Сообщение на тему: "Этапы работы над звукопроизношением."

  • Лекции
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.
Иконка файла материала Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками.doc
Этапы работы над звукопроизношением.Обучение   звукопроизношению   осуществляется   в   соответствии   с   этапами работы над звуками: 1) Подготовительный этап.      Цель   этого   этапа   –   подготовка   речеслухового   и   речедвигательного   анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.        На этом этапе работа идёт одновременно по нескольким направлениям: формирование   точных   движений   органов   артикуляционного   аппарата, направленной   воздушной   струи,   развитие   мелкой   моторики   рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.    Формирование   движений   органов   артикуляционного   аппарата     осуществляется   в   основном   посредством  артикуляционной   гимнастики, которая   включает   упражнения   для   тренировки   подвижности   и переключаемости   органов,   отработки   определенных   положений   губ,   языка, необходимых для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.        Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено. Так, при правильном произнесении звука с боковые края языка плотно примыкают к верхним коренным зубам. Если же, например, у ребёнка   левый   (правый)   край   языка   опускается   и   пропускает   воздушную струю в бок, воспитатель подбирает игровые упражнения для его укрепления.          В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы воспитатель   мог   контролировать   его   качество,   а   ребёнок   –   ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе  перед зеркалом, то есть для достижения конечного   результата   используется   зрительный   контроль.   После   того   как ребёнок научится выполнять движение, зеркало убирают и функции контроля берут   на   себя   его   собственные   кинестетические   ощущения.   С   помощьюнаводящих   вопросов   воспитателя   малыш   определяет,   что   делает   его   язык (губы), где он находится,  какой он (широкий, узкий). Это даёт детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.        Упражнения перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребёнком. Для этого   он   должен   уметь   показывать   правильную   артикуляцию   и   ощущать положения   и   движения   своих   органов   артикуляционного   аппарата   без зрительного   контроля,   что   требует   определённого   навыка,   достигающегося путём тренировки. Если у ребёнка какое – то движение не получается, можно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с   помощью   шпателя   или   ручки   чайной   ложки.   Не   всегда   ребёнок   точно ощущает, где должен находиться в данный момент язык. Тогда воспитатель концом ручки чайной ложки проводит в этом месте (например, у бугорков за верхними резцами или у основания нижних резцов).      Воспитатель приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно   её   исполнять,   запоминать   последовательность   действий   и   правильно называть их во время записи упражнения в тетради.            При выполнении упражнений ребёнку предъявляется картинка – образ (образ   –   наглядное   представление   о   чем   –   либо),   чтобы   он   знал,   какое упражнение и как он должен выполнять, а подробная запись – для родителей, чтобы они могли правильно осуществлять контроль во время занятий дома. При таком выполнении упражнений у ребёнка развиваются внимание, память, самоконтроль;   он   становится   активным   участником   учебного   процесса, заинтересованным в достижении положительного конечного результата.         Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной   струи,   выработка   которой   проводится   одновременно   с артикуляционной   гимнастикой,   так   как   в   формировании   воздушной   струи активное   участие   принимают   щеки,   губы,   язык.   Последовательно   даются следующие   упражнения;   для   укрепления   мышц   щек   –   надувать   щеки   и удерживать   в   них   воздух   («Надуть   два   шарика»),   втягивать   щеки   при сомкнутых губах и при приоткрытом рте («Худенький Петя»); для выработкинаправленной   воздушной   струи   –   не   надувать   щек,   сквозь   сближенные   и слегка   выдвинутые   вперёд   губы,   образующие   посередине   круглое «окошечко», сдувать с поднесённой  ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку) или дуть на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился.            Затем   нужно   научить   ребёнка   образовывать   узкую   щель   между растянутыми   в   легкой   улыбке   сближенными   губами   (углы   рта   при   этом прижаты   к   зубам).   Струю   воздуха,   направленную   в   эту   щель,   ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована   правильно   и   струя   достаточно   сильная,   звук   от   рассекаемого пальцем   воздуха   хорошо   слышен.   При   таком   же   положении   губ   ребёнку предлагают   положить   между   ними   широкий   кончик   языка   (можно «пошлёпать»   язык   губами   со   звуками  пя   –   пя   –   пя,  тогда   он   станет распластанным),   посередине   языка   вдоль   его   переднего   края   «сделать дорожку» ­ положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки с поднесённой ко рту тыльной стороны руки.          Отрабатывается мелкая моторика рук. Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой    требуют повышенного внимания и во время занятий по физической культуре (особенно, когда проводятся упражнения на выработку координации   движений),   музыкальных   занятий  (особенно   тогда,   когда проводятся музыкально – ритмические движения).          На  этапе   развития   фонематического   слуха  работа   начинается   с воспитания   у   ребёнка   умения   улавливать   разницу   между   правильным   и искаженным   звуками.   Нужно   давать   ему   возможность   слушать   образец воспитателя   и   сравнивать   с   его   собственным   искажённым   произношением. При замене ребёнком одного звука другим проводят дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидактическим материалом служат картинки –   символы   (символ   –   предмет   или   действие,   служащее   условным   знаком какого   –   либо   понятия.   В   данном   случае   картинка   –   символ   является обозначением   звука,   с   которым   работают   на   этапах   постановки, автоматизации, дифференциации звуков, а также при анализе слов).Одним   из   важных   направлений   на   подготовительном   этапе   является отработка опорных звуков – сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребёнком правильно. Отработка опорных   звуков   предусматривает:   уточнение   артикуляции   звука   и   его правильного   произношения   в   изолированном   виде,   в   слогах,   в   словах, предложениях.      Для звука с опорными будут являться звуки и, ф. Звуки с, и – одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится внизу. Отрабатывая звук  и, мы добиваемся положения широкого кончика языка за нижними резцами и подъёма передней части спинки языка к альвеолам.   Звуки  с,   ф  –   одинаковые   по   способу   образования   (щелевые). Отрабатывая звук ф, мы добиваемся направленной воздушной струи, идущей в узкую щель, образованную нижней губой и верхними резцами. Соединив эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука с.          Таким образом, отрабатывая опорные звуки, уже на подготовительном этапе добиваемся их четкого произношения в словах, фразах, что помогает выработке   хорошей   дикции;   приучаем   ребёнка   выделять   опорный   звук   в слогах, словах, фразах, что развивает его фонематический слух.          К следующему этапу  – постановке  звука – можно переходить, когда ребёнок   научится   легко,   быстро,   правильно   воспроизводить   основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного. 2) Постановка звука.        Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.      Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений   и   положений   органов   артикуляционного   аппарата   и   создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.      Различают три основных способа постановки звука.Первый способ – по подражанию, когда внимание ребёнка фиксируют на движениях,   положениях   органов   артикуляционного   аппарата   (используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым   создаётся   база   для   осознанного   воспроизведения   ребёнком   звука. Также   используются   тактильно   –   вибрационные   ощущения,   например, тыльной   стороной   руки   проверяется   толчкообразная   струя   воздуха   при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом   способе   широко   используются   опорные   звуки.   Например,   ребёнку предлагают   произнести   звук  и  (педагог   контролирует   вместе   с   ним артикуляцию   перед   зеркалом),   затем   сблизить   зубы   и   пустить   по   языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате ставится звук с. Второй способ – с механической помощью. Он используется, когда ребёнку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно – вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за   верхними   зубами,   для   выработки   вибрации   кончика   языка   воспитатель может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель. При этом   способе   также   часто   пользуются   опорными   звуками.   Например, предложив ребёнку произнести звук  с,  воспитатель плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш. Третий способ – смешанный,  когда используются все возможные способы для   достижения   конечной   цели   –   постановки   правильного   произношения изолированного звука.          При всех трёх способах постановки любого звука всегда используются словесные   инструкции,   кинестетические   ощущения,   зрительный,   слуховой, тактильно – вибрационный контроль и опорные звуки.  Постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей,воспитатель на первых порах не говорит ребёнку, какой звук хочет получить, а   называет   звукоподражание.   Например,   при   постановке   звука  з  педагог, создавая   правильную   артикуляционную   базу,   говорит   ребёнку:   «Улыбнись, покажи  зубы, приоткрой  рот,  положи  широкий  язык  за  нижние  зубы, чуть приоткрой рот, сделай узенькую щель, пусти по языку длинный «ветерок» и дай   голос».   Если   ребёнок   выполнял   все   инструкции   правильно,   у   него получается чистый звук з. (Если звук искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребёнку достичь нужного положения органов артикуляции). Если   звук   произносится   правильно   воспитатель   вводит   соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так   Когда   звук   будет   поставлен,   воспитатель   соотносит позвени. звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребёнку: «Звонок звенит так же, как я произношу ззз. Скажи звук з длительно: ззз».          Для каждого звука, который ставит воспитатель, он должен подобрать предметную   картинку   –   символ   и   перерисовать   её   в   тетрадь   ребёнка. Желательно,   чтобы   картинка   –   символ   была   соотнесена   с   движениями основных   органов   артикуляционного   аппарата,   подсказывала   ребёнку направление движений. Например: воздух из шланга наноса выходит вниз, и кончик языка опущен за нижние зубы (звук с), жук летит вверх, и кончик языка поднимается вверх (звук ж). Картинку – символ ребёнок раскрашивает. Воспитатель так подбирает цвет карандаша, чтобы в названии цвета тоже был данный звук или же чтобы цвет отражал какой – то артикуляционный признак звука.        Таким образом, при постановке звука должны одновременно работать все анализаторы:   зрительный   (ребёнок   видит   предмет   и   положения   органов артикуляционного   аппарата),   слуховой   (слышит   звук),   двигательный (ощущает   движения   губ,   языка),   тактильный   (ощущает   воздушную   струю, вибрацию голосовых связок).        К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребёнок   по   требованию   взрослого   может   легко,   без   предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.Автоматизация звука.        Цель   данного   этапа   –   добиться   правильного   произношения   звука   во фразовой речи.        Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка.      При автоматизации звука в словах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямые слоги: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, ысы,  а   затем   в   слоги   со   стечением   согласных   (берутся   те согласные звуки, которые не нарушены у ребёнка):  ста, спа, сма, сны, ско, сфу. Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр.       Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной   систематической   тренировки.   Поэтому   на   каждое   положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирают по 20 – 30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки,   в   названия   которых   входят   в   той   же   последовательности отработанные   слоги   (прямые,   обратные,   со   стечением   согласных).   Чтобы автоматизация   звука   в   словах   прошла   успешно,   ребёнку   должно   быть предложено не менее 60 – 90 картинок. В тетради ребёнка на каждой странице воспитатель рисует по 6 – 8 картинок, за одно занятие даётся 10 – 16 слов, при этом каждое проговаривается 4 – 5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).             Описанная   выше   работа   способствует   активизации   словаря   ребёнка, развитию фонематического слуха, формированию навыков звукового анализа слова.   Поскольку   недостатки   звукопроизношения   иногда   являются   не самостоятельным дефектом, а частью другого, более сложного, нарушения речи,   при   автоматизации   звуков   в   словах   одновременно   работают   над уточнением и расширением словаря, над слоговой структурой слова.Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов,   в   той   же   последовательности,   в   какой   они   даны   в   тетради   ребёнка. Сначала   воспитатель   придумывает   предложение,   а   ребёнок   повторяет   его. Затем ребёнок диктует предложение, а взрослый записывает его в тетради под картинкой. Например, со словом сова составляют предложение: Сова сидит на   сухом   суку.   Далее   по   наводящим   вопросам   ребёнок   сам   придумывает предложение   к   картинке.   Так,   по   картинке   «Сад»   воспитатель   может спросить. «Где стоит скамейка?». Ребёнок отвечает: «Скамейка стоит в саду». Постепенно   дети   овладевают   умениями   придумывать   предложения   с заданными  словами, следить, чтобы в них входило больше слов с нужным звуком.   Необходимо   приучать   ребёнка   точно   выражать   свои   мысли, составлять   полные,   распространённые   предложения,   разнообразные   по содержанию и структуре.          Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях воспитатель   подбирает   материал.   Иногда   воспитатель   и   ребёнок   сами придумывают чистоговорки. Например: «Са – са – са – у Сони длинная коса», ­   говорит   воспитатель.   Затем   он   называет   только   слоги  (са  –  са  –  са),  а ребёнок в рифму придумывает предложение. («Под сосной сидит лиса»).     Вся работа по автоматизации звуков способствует развитию у детей чувства языка, памяти, мышления. Дифференциация звуков.        Цель   этапа   –   учить   детей   различать   смешиваемые   звуки   и   правильно употреблять их в собственной речи.          Содержание   работы:   постепенная,   последовательная   дифференциация смешиваемых   звуков   по   моторным   и   акустическим   признакам,   сначала изолированных,   затем   в   слогах,   словах,   предложениях,   чистоговорках, рассказах и в самостоятельной речи.      Для осуществления зрительного контроля перед ребёнком должно стоять зеркало,   чтобы   он   мог   наблюдать   разницу   в   артикуляции   звуков.   Важно обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребёнок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.Дифференциация  изолированных звуков  проводится с использованием картинок – символов. Например, при дифференциации з и ж ребёнку рисуют в   тетрадь   картинки:   на   левой   странице   звонок,   на   правой   жук.   Вместе   с воспитателем   ребёнок   уточняет   произношение   этих   звуков,   при   этом   его внимание   обращается   на   различия   в   положении   органов   артикуляции. Например: губы – при з – в улыбке, при ж – округляясь, слегка выдвигаются вперёд; язык – при з – за нижними зубами, при ж – поднимается к бугоркам за верхние зубы; воздушная струя – при  з  – холодная, узкая, при  ж  – теплая, широкая. Воспитатель поочерёдно показывает картинки – символы, а ребёнок:     1) называет соответствующие им звуки; 1) не называя звук, говорит, где находится при его произношении язык: вверху (жук), внизу (звонок).           Для дифференциации по акустическим признакам воспитатель называет поочерёдно звуки з, ж, прикрывая рот экраном, чтобы исключить зрительный контроль.   Ребёнок,   услышав   звук,   должен   показать   соответствующую картинку – символ.        Дифференциацию   звуков  в   слогах  проводят,   используя   игровые   упражнения. Педагог говорит ребёнку, что звоночки и жуки бывают разных размеров,   поэтому   они   по   –   разному   звенят   (за…,   зы…,зу…)  и   жужжат (жа…,   жи…,   жу…).   Показывает   на   картинках   разные   звоночки   и   разных жуков, а ребёнок произносит разные слоги, следя за правильным положением языка.  Потом  воспитатель   произносит   разные   слоги,  а  ребёнок   показывает соответствующие картинки – символы.         При дифференциации в словах по акустическим признакам воспитатель берёт   картинку,   называет   её,   а   ребёнок   показывает   соответствующую картинку – символ. При дифференциации по моторным признакам ребёнок переворачивает одну картинку за другой, называет, говорит, какой в ней звук (з или  ж),   затем   кладёт   под   соответствующую   картинку   –   символ.   Затем воспитатель   называет   слова,   различающиеся   одним   дифференцируемым звуком,   например:  кожа   –   коза,   лужа   –   луза.   Ребёнок   подбираетсоответствующую картинку и называет звук, который встречается в слове. После   этого   предлагаются   картинки,   в   названиях   которых   имеются   оба дифференцируемых   звука   –  з  и  ж.  Например: железнодорожник и другие. Ребёнок называет их, определяет, какой из двух  железо,   зажигалка, звуков он произнес в слове первым. Одновременно со всеми видами работы по дифференциации звуков ведётся словарная работа.          При дифференциации  звуков в предложениях  с отработанными ранее словами   воспитатель   вместе   с   ребёнком   составляет   фразы,   затем   ребёнок повторяет их, придумывают потешки с дифференцируемыми звуками (жа – за, жа –за – идёт жадная коза). Подбираются стихотворения, рассказы, насыщенные нужными звуками, которые ребёнок заучивает, пересказывает.        Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия,   чаще   индивидуальные,   иногда   с   подгруппами   (2   –   3   ребёнка). Продолжительность занятия колеблется от 15 – 30 минут в зависимости от возраста   детей, индивидуальных   особенностей   дошкольников     вида   и   уровня   нарушения   звукопроизношения,   память, (внимание, работоспособность).        Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты   речи   у   детей,   и   их   личностные   качества   различны.   Поэтому   при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации) методы и приёмы работы разные. Таким образом, каждое   занятие   требует   от   педагога   тщательной   подготовки   с   учётом речевых, умственных, психологических особенностей ребёнка.