Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"
Оценка 4.6

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Оценка 4.6
Лекции
docx
физическая культура
Детсад—2 кл
05.03.2018
Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"
В данном материале раскрывается актуальность проведения физкультурных праздников в условиях дошкольных образовательных учреждений. Проанализирована научно - методическая литература, а так же опыт работы по данному вправлению. Сформулированы основные подходы к классификации физкультурных праздников. Материал предназначен для педагогов и специалистов ДОУ.
Характеристика физкультурных праздников.docx
Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста Праздник  –  это   всегда   радость,  веселье.  Как   отмечает   М.А.  Рунова, одно только ожидание праздника способно вызвать у ребенка положительные эмоции, в случае физкультурного праздника – отвлечь от «ухода» в болезнь. Физкультурный   праздник   как   одна   из   форм   активного   отдыха   детей   и физкультурно­оздоровительной работы в дошкольном учреждении, включает разнообразные   виды   физических   упражнений   (гимнастика,   подвижные   и спортивные игры, упражнения, спортивные танцы и т.п.) преимущественно на открытом   воздухе   в   сочетании   с   элементами   драматизации,   хореографии, викторин, конкурсов и аттракционов.  Согласно исследованиям Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, подвижные игры,   аттракционы,   конкурсы,   розыгрыши,   потехи,   сюрпризы,   которыми насыщена программа любого праздника, часто сопровождаются спонтанными комичными ситуациями, вызывают искренний смех, удивление, восторг. Уже одно   это   обстоятельство   делает   праздник   незаменимым   средством   профи­ лактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настрой на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу. При   подготовке   и   проведении   физкультурных   праздников   дети   получают инициативу, самостоятельность,   творчество,   что   благотворно   влияет   на   развитие   их возможность проявлять     активность,   способностей и личностных качеств. З.Ф.   Аксенова   считает   важнейшим   итогом   праздника   радость   от участия,   победы,   общения,   совместной   деятельности.  Подвижные   игры, составляющие   основное   содержание   любого   физкультурного   праздника,   в большей степени, чем другие формы организации двигательной деятельности, адекватны   потребностям   ребенка   в   движении   и   способствуют   его гармоническому   физическому   развитию,   воспитанию   ловкости,   быстроты, координации движений, важнейших морально­волевых и дружеских качеств. Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, детей и   взрослых   (педагогов   и   родителей)   единством   цели   и   общими   задачами. Позиция   воспитателей,   воспитателя­методиста   по   ФИЗО,   родителей   во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является благодатной почвой, на которой взойдут добрые всходы– крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети. Анализ   научно­методической   литературы   и   опыт   организации физкультурных   праздников   с   дошкольниками,   в   том   числе   собственный, позволяют сформулировать основные подходы к их классификации. В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда   задач,   способствующих   гармоничному   развитию   ребенка,   но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, определяют методы и приемы работы. По   доминирующей   задаче   в   педагогической   науке   считается целесообразным выделить праздники, призванные: 1.   Формировать   здоровый   образ   жизни. Это   тематические   праздники типа «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья», «Праздник чистюль», «Приключения   Неболейки»,   «В   гостях   у   Айболита»   и   т.п.   Правильно подобранные   тематические   подвижные   игры   и   упражнения   в   сочетании   с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и т.п.) позволяют   формировать   положительное   отношение   к   закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня. 2.   Воспитывать   стойкий   интерес   к   физкультуре   и   спорту,   к   личным достижениям,   к   спортивным   событиям   нашей   республики   и   всего мира. Характерными особенностями этих праздников является включение в их   программу   игр   с   элементами   командного   и   личного   соревнования   и эстафет.   Немаловажная   роль   отводится   также   подбору   познавательного материала, направленного на систематизацию знаний детей о видах спорта, олимпийском   движении,   российских   спортсменами   т.п.   Тематика   таких праздников   разнообразна:   «Олимпийцы   среди   нас»,   «Путешествие   в Спортландию», «Веселые старты». 3.   Позабавить   детей,   доставить   им   удовольствие. Это   шуточные праздники­развлечения   с   целью   создания   хорошего   настроения   от   игр, аттракционов,   совместной   с   взрослыми   деятельности,   музыкального сопровождения, забавных атрибутов и т.п. 4.   Развивать   творческую   активность,   инициативу,   коммуникативные способности. Хорошо   продуманная   мотивация   действий   (оказание   помощи героям, поиск клада и т.д.), взаимосвязанные задания­испытания делают этот праздник   весьма   привлекательным   для   старших   дошкольников.   Их деятельность в этом случае менее регламентирована: они сами находят выход из критической ситуации, вступают в противоборство с силами зла, стихией природы, сюрпризами погоды. Тематика определяется интересами детей и   возможностями   взрослых. приключения», «В подводном царстве», «Спасатели», «Сигнал SOS принят».   Это   «Юные   Робинзоны»,   «Космические 5.   Демонстрировать   спортивные   достижения. Такой   праздник   обычно совмещается с итоговыми событиями в жизни детей: окончание учебного года, выпуск из детского сада («Какими мы стали», «Вырастайка») – или сезонными изменениями: конец зимы, лета («Зимние соревнования», «Весенние гонки», «Праздник русалок»). 6. Воспитывать интерес к народным традициям. Эти фольклорные по тематике и содержанию праздники проводятся в соответствии с христианским календарем (Рождество, Масленица, Сороки, Троица). Они составляются на доступном   детям   материале   с   использованием   народных   игр,   забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды и т.п. 7. Формировать познавательную активность. Общая цель – расширять и систематизировать   знания   в   области   экологии,   географии,   астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т.д. В такие праздники включаются   соревнования   эрудитов   (юных   астрономов,   экологов,   знатоков правил дорожного движения и т.п.): викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок и т.п. Знания и умения детей проверяются при решении социально значимых проблемных задач: как спасти Землю от экологической катастрофы; как наладить контакт с внеземными цивилизациями; как освоить правила безопасной жизнедеятельности. Путешествуя из эпохи в эпоху, по разным континентам, дети получают элементарные представления в области географии, истории, естествознания и других наук. 8.   Воспитывать   нравственные   качества. Такие   праздники   особенно значимы   для   разновозрастных   детских   коллективов,   в   которых   создаются благоприятные   условия   для   формирования   дружеских   взаимоотношений между   детьми   и   гуманного   отношения   ко   всему   живому.   Игровая деятельность, направленная на формирование готовности и умений прийти друг   другу   на   помощь   или   выручить   из   опасной   ситуации,   является непременным компонентом содержания этих праздников.  Как   правило,   их   сюжет   развивается   в   двух   направлениях:   с   одной стороны,   все   дети   объединяются   одной   целью   (помочь   попавшему   в   беду герою­персонажу, вступив в противоборство с силами зла); с другой – дети делятся   обычно   на   две   и   более   команд   (моряки­путешественники   и аборигены, земляне и пришельцы, люди, животные и птицы) и включаются в совместную борьбу с общими врагами (зло, страхи, жестокость, зависть). По   двигательному   содержанию праздники   делятся   следующим образом: 1.   Комбинированный. Строится   на   основе   сочетания   разных   видов физических   упражнений:   гимнастики,   подвижных   и   спортивных   игр, спортивных   упражнений.   Его   преимуществом   является   возможность привлечения   детей   старшего   дошкольного   возраста   к   соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников – к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах. 2.На   основе   спортивных   игр (проведение   между   параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т.д.). Такой праздник можно   организовать   в   том   случае,   если   дети   достаточно   хорошо   владеют техникой игры и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные выступления девочек и игры для болельщиков. Если уровень двигательной подготовленности   детей   недостаточно   высок,   то   праздник   может   принять форму соревнований между командами на скорость и качество выполнения отдельных элементов спортивных игр (вести мяч и забросить его в корзину; дольше продержать теннисный мяч на ракетке; забить волан ракеткой в круг и т.п.). Можно также включить в праздник игры­эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований. 3. На основе спортивных упражнений. Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах,   катание   на   санках   зимой   или   катание   на   велосипеде,   роликах, самокатах летом). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида (например, плавание). 4.   На   основе   подвижных   игр,   аттракционов,   забав. Это   наиболее распространенный   вид   праздника.   Он   не   требует   сложного   инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых. 5.   Интегрированные. В   содержание   этих   праздников   наряду   с двигательными   заданиями   включаются   элементы   познавательной, изобразительной деятельности, театра и т.п. По   методам проведения   праздников   выделяются   следующие   их разновидности. 1. Игровые (проводятся с детьми всех возрастов). 2. Соревновательные (проводятся с детьми 5­7 лет). Участники двух и более   команд   соревнуются   между   собой,   или   все   дети   вступают   в противоборство с реальным или воображаемым персонажем. 3.  Сюжетные. Выполнение   двигательных   заданий   осуществляется   в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей. 4. Творческие. Их цель – формирование творческой активности, умения самостоятельно   принимать   решения,   инициативы   (проблемные   ситуации   и задачи,   задания­головоломки,   вопросы­провокации,   поисковые   вопросы, метод групповой дискуссии и т.п.). Проведение таких праздников требует от взрослого   высокого   профессионализма,   так   как   неожиданные   для   него решения   детей   могут   изменить   ход   сценария.   Поэтому   в   сценарий закладывают разные варианты выхода из предлагаемой ситуации, чтобы дети почувствовали себя ответственными за ход и результаты своих действий. По месту проведения праздники делятся:  на спортивной площадке или стадионе;  в природных условиях (в лесу, у водоема, в парке);  в спортивном зале;  в бассейне. По   составу   детей целесообразней   всего   праздники   классифицировать следующим образом. 1. Участниками праздника могут быть дети от 4 до 7лет и взрослые. Он, как   правило,   строится   на   подвижных   играх,   аттракционах   и   забавах,   в которых (поочередно или небольшими одновозрастными группами) участвуют все дети, а в массовых играх, хороводах и танцах одновременно принимают участие все желающие. 2.   Праздник   может   быть   организован на   основе   объединения   детей одного   возраста   или   близких   по   возрасту. Если   он   строится   на   играх   с элементами   соревнования   или   спортивных   играх,   то   участниками являются дети   6­7   лет. Если   это   праздник­развлечение,   в   котором преобладают сюжетные игры и музыкальные сюрпризы, участниками могут стать дети 4­5 лет. 3. Праздник   можно   провести   как   веселое   соревнование,   в   котором участвуют родители,   бабушки,   дедушки,   братья   и   сестры. Определяются общие   и   отдельные   игровые   задания   и   массовые   шуточные   эстафеты,   в которые включаются дети 2­3 лет и бабушки. Классификация праздников по характеру используемого оборудования, инвентаря, пособий   весьма   условна:   если   оснащенность   дошкольного учреждения   физкультурным,   спортивным   и   игровым   инвентарем недостаточна,   это   не   повод,   чтобы   лишать   детей   праздника   –   указанному оборудованию можно найти адекватную замену. 1.   С   применением спортивного,   физкультурного   и   туристического инвентаря.  2.   С   использованием природного   материала (осенние   листья,   цветы, постройки из снега, льдинки, снежки, шишки, камушки, пеньки, бревна и т.п. – в зависимости от сезона и природного окружения). 3. С использованием самодельного или приспособленного инвентаря. В ход могут пойти автопокрышки (из них можно сконструировать самые разные снаряды),   лестница,   бельевая   веревка,   предметы   быта,   детская   мебель (стулья, табуреты), даже пластиковые бутылки, наполненные песком, и т.п. 4. С сюжетными игрушками и игровыми пособиями для детей младшего возраста (куклы,   зверюшки,   машины,   игрушки­каталки,   строительный материал). Классификация праздников в зависимости от сезона традиционна. (Это четыре сезонных праздника.) Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста используются разнообразные физкультурные праздники. Но, не смотря на различие, анализ психолого­педагогической   и   методической   литературы   позволяет   выделить общее в содержании физкультурных праздников и методике их проведения. Список литературы 1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду. – М.: АРКТИ, 2000.  2. Голомидова С.Е. Физкультура,   нестандартные   занятия.   –   Волгоград: Корифей, 2005. 3. Ефименко Н.Е. Театр   физического   развития   и   оздоровления   детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Педагогика, 1999. 4. Осокина   Т.И.,   Тимофеева   Е.А.   Организация   и   проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.  5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"

Сообщение "Характеристика физкультурных праздников в работе с детьми дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018