Сообщение на тему: "«Технология формирования шипящих звуков (ш, ж, щ)».

  • Лекции
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

При произнесении звука [ш] губы выдвинуты вперед и округлены. Расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого неба или альвеолам. Средняя часть спинки языка прогибается, а задняя - поднимается по направлению к мягкому небу и оттягивается к стенке зева. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; небная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом. При этом производится сложный шум, более низкий. Чем при произнесении свистящих, напоминающий шипение.
Иконка файла материала ВОПРОСЫ Документ Microsoft Office Word (2).doc
Вопрос № 46 «Технология формирования шипящих звуков (ш, ж, щ)» 1.      Артикуляционный уклад При произнесении звука [ш] губы выдвинуты вперед и округлены. Расстояние между зубами 4­5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого неба   или   альвеолам.   Средняя   часть   спинки   языка   прогибается,   а   задняя   ­ поднимается   по   направлению   к   мягкому   небу   и   оттягивается   к   стенке   зева. Боковые   края   языка   прижаты   к   верхним   коренным   зубам;   небная   занавеска поднята   и   закрывает   проход   в   нос.   Голосовые   складки   разомкнуты;   сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом. При этом производится сложный шум, более низкий. Чем при произнесении свистящих,  напоминающий шипение. При  образовании  звонкого [ж]  та   же  артикуляция,  что  и  при   образовании звука   [ш];   она   дополняется   работой   сомкнутых   и   колеблющихся   голосовых складок, производящих голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым небом меньше, чем при образовании [ш]. При   произнесении   звука   [щ],   органы   речи   расположены   так   же,   как   и произнесении   звука   [ш],   только   спинка   языка   дополнительно   приподнята   и приближена к небу. 2. Основные виды нарушений звуков[ Ш] и[ Ж].   «Щечное»  произношение:   язык   не   принимает   участия   в   артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого [ж] к шуму   прибавляется   голос;   произнесение   звука   сопровождается   раздуванием щек. «Нижнее»  произношение: щель образуется не сближением кончика языка с твердым   небом,   а  передней   частью   его   спинки.   При   таком   артикулированиишипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, [щ], произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировани может произноситься твердый звук. Заднеязычное   произношение.  Щель   образуется   сближением   задней   части спинки языка с твердым небом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке [х] или звонком фрикативном [г]. как в южнорусских областях.  различные замены шипящих другими звуками. Среди них наиболее частыми оказываются   замены   шипящих   свистящими.   Замена   шипящих   свистящими   не всегда бывает полной, так как очень часто наблюдаются акустические отличия свистящего заменителя от нормированного звука [с]. 3. Приемы постановки звуков [Ш] и[ Ж]. Cначала ставится звук  Ш, а затем на его базе ставится Ж. Постановка звука Ш осуществляется рядом приемов.  Ребенок   несколько   раз   произносит   слог  са  и   во   время   его   произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере   подъема   языка   меняется   характер   шума   согласного   звука.   В   момент появления   шипящего   шума,   соответствующего   акустическому   эффекту нормированного ш , логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выходу звук а  (в результате слышится слог ша). Ребенок произносит слог са при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается. Ребенок произносит несколько раз слог са , и логопед вводит под язык зонд №   5.   С   его   помощью   переводит   кончик   языка   в   верхнее   положение   и регулирует   степень   его   подъема   до   появления   нормально   звучащего  ш. Логопед   фиксирует   зонд     в   этом   положении,   просит   ребенка     вновь произнести   тот   же   слог   и   внимательно   вслушаться.   После   нескольких тренировок в произнесении ша с помощью зонда логопед фиксирует вниманиеребенка   на   положении   языка   и   выясняет,   может   ли   он   самостоятельно поставить язык в нужную позицию. При ненарушенном произнесении р можно поставить ш и ж от этого звука. Ребенок произносит слог ра и в этот момент логопед прикасается шпателем или   зондом   №   5   к   нижней   поверхности   его   языка   ,   что   бы   затормозить вибрацию. При шепотном произнесении  ра  слышится  ша  , а при громком – жа.Звук  ж  ставится   обычно   от   звука   ш   включением   голоса   при   его произнесении, но он может быть поставлен и от звука з, как ш от с. 4. Недостатки произнесения звука [Щ] Звук щ в русском языке произносится как долгий   мягкий фрикативный шипящий, для которого характерен следующий уклад органов артикуляции: губы , как и при ш, вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня   верхних   зубов   (ниже   чем   при   ш).   Передняя   часть   спинки   языка несколько прогибается , средняя часть приподнимается к твердому небу , задняя   часть   опущена   и   продвинута   вперед;   небная   занавеска   поднята   , голосовые   складки   разомкнуты.   Сильная   струя   выдыхаемого   воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым небом   и   между   кончиком   языка   и   передними   зубами   или   альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при ш.                      Среди   недостатков   произношения   звука   щ   имеется   укороченное произношение   (длительность   такого   звука   такая   же,   как   при   ш),   замена мягким   свистящим   звуком   с,   а   так   же   произнесение   щ   с   аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание ш’ч(ш’ч’ука вместо щ’ука).  Для   постановки   звука   щ   можно   воспользоваться   звуком   с.   Ребенок несколько   раз   произносит   слог   с’и   или   с’а     с   протяжным   свистящим элементом: с’и, с’и… Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигаяназад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая языка, а лишь несколько отодвигая назад прикосновением шпателя.  Если правильно произносится звук ч, то от него легко получить звук щ, протянув завершающий звук ч как фрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова.  5)Приемы постановки звука [Щ] 1.   Произносятся   слоги   си   или     ся,   в   это   время   зондом   или   шпателем поднимаем или отодвигаем вглубь кончик языка. 2. Просим произнести ч протянув его. Слышится долгий звук Щ, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента.  3. Просим присосать язык всей поверхностью к твердому небу. Подводим палец под язык, прижимая его в средней части к небу, и просим произнести длительно шшш. При этом язык должен пружинить. 4. Легче ставится звук при произнесении обратного слога: ась с длительным с’.Вопрос № 47 «Технология формирования звуков (Ц, Ч)» 1) Артикуляционный уклад звука [Ч]. При   произнесении   звука  ч  губы,   как   при   всех   шипящих,   вытянуты   и округлены. Расстояние между зубами 1­2 мм. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке т’). Кончик языка   опущен   и   касается   нижних   резцов.   Передняя   часть   спинки   языка прижата   к   верхним   резцам   или   альвеолам.   Средняя   ее   часть   выгнута   по направлению   к   твердому   небу.   Весь   язык   несколько   продвигается   вперед. Звук заканчивается щелевым элементом (как при щ), который звучит кратко. Граница   между   взрывным   и   щелевым   (фрикативным)   элементами   не улавливается   ни   на   слух,   ни   артикуляционно,   так   как   элементы   слиты воедино. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой.  2) Недостатки произнесения звука [Ч]. Среди недостатков произношения звука  ч  помимо тех, которые являются общими   для   всех   шипящих   (см.   вопрос   №46),   следует   отметить   замену  ч мягкой  свистящей   аффрикатой  ц’, не  свойственной   фонетической  системе русского литературного языка, а также т’ или ш’. 3) Способы постановки звука [Ч]. Звук  ч  можно   поставить   от   мягкого  т’,   произносимого   в   прямом   слоге (т’и) или обратном (ат’). Ребенок произносит несколько раз какой­нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения   логопед   с   помощью   шпателя   №5   слегка   отодвигает   назад кончик языка ( как для артикуляции щ). Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопедслегка приподнимает язык и одновременно несколько отодвигает его назад. Звук ч легче вызывается в обратных слогах. Шипящие звуки ставят после постановки свистящих: сначала – твердые,   При   постановке   шипящих   последовательность затем   –   мягкие. отрабатываемых   звуков   более   свободная   чем   при   свистящих(   в   первую очередь глухие , а на их базе – звонкие). Она определяется логопедом исходя из особенностей проявления дефекта. 4) Артикуляционный уклад звука [Ц]. Губы   нейтральны   и   принимают   положение   следующего   гласного. Расстояние   между   зубами  1­2  мм.  Для   звука   характерна   сложная   язычная артикуляция:   он   начинается   со   смычного   элемента   (как   при  т),  при   этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам и альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые его края прижаты к коренным зубам; звук заканчивается щелевым элементом (как при с), который звучит очень кратко. Мягкое небо поднято и закрывает   проход   в   нос,   голосовые   складки   разомкнуты,   звук   глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная. 5) Недостатки произнесения звука [Ц]. Фонетические дефекты или искажения Межзубный сигматизм  Наиболее   распространен   в   данной   группе   нарушений.   Характерный   для звука  с  свист   отсутствует.   Изменено   место   образования   звука.   Язык проскальзывает между зубами, звук произносится не четко, воздушная струя идет не по желобку, а по всей поверхности языка. Дефект распространяется на всю группу свистящих. Предрасполагающая   причина   –   открытый   передний   прикус,   прогения (нижняя челюсть выступает над верхней). Боковой сигматизм Изменено место образования звуков. Выдыхаемая струя воздуха проходит не   по   средней   линии   языка,   а   через   боковую   щель,   одностороннюю   или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам.Кончик   языка   и   передняя   часть   спинки   образуют   смычку   с   резцами   и альвеолами.   Чаще   встречается   при   дизартрии   или   у   дислаликов   по подражанию. Носовой сигматизм Язык отодвинут кзади, задняя часть языка выгнута, мягкое небо не образует смычку (небно – изменяется место образования звука, язык отодвинут кзади, задняя   часть   языка   выгнута,   мягкое   небо   не   образует   смычку   (небно­ глоточного   затвора),   звук   получается   с   носовым   назальным   оттенком. Причина – ринолалия, дизартрия, при дислалии – по подражанию. Губно­зубной сигматизм При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука Ф). Подобный дефект встречается при произнесении других свистящих. Фонематические дефекты, проявляющиеся в виде замен и смешений Призубный парасигматизм Язык   приобретает   переднюю   смычную   артикуляцию   вместо   щелевой, (парасигматизмы) слышится   звук   типа   взрывного  т  или,   при   звонком,   ­  д.  при   звуке  ц артикуляция его упрощается и он становится одноэлементным, произносится как  с  или как  т.  Причина – недоразвитие фонематического восприятия или кинестетических ощущений. Шипящий парасигматизм  Язык   принимает   артикуляцию,   характерную   для  ш,   или   артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный щ. С – ш                         З­ж               Ц­ш,ч С’­ щ,ч                      З’­ж’                           Замены по артикуляции С­ф             З­в                ц­с,ф С’­ф’          з’­в’ Замены по акустическим признакам С­з,с’                 З­с,з’              Ц­д  По твердости и мягкости С­с’              З­з’  6) Способы постановки звука [Ц]1. Звук  ц ставится от звука т при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести  звук  т  с сильным  выдохом.  При этом как  бы  последовательно произносят  т  и  с.   Элемент   свистящего   звука   оказывается   протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают   произносить   обратный   слог   с   гласным  а.   при   произнесении слышится   как   бы   сочетание  атс.   Затем   нужно   теснее   сблизить   переднюю часть спинки языка с зубами  до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание  атс  с сильным выдохом в момент перехода от а к тс. 2. В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется   механическая   помощь.   Шпателем   или   зондом   №2   логопед удерживает   кончик   языка   у   нижних   резцов   или   помещает   зонд   между передней частью спинки и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед   слегка   нажимает   на   язык.   Слышится   фрикативный   шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук ц.  3. Постановка звука ц по подражанию.