Сообщение "Творческий подход воспитателя санатория в работе с детьми"
Оценка 5

Сообщение "Творческий подход воспитателя санатория в работе с детьми"

Оценка 5
doc
04.03.2024
Сообщение "Творческий подход воспитателя санатория в работе с детьми"
Доклад Творческий подход воспитателя санатория в работе с детьми.doc

Детский санаторий, в котором живут и лечатся дети разного возраста, пола, уровня воспитанности помогает широко раскрыться индивидуальным особенностям каждого ребенка: живя в коллективе отделения, санатория, каждый воспитанник в то же время является членом общесанаторного, многих временных коллективов.

Исходя из известного положения, что развитие личности зависит от широты ее взаимоотношений, можно смело утверждать: детский санаторий – это лечебно-воспитательное учреждение, где воспитателям предоставляется широкое поле деятельности для всестороннего развития воспитанников, с учетом их индивидуальных особенностей и наклонностей. Поэтому, организуя воспитательную работу в детских санаториях, надо использовать все имеющиеся преимущества и в то же время постоянно учитывать специфику этих лечебно-воспитательных учреждений. Прежде всего, детский санаторий – учреждение, всем своим укладом, распорядком жизни, целями, которые перед ним поставлены, связан и подчинен лечению, потому его воспитательное влияние должно быть органическим продолжением влияния лечения на детей. В детских санаториях преобладает, в основном, младший, средний и старший школьный возраст детей. Некоторые дети, встретившись с рядом новых для себя требований в новой обстановке (новый коллектив, новые взрослые), теряются – часто стремятся вернуться домой, жалуются на трудности в лечении и особенно на «недомашнюю» жизнь в санатории: большой коллектив угнетающе действует на психику слабых ребят. Дети, попавшие в детский санаторий впервые, очень скучают по родным, иногда плачут и настаивают, чтобы их родители забрали домой. Для решения проблемы адаптации таких детей, воспитатели первое время постоянно находятся рядом с ними, стараются занять такого ребенка каким-либо определенным делом или занятием. Например, ухаживать за животными в живом уголке или, например, у нас в отделении был мальчик, которого воспитатели, придя на смену, сразу сажали рисовать: он так скучал по родным, что нарисовал портреты всех своих родных, а заодно и всех сотрудников нашего отделения.

Воспитатели нашего отделения отмечают и еще одну особенность в своей работе среди дошкольников и младших школьников много таких, которые не приучены к бытовому самообслуживающему труду и навыкам личной гигиены, существующему распорядку дня. И в этом случае мы всегда используем в работе разработку беседы в игровой форме «Откуда берутся грязнули?», где в увлекательном путешествии по станциям детям прививают навыки чистоплотности, аккуратности, опрятности. В нашем санатории есть своя система самоуправления. Тут, как правило, нет каких-либо отдельных организаций: ребята, находящиеся в санатории, входят в состав флотилии и выполняют поручения по группе. Актив эскадры должен работать в тесном контакте с воспитателем и активом флотилии, выполнять общественные поручения. Существенная особенность работы детских санаториев обусловлена лечебной спецификой, характером лечебно-воспитательного учреждения. В этой связи всю первую половину дня дети заняты на лечебных процедурах и время общения воспитателей и воспитанников ограничено лишь второй половиной дня. Также затруднена работа воспитателя с родителями детей из-за того, что семьи, как правило, живут в различных городах и частые встречи с ними невозможны. Главной же специфической особенностью детского санатория как лечебно-воспитательного учреждения следует считать наличие временных разновозрастных коллективов, порождающих основные отличия условной жизни, лечения и деятельности детей, находящихся в санатории, от остальных, и предъявляющих дополнительные требования к творческой работе воспитателя.

Творческая работа воспитателя постоянно связана с использованием ряда впечатлений жизненного опыта, со специальным поиском новых данных, с овладением средствами деятельности. Подлинное творчество проявляется, когда с помощью микросредств достигаются макрорезультаты. Творчество требует от педагога таких свойств, как воображение, способность войти в духовный мир воспитанника, способность целостно представить действие примененных средств, способность подчинить все педагогическим целям. Творчество всегда связано с внесением в деятельность элементов нового, с открытием, рождением нового. Но творчество вряд ли может существовать без образцов, без подражания, без ориентиров, без знания тог, что уже достигнуто. Творчество воспитателя не только в том, что он должен сам разрабатывать приемы, а в том, что он, имея дело каждый раз с новым обстоятельствами, с изменчивой природой детей, ставится в необходимость оригинально мыслить, действовать, избегать шаблона и прямого копирования. Ведь каждому повторению сопутствуют элементы неповторимости. В искусстве воспитания индивидуальности творящей личности решает очень многое. Педагоги отличаются друг от друга не только системой применяемых средств, но, главное, характером их реализации, на которых накладывает отпечаток их индивидуальность. Сложность педагогической работы еще и в том, чтобы найти путь к каждому ребенку, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – педагог должен помочь ребенку осознать себя личностью, воспитать в нем чувство человеческого достоинства. От веры воспитателя в возможности каждого своего воспитанника, от его терпения и умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его воспитанников. Таким образом, воспитатели и педагоги призваны организовать работу с детьми, находящимися в санатории так, чтобы он был вторым родным домом для каждого ребенка, чтобы нежелание жить и лечиться в санатории, было крайне редким явлением. А это будет возможно, прежде всего, в том случае, когда жизнь ребенка будет деятельной, интересной, объединяющей их в единый коллектив.

Педагогический коллектив может подарить детям содержательную и интересную жизнь, обогатить их новыми знаниями и умениями, организовать праздники и любительские представления даже на фоне строгой санаторной системы. Из-за специфики работы в детском санатории не все опытные педагоги сразу могут работать с детьми с проблемами здоровья. Все педагогические мероприятия в санатории строятся в соответствии с установленным режимом дня при обеспечении чередования активной деятельности и отдыха детей. В одном отделении у вас могут быть дети, которым по состоянию здоровья назначены разные схемы лечения. Это нужно учитывать. Воспитатели должны следить за тем, чтобы каждый ребенок следовал установленному расписанию. Отношение к каждому должно быть индивидуальным и учитывать его личность, интересы, поведение и настроение, связанные с заболеванием. А для этого педагог должен установить контакт с детьми в своей группе и стать их другом. Работа строится на теснейшей связи с лечащим врачом и под его ежедневным наблюдением. 

Формы творческих дел могут быть различными – ода из них, декоративное творчество. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического воспитания детей в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Целью занятий является создание условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, учитывая личные запросы детей, следует стремиться к удовлетворению потребностей ребенка, что требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Занятия декоративно-прикладного творчества решает следующие задачи:

-Расширить представления о видах декоративно-прикладного искусства.

 -Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

 -Выработать необходимые практические умения и навыки;

 -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

 - Приобщать детей к народному искусству;

 -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

 -Воспитывать художественный вкус, трудолюбие, аккуратность.

Занятия могут включать в себя теоретическую часть и практическую деятельность.

         Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).

Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Наиболее интересными, на мой взгляд, являются такие направления декоративно – прикладного творчества, как: пластилинография, бумагопластика, конструирование.

         Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Пластилинография, как один из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения, по своему характеру лепка требует, с одной стороны развитие ощущений и восприятий, а с другой сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, мышления, тоже необходимых обучению. Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Дети лепят людей, животных, овощи и фрукты, игрушки, транспорт. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь, выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя тем самым и познавательные и творческие потребности детей. Передача объемной формы в лепке является основным средством в создании изображения. Цвет используется ограниченно. Эффективность работы во многом зависит от материалов и оборудования, которыми пользуются дети. Основное место на образовательной деятельности лепкой занимает глина, пластилин.

В процессе образовательной деятельности аппликацией знакомлю детей с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы воображения, мысли т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся основными признаками предмета. Аппликация у детей способствует развитию математических представлений. Дошкольники не только знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, но и получают представление о пространственном положении предметов, их частей, величин. В процессе аппликации у детей развиваются чувства цвета, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.

Выполнение аппликационных изображений способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук. Дошкольник учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, на ровном расстоянии друг от друга на листе раскладывать формы.

Конструирование.

Бумага – универсальный и доступный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании через процесс обработки бумаги, различные действия, применяя разные способы и приемы, учу детей эстетически осмыслить образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и калорийность внешнего облика в новой форме. Конструирование из природного материала – не просто забава, приятное развлечение. Это настоящее мастерство. Самодельные игрушки – это результат увлекательной образовательной деятельности с красивым, благородным, отзывчивым материалом. Но и невидимый для глаз – развитие нестандартного мышления, воображения у детей. Творческое воображение не имеет границ – это ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. Главной задачей в своей работе с дошкольниками считаю умение заинтересовать детей, зажечь их сердце, развить у них творческую активность, не навязывая собственных вкусов и мнений.

Стараюсь в каждом ребенке пробудить веру в его творческую способность, неповторимость, его индивидуальность, веру в то, что пришел в этот мир приносить радость, творить добро и красоту. 

 

 


Детский санаторий, в котором живут и лечатся дети разного возраста, пола, уровня воспитанности помогает широко раскрыться индивидуальным особенностям каждого ребенка: живя в коллективе отделения, санатория,…

Детский санаторий, в котором живут и лечатся дети разного возраста, пола, уровня воспитанности помогает широко раскрыться индивидуальным особенностям каждого ребенка: живя в коллективе отделения, санатория,…

Творчество всегда связано с внесением в деятельность элементов нового, с открытием, рождением нового

Творчество всегда связано с внесением в деятельность элементов нового, с открытием, рождением нового

Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий

Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий

Конструирование из природного материала – не просто забава, приятное развлечение

Конструирование из природного материала – не просто забава, приятное развлечение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2024