нужно втыкать в игольницу, а не в одежду или диван, ковер на стене.
- Нельзя подносить иглу к лицу, брать в рот.
- Ножницы товарищу нужно передавать ручками, а не острыми концами.
Воспитатель: ребята повторите правила (ответы детей)
Воспитатель напоминает детям о том, что они будут шить, объясняет, что шить должны уметь не только девочки, но и мальчики.
Воспитатель: объясняет, как вдеть нитки в иголку.
Надо отмерить себе нитку (или кончик нитки держим пальцами и разматываем нитку и оборачиваем вокруг согнутого локтя), отрезаем её ножницами (не обрывать и не откусывать зубами), убрать пушинки и немного покрутить между пальцами по часовой стрелки, затем вдеть в иголку. Взять цветок из ткани воткнуть с одной стороны иголку, продеть и вытащить через нее иглу,
Затем воткнуть иголку с ниткой в игольницу, взять оба конца ниточки вместе, два раза обернуть вокруг правого указательного пальца, большим пальцем снять эту петельку, потянуть её вниз и завязать узелок.
Детям даётся возможность поупражняться в завязывании узелка.
Посмотрите внимательно, как мы это будем делать (демонстрация на большой деревянной пуговице).
Пришивать мы будем пуговицы к цветочкам, чтобы потом можно было посадить на них бабочек, застегнув пуговицу. Эту игрушку мы подарим нашим малышам, для того, чтобы они тренировались застегивать пуговицы. Согласны? Тогда приступим к работе.
Работа детей под руководством воспитателя.
Оценивание детей.
Итоги: Чему научились? Что понравилось больше всего?
А теперь пойдем в младшую группу и подарим им новую игру.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.