Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»
Оценка 5

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Оценка 5
Педсоветы
docx
русский язык
9 кл
02.06.2017
Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»
В последнее время остро стоит необходимость подготовки выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации по русскому языку. Данный материал поможет моим коллегам -лингвистам в работе по подготовке к ОГЭ. Документ содержит практические советы и рекомендации по выполнению разноуровневых практических заданий.
доклад на румо.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горловская средняя общеобразовательная школа» Скопинского  муниципального  района Рязанской области «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»  (сообщение  на РУМО учителей гуманитарного цикла). Подготовила  учитель русского языка и литературы  Таболкина Татьяна Дмитриевна. 2016­2017 уч. год.           Итоговая   аттестация   –     серьезная   проверка   эффективности   учебной деятельности   ученика   под   руководством   учителя.   Подготовка   к   итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.     ФГОС  доказывает, что успешность человека определяется не объектом знаний, а   умением   его   применять.   Требования   ФГОС   имеют,   прежде   всего, практическую   направленность,   должны   нацеливать   учеников   на   анализ, сопоставление   и   систематизацию   изученного   материала.  Именно   данными умениями и навыками должен обладать выпускники при сдаче ОГЭ.     Ознакомимся с основными требованиями,  предъявляемыми новым  стандартом к знаниям, умениям и навыкам выпускника основной школы по  русскому языку.       Первая   часть экзамена –   написание   сжатого   изложения   по    прослушанному   тексту   – требует   от   школьника мобилизации   памяти,    владения   нормами   орфографии,   навыками  информационной обработки   текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом  используя уместные  лексические  и грамматические средства).   В наш информационный век способность   воспринимать   и    обрабатывать информацию   –   это   отнюдь не   школьно­ академическое, отвлеченное   требование,   а   важное умение,   постоянно    используемое в жизни.   Вторая часть работы  проверяет глубину и точность понимания  содержания  текста, выявляет уровень постижения  школьниками   культурноценностных    категорий:   понимание   основной   проблемы   или ее аспектов, позиции    автора   или   героя,   характеристики   героя,   авторского   отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.      Задание третьей   части проверяет   умение   строить   собственное    высказывание ­ рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению  аргументировать. Именно оно необходимо   школьникам   в    дальнейшей образовательной и   профессиональной сфере деятельности.  Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем  культуры. Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику  познавательной деятельности  ученика, а также комплексно проверяют  умения в области  владения  русским языком.       Главная задача учителя в соответствии с ФГОС ­ учить учиться, сделать  так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель­помощник, учитель­партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к  ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с  родителями.      В настоящее время  накоплен определенный опыт проведения и подготовки  к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому  языку в новой форме недостаточно грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.     Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные  знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную  компетенцию:   лингвистическую;  языковую;  коммуникативную.     У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к  экзамену.      Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы  предметной подготовки учащихся к ОГЭ:  развитие мотивации и целеполагания;   формирование умения решать задания разного уровня;   развитие самоконтроля;   формирование уверенности и положительной самооценки;  Задачи педагога:  вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку  даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать  недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности,  связанной с самой процедурой ОГЭ;  правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями  и возможностями;   организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной  школе обучения предмету;   работать в тесном контакте с родителями.            Современный   урок   русского   языка       –   это   урок   личностно ориентированного   обучения,   в   котором     методы   и   приёмы   традиционной методики сочетаются с приёмами новых образовательных технологий. Именно эта   его   особенность   помогает   максимально   раскрыть   способности   детей   и успешно подготовить к экзамену.   При личностно ориентированном обучении учитель: 1.  максимально использует личный опыт ученика;  2. обеспечивает внутреннюю дифференциацию на каждом этапе урока;   3.передаёт ученику те функции, которые он может выполнить сам; 4.   вовлекает   ученика   в   деятельность,   в     творческий   анализ   изучаемого материала , поиск языковых явлений; 5. организует   учебную деятельность ученика, при которой ученик работает самостоятельно и предъявляет результаты своей деятельности всему классу.     Четыре правила современного урока русского языка:    1.   Формирование   всех   универсальных   учебных   действий   на   уроке (   предметных,   личностных,   метапредметных   )   происходит   на   основе предметной   деятельности,   поэтому   очень   важно   грамотно   и   подробно сформулировать предметные цели.      2. Каждый урок русского языка – это урок  развития речи.   Неважно,   какой   раздел   языка   изучается   на   уроке:   орфография, словообразование, лексика, морфология,  синтаксис или пунктуация.  Изучив   языковое явление, ученик должен увидеть, как оно «работает»  в тексте и в собственной речи.        3.  Грамотной речи  невозможно научить, работая только со словами     и предложениями.    4. На уроке, отвечающем требованиям ФГОС,  преобладает индивидуальная, дифференцированная  работа,  учебное исследование. Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного  повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго  ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. В систему работы по подготовке к ОГЭ входят: ­ Психологический настрой  учащихся; ­ Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ; ­ Создание методической базы; ­    Ресурсы  ИКТ   (цифровые   образовательные   ресурсы,   а   также   Интернет ­ ресурсы); ­ Работа   с   текстом;   ­ Создание банка тестовых заданий; ­ Элективные занятия в системе подготовки к ОГЭ; ­ Диагностика уровня подготовки учащихся;  ­ Индивидуальные  папки учащихся 9­х классов.          Мы, учителя – практики,  понимаем, что проблема формирование у детей орфографической   грамотности   –   одна   из   главных   в   методике   преподавания русского языка в школе.  Каждому   известно,   что   для   этого   необходимо   развивать,   закреплять орфографическую   память,   зоркость   и   слух.   Но   как   добиться   того,   чтобы учащийся мог не только видеть и работать над допущенными уже ошибками, но до   письма   смог   различить   в   потоке   речи   отдельные   орфограммы   и   быстро выбрать   правильное   написание.   Ведь   нам,   учителям   русского   языка,   хорошо знакома   ситуация,   когда   заучивания   учащимися   орфографических   правил   не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.       «Овладение новым понятием или обобщением происходят не сразу, а постепенно в процессе деятельности человека». Д.Н.Богоявленский.            Приёмов   и   методов   найдено   много.   Все   они   подробно   изложены   в методической литературе, в той или иной степени являются эффективными. Я не буду на них останавливаться, тем более, что у каждого метода и приёма есть свои преимущества. За годы своей работы учителем – практиком пришла к выводу, что одним   из   более   приемлемых   приёмов   работы   над   повышением   грамотности является составление и использование  алгоритмов учащимися. Применяя этот способ, убедилась в эффективности такой работы. Алгоритмизация деятельности сплошь   и   рядом   окружает   современных   детей   в   жизни.   Она   им   достаточно знакома, так как применяется в различных средствах коммуникации, гаджетах.           На   первом   этапе   необходимо   дать   учащимся   понятие   о   том,   что   такое алгоритм.   Важным   является   тот   момент,   когда   дети   должны   сами   прийти   к выводу, что алгоритмом можно назвать план, рецепт, правило или инструкцию, если все команды, предписания и условия описаны детально, точно и однозначно. Тогда все исполнители команд будут понимать их одинаково и делать в точности одно и то же.       Если уж ты взялся составить алгоритм, неоднократно повторяю я детям, будь добр   –   устрани   малейшую   неточность   и   двусмысленность. (Алгоритмы   по подготовке к ОГЭ – в приложении).       В последние годы стали активнее вводиться  тестовые технологии в  систему обучения. С их помощью можно оценивать уровень усвоения  материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми  заданиями.        Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в  ходе сдачи ГИА реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых  заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание  инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие  психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Постепенно на своих уроках я заменяю формы контроля. Основное место,  начиная с 5­го класса, занимают тесты. Конечно, нельзя полностью искоренить традиционные диктанты, сочинения и изложения. Но, уже начиная с 5­го  класса, к ним можно применять формы ГИА. Сегодня тестовые занятия в форме ОГЭ – это основный вид работы на уроках  русского языка, я применяю их как текущий контроль после изучения темы,  раздела и как итоговую форму оценивания знаний и умений. Уже традиционно в конце 8 класса, так как изучены в основном все темы,  провожу итоговую форму контроля в форме ОГЭ, исключая те вопросы,  которые еще вошли в программу. Конечно результаты разные, но меня,  прежде всего,  интересует умение детей работать с тестом.  Эти результаты беру за основу работы в 9 классе, на часах, которые  специально отводятся для подготовки к ОГЭ.  Первые несколько уроков – это ознакомление со структурой экзамена и  прежде всего с критериями оценки.  Тогда у учащихся четко формируется понимание того, что они должны  делать, с чего начинать работу, на что уделить больше внимания. Обязательно  знакомимся с теми сайтами, которые для нас являются основными в  подготовке к экзаменам.      В группах, парами  работаем часто со страницами сайтов . Особенно  эффективными, на мой взгляд, являются групповые формы работы. Дети сами определяют задания, которые оказались наиболее сложными, непонятными.  Это позволяет выявить трудные вопросы, проанализировать их, чтобы  максимально исключить возможные ошибки.   Программу подготовки к ОГЭ, составляю таким образом, чтобы в  соответствие со спецификацией экзамена, на каждом уроке уделять внимание  одному вопросу, рассмотреть всевозможные варианты формулировки  вопросов, подводных камней и т.д. В этом случае хочется отработать тот  навык, чтобы дети четко видели, что у каждой темы в экзаменационной  работе свое место, своя позиция.    На этапе обучения сочинению­рассуждению на лингвистическую тему,  например: «Роль знаков препинания в тексте» эффективно использовать  групповые технологии. Класс разбивается на небольшие группы, и каждая  группа проводит исследовательскую работу по данному знаку препинания.   Ребята, обратившись к тексту, должны указать функции своего знака  препинания, его роль в предложении, тексте. Можно использовать подсказки ­ заготовки (слабой группе учащихся). Далее девятиклассники представляют  результат своей работы.  А можно построить работу над сочинением ­ рассуждением следующим  образом: в группах по 3 человека распределяются обязанности: 1 ученик  пишет вступление, 2 ­ формулирует тезис и аргументы к нему, 3­ пишет заключение. Сначала класс работает над одним текстом. Когда работа готова,  каждая группа предъявляет наработанное. Ребята вместе с учителем выбирает лучший вариант каждой части сочинения. В дальнейшей работе от текста к  тексту роли школьников должны меняться. Так постепенно все ученики  учатся работать над каждым этапом сочинения. Кроме того, закрепляется  навык верного абзацного членения.     В условиях введения ФГОС ООО уже всем очевиден огромный потенциал  использования компьютерных технологий в образовательном процессе. ИКТ  предоставляют большие возможности для активизации работы школьника,  повышения его мотивации к учебной деятельности, вовлечения всех учащихся в образовательный процесс по освоению знаниями. Подключение к сети  Интернет дает возможность учителю использовать в  работе творческие  разработки коллег, тиражировать собственные дидактические и методические материалы. Разумное использование ИКТ может во многом облегчить труд   учителя, повысить эффективность его работы. Опыт использования  информационно­коммуникационных технологий при подготовке ОГЭ показал, что обучающиеся охотно работают со справочным материалом (электронными словарями, справочными пособиям), а также такими образовательными  сайтами, как edu, fipi, «По уши в ГИА».      Образовательный портал «Решу ОГЭ» (http://решуОГЭ.рф,  http://reshuege.ru) создан творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив» под руководством учителя математики Гущина Д.Д. Многим  педагогам автор портала известен как член Федеральной комиссии по  разработке контрольно­измерительных материалов по русскому языку для  проведения единого государственного экзамена, как автор многочисленных  книг по подготовке к ОГЭ.      Эффективна работа учащихся на сайте: http: //www.saharina.ru|metod|gia  учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны, где  ученики самостоятельно выполняют различные тесты в режиме on­lain.   На  уроке пояснение каждой темы уходит 10­ 15 минут, с помощью компьютера,  вывожу теоретический материал  на экран проектора, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь  класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого  использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую  на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в  демоверсии ОГЭ. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом,  чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.    Применение на уроках презентаций Microsoft Power Poin способствует  эффективному освоению учебного материала, а использование электронных тренажёров способствует более качественному овладению практическими  навыками.      Таким образом, применение ИКТ при подготовке к ОГЭ ­ это активизация  самостоятельной деятельности учащихся, повышение мотивации обучения,  создание положительного настроя и ситуации успеха, возможности  применения дифференцированного подхода в обучении.         Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и  комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, дает  возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами  обучения.      Система работы с ЭОРами позволяет каждому учащемуся выполнять задания в  необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.      Нельзя забывать о том, что ученики должны хорошо знать теоретический  материал, необходимый для сдачи экзамена. Именно учебник, обычный учебник  русского языка, помогает справиться с этой нелегкой работой ( особенно  творческая работа с  научными текстами учебника). Ведь теоретические знания  необходимы для выполнения тестов и написания лингвистических сочинений. Возможные варианты  работы с параграфом учебника.    «Наедине с учебником»:  1.Чтение с пометами: знал V; новое ­; есть вопрос ?; самое важное или интересное ! 2.   Составление   плана   статьи,   сообщение   этой   информации   соседу   по парте, подготовка пересказа.  3. Подбор    предложений из параграфа к определенным пунктуационным схемам ( схемы записаны на доске). 4.   Формулировка   вопросов   к   правилам   параграфа.   Затем   эти     вопросы дети   задают   своим   одноклассникам.   Сильные   ученики   формулируют вопросы на сопоставление сходных языковых явлений.  5. Подготовка викторины по теме статьи. 6. Рисунки по теме урока ( из рисунков детей получается своеобразный вернисаж). 7. Составление  таблицы, кластера  по материалу параграфа . 8. Нахождение в упражнениях изучаемых языковых явлений и составление с ними своих текстов и т.д. Таким   образом,   активные   методы  обучения  ,  используемые   на  уроках  , позволяют: ­ формировать собственное мнение у  учеников; ­ учиться слышать и слушать другого человека;             ­   продуктивно   усваивать   учебный   материал,   активно   и   творчески работать, проявляя свои личностные качества. В качестве вывода могу сказать, что средств для помощи в подготовке выпускников  к   итоговой  аттестации  много. Остается   лишь  один  момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Вот над ней и нужно работать на всех этапах подготовки к ОГЭ . Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзаменов. Приложение.            Пошаговый алгоритм написания изложения Микротема                                                                                Ключевые слова       Ваша   задача   – сохранить   главную   информацию   и   избавиться   от   второстепенной. Сделать это можно с помощью следующих методов. Основные приёмы сжатия текста: 1.               Исключение:  повторов;  • • • • • синонимов:  уточняющих, поясняющих слов;  фрагмента предложения; однородных членов предложения; одного или нескольких предложений.   Обобщение: Замена однородных членов предложения обобщающим наименованием; Замена прямой речи косвенной; •             • • •        Замена   предложения   или   его   части   определительным   или   отрицательным местоимением с обобщающим значением.  3. Упрощение Слияние нескольких предложений в одно.  • • •   фрагмента   предложения   Замена предложения или его части указательным местоимением Замена сложноподчинённого предложения простым Замена синонимичным   выражением.  а)   замена   придаточного   определительного   синонимичным   определением;  б)   замена   придаточного   обстоятельственного   синонимичным   деепричастным оборотом;  в) сокращение количества частей сложного предложения.  В тексте  должно  остаться,    то  содержание,  без  которого   был   бы   неясен   или искажен   авторский   замысел.   Ключевые   слова   и   микротемы   –   опора   для определения главной информации. Алгоритм выполнения заданий 2­14   2. Смысловой анализ текста. Алгоритм выполнения задания: 1. 2. 3. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз. Вдумайтесь в вопрос, на который надо найти ответ. Определите, какой из предлагаемых ответов соответствует вопросу. 3. Изобразительно­выразительные средства русского языка. Алгоритм выполнения задания:          1. Вспомните, что означает указанный в задании лингвистический термин;         2. Прочитайте каждое предложение, содержащееся в выборке ответов;          3. Определите, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;         4. Выберите правильный ответ.  Если в задании требуется определить, какое средство речевой выразительности использовано в указанном предложении и передает психологическое состояние героя, то для этого необходимо:          1. Внимательно прочитайте список изобразительно­выразительных средств языка, представленных в выборке ответов;         2. Вспомните, что означает каждый из лингвистических терминов;                3. Прочитайте данное предложение еще раз и подумать над тем, какое средство выразительности использовано в нем;         4. В случае затруднения  воспользуйтесь приемом исключения из списка тех лингвистических терминов, которые по смыслу не могут быть использованы в указанном предложении. 4. Правописание приставок. Алгоритм выполнения задания: 1. 2. 3. Внимательно прочитайте. Найдите среди них слово, которое требовалось отыскать согласно заданию. Убедитесь,   что   правописание   приставки   в   нем   определялось   правилом, обозначенном в формулировке задания. 5.   Правописание   Н   и   НН   в   суффиксах   слов   различных   частей   речи. Правописание   суффиксов   различных   частей   речи.   Правописание   личных окончаний глаголов. Алгоритм выполнения задания: 1.  Внимательно прочитайте все слова. 2. 3. 1. 2. 3.   Найдите среди них слово той части речи, которое требовалось отыскать согласно заданию.   Убедитесь, что правописание суффикса в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания. 6. Лексика и фразеология. Алгоритм выполнения задания: Прочитайте   предложение   и   определите   лексическое   значение указанного в задании слова. Подберите к этому слову возможные синонимы. Определите, какой из подобранных синонимов А) наиболее употребителен; Б) не носит оттенка книжности и разговорности; В) обладает минимальной экспрессией; Г) стоит первым в синонимичном ряду, открывая его. Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным. 1.  .Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа. 7. Виды подчинительной связи в словосочетании. Алгоритм выполнения задания: 1. Помните  о  том, как   связаны  между  собой  главное  и  зависимое  слово  при согласовании, управлении и примыкании:    2.    Если оба слова изменяются – это согласование; Если   одно   слово   управляет   другим   в   каком­либо   падеже   –   это управление; Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания – это примыкание. Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании: Если   зависимым   словом   является   прилагательное,   причастие, местоимение, числительное – это согласование; Если зависимым  словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, ­ это управление; Если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного – это примыкание. 3. Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа. 8. Способы выражения главных членов предложения. 1. 2.    1. 2. Алгоритм выполнения задания: Выделите грамматические основы в предложении. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова: Рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден; Являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть; Надо, нужно, необходимо.  3. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним предложение (еще   одно   слово),   и   тогда   вы   правильно   определите   границы   составного сказуемого (я рад побывать на конференции). 4. Внесите в бланк ответов выделенную грамматическую основу. Алгоритм выполнения задания (поиск предложения с однородными членами): 1. Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один и тот же   вопрос,   задаваемый   от   одного   слова,   и   произноситься   с   интонацией перечисления. 2.Убедитесь,   что   найденные   вами   однородные   члены   предложения   связаны сочинительной или бессоюзной связью. 3. Внесите в бланк ответа те цифры, под которыми в тексте идут найденные вами предложения с однородными членами. Алгоритм   выполнения   задания   (поиск   предложения, обособленными членами):   осложненного Прочитайте   указанные   предложения,   обращая   внимание   на   то,   какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания. Помните о том, что ­ обособленные определения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными; ­ обособленные обстоятельства отвечают на вопросы: что делая? Что сделав? и выражаются одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; ­ обособленные приложения отвечают на вопросы: кто именно такой? Что именно такое?   и   выражаются   одиночными   именами   существительными   или   именами существительными   с   зависимыми   словами,   которые   поясняют,   уточняют   в предложении другое имя существительное или личное местоимение; ­ обособленные дополнения выражаются а) именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в значении «за   исключением   кого   ­   или   чего­либо»,   «не   считая   кого­   или   чего­либо», «вдобавок к кому­ или чему­либо»;      3. Выберите правильный ответ. 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства. Алгоритм выполнения задания (вводное слово)            1. Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при вводном   слове,   проверьте,   является   ли   найденное   вами   слово   вводным   или схожим с ним по звучанию членом предложения, то есть определите, можно или нельзя его отбросить или удалить из предложения: ­   вводные   слова   можно   изъять   из   предложения   или   изменить   их   другими синонимичными вводными словами, они выделяются запятыми; ­ схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми.          2. Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова: ­ как будто, словно; ­   частицы   и   некоторые   наречия:   авось,   большей   частью,   будто,   буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, все­таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по­прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.      3. Не забывайте о том, что в задании в указанном предложении могут быть два и более вводных слова. Алгоритм выполнения задания (обращение) 1.   Если   в   задании   требуется   выписать   цифры,   обозначающие   запятые   при обращении,   убедитесь   в   том,   что   найденное   вами   слово   или   сочетание   слов произносится   с   особой   (звательной)   интонацией   и   называют   того,   к   кому обращаются   с   речью:   обращение   возможно   не   только   к   лицам,   но   и   к неодушевленным предметам. 2. Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного. 3.   Не   забывайте   о   том,   что   обращение   может   быть   распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов. Алгоритм выполнения задания (уточнение) 1.   Если   в   задании   требуется   выписать   цифры,   обозначающие   запятые   при уточняющем   обстоятельстве,   убедитесь   в  том,   что   найденное   вами   слово   или сочетание слов ­ отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО, ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО? ­ конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении. 2. Помните о том, что уточнение – это всегда сужение объема понятия, его ограничение. 11. Выделение грамматических основ в предложении. Алгоритм выполнения задания: 1. 2. Выделите грамматические основы в предложении. Запишите правильный ответ в бланк ответов. 12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Алгоритм выполнения задания:   1. Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении: ­ если одна грамматическая основа, то предложение будет простым; ­ если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.        2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.           3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного: ­   если   на   границе   простых   предложений   нет   союзов,   а   присутствует   только пунктуационный   знак   (,   ;   :   ­   ),   значит,   перед   вами   бессоюзное   сложное предложение; ­ если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным,   но   проверьте,   не   соединяет   ли   сочинительный   союз однородные члены; ­  если   на  границе   простых   предложений   находится   подчинительный   союз   или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ,   НЕСМОТРЯ   НА   ТО   ЧТО,   ЧТОБЫ   и   др.)   ­   предложение сложноподчиненное. 13. Синтаксический анализ сложного предложения. Алгоритм выполнения задания: 1. Определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении: ­ если одна грамматическая основа, то предложение будет простым; ­ если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.      2. Выявите границы простых предложений в составе сложного;          3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного: ­   если   на   границе   предложений   нет   союзов,   а   присутствует   только пунктуационный   знак   (,   ;   :   ­   ),   значит   перед   вами   сложное   бессоюзное предложение; ­ если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным,   но   проверьте,   не   соединяет   ли   сочинительный   союз однородные члены; ­  если   на  границе   простых   предложений   находится   подчинительный   союз   или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ,   НЕСМОТРЯ   НА   ТО   ЧТО,   ЧТОБЫ   и   др.)   ­   предложение сложноподчиненное. 14. Сложные предложения с разными видами связи между частями. Алгоритм выполнения задания: 1. 2. Найдите СПП с тем видом соподчинения, который указан в задании. Впишите номер данного предложения в бланк ответов. Пошаговый алгоритм написания сочинения 15.1   1. Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его   2.  Определите основную мысль высказывания.     3. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.   Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи;  о средствах выражения мыслей;  о   роли   эпитетов,   метафор,   олицетворений,   сравнений,   синонимов, антонимов, фразеологизмов в русском языке; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении;  о   гибкости   русской   пунктуационной   системы   и   функциях   знаков препинания; о роли фразеологизмов в речи и т.д.  4. Оформите  вступление (2­3 предложения)  Во вступлении необходимо:  1. сформулировать позицию автора высказывания;  2. выразить своё отношение к ней.  3. Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:  Автор  анализирует… характеризует … рассуждает… отмечает … доказывает… сравнивает…  называет… описывает … разбирает… останавливается на ...  раскрывает содержание…  отмечает важность…  формулирует… касается… утверждает… считает, что ...  Для   выражения   своего   отношения   к   авторской   позиции   можно   использовать следующие: на самом деле… не могу не согласиться с автором высказывания…  я полностью согласен с ... вынужден согласиться с ...                                                я разделяю точку зрения автора высказывания… я поддерживаю мнение автора … бесспорно мнение автора о том, что ...  Варианты вступлений: Л.В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка.   Слова   называют   предмет,   его   признак   или   действие,   а   грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.  Приведу примеры из рассказа А. Алексина… Я согласна с высказыванием Л.Н. Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это: – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить   предложения".   В   русском   языке   есть   огромное   количество   слов,   у каждого человека свой словарный запас. Но, даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики.  Докажу это  на примере текста А. Алексина.  К.Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".  Действительно,  слова   наиболее   точно,   ясно   и   образно   выражаю сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий   русский   писатель   К.   Паустовский   утверждал,   что   русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. Высказывание   К.   Г.   Паустовского   я   понимаю   так:   нет   предмета   во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем   не   только   предметы,   но   и   всякое   действие   и   состояние.   Особенно богато для обозначения явлений русское слово.  Я разделяю точку зрения русского писателя. В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том,   что  в   богатом   русском   языке   можно   найти   слова   для   выражения   всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Высказывание   К.В.   Паустовского   я   понимаю   так:   нет   предмета   во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем   не   только   предметы,   но   и   всякое   действие   и   состояний.   Особенно богато для обозначения явлений русское слово.  Я разделяю точку зрения русского писателя.  5. Напишите основную часть Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)… Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)  Докажем эту мысль на примерах из текста...  Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах…  Аргументация: Аргумент 1  Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами ­ словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными   оттенками   или   стилистической   окраской.   Синонимы привлекают   пишущего   или   говорящего   тем,   что   они   позволяют   с   предельной точностью   выразить   мысль.   Так,   описывая   чувства   Анны   Федотовны,   автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.  Аргумент   2  Русский   язык   обладает   и   богатейшими   словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один   из   наиболее   продуктивных   способов   ­   это   суффиксальный.   Возьмём,   к примеру,   слово   "Танечка"   из   предложения   1.   Оно   образовано   с   помощью уменьшительно­ласкательного   суффикса   ­ечк­,   который   помогает   автору выразить   симпатию   к   героине   своего   произведения.   Аргумент   1.   Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр.2), помогают представить лошадь, которая несет Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор? Аргумент 2. Такая грамматическая конструкция, как сложноподчиненное   предложение,   позволяет   это   понять.   В   предложении   2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зеленую гриву. P.S при оформлении примеров можно использовать вводные слова "во­первых", "во­вторых".  6. Напишите заключение В заключительной части сочинения делается вывод из всего   сказанного.   Как   правило,   в   заключении   говорится   о   том   же,   о   чём   во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами:   Таким образом, ... Итак, ...   Следовательно, ...  В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ...  Мы убеждаемся в том, что …  Обобщая сказанное, ..... Из этого следует, что ... Примеры заключений: Таким   образом,   приведённые   примеры   подтверждают   мысль   К.Г. Паустовского   о   том,   что   в   русском   языке   можно   найти   нужные   слова   для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.  Следовательно,   умелое   использование   возможностей   лексики   и грамматики позволило В. Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.  Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике.            Пошаговый алгоритм написания сочинения 15.3 Задание   15.3   предполагает   написание   сочинения­рассуждения   на морально­этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик   должен   дать   тому   или   иному   качеству   или   жизненному   явлению, связанному   со   смыслом   текста,   использованного   для   выполнения   основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его  основу   должны   составить   размышления,  анализ,   а   не   пересказ представленного ранее текста. Алгоритм написания      Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляются, необходимо:     1.   Перечитайте   текст,   убедитесь   в   том,   что   понята   его  идея  в   связи   с предлагаемым для определения понятием;     2.   Сформулируйте   и  запишите     определение,  которое   станет   началом вступительной части, тезисом сочинения;   3. Завершите вступительную часть пояснениями к определению;   4. Перейдите к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;     5.   Завершите   работу  выводом,  в   которой   на   основании   представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.       В соответствии с выделением трех структурных частей, в сочинении должно быть   как   минимум  три   абзаца.   Основная   часть   может   быть   дополнительно разделена на два абзаца согласно числу аргументов. Требования к тексту   соответствовать ряду критериев: ­ цельность текста, последовательность, связность; ­ соблюдение орфографических правил; ­ соответствие пунктуационным нормам; ­ отсутствие речевых ошибок; ­  отсутствие грамматических ошибок; ­ фактическая точность написанного текста.          Закончить работу проверкой сочинения по  критериям не менее 6 раз.          Составление и использование алгоритма на обобщающих уроках русского языка при подготовке к ОГЭ, на мой взгляд, очень продуктивно.       Научившись составлять алгоритмы и использовать алгоритмы, учащиеся не только   становятся   грамотнее,   но   и   приобретают   навык   размышлять, планировать   свои   действия,   способность   предусматривать   различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.   Кроме   требований   к   объему   и   структуре,   сочинение   должно   также

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»

Сообщение для учителей гуманитарного цикла«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017