Творчество выдающегося литовского художника, композитора,
поэта Микалоюса Константинаса Чюрлёниса – яркое явление в искусстве начала 20
века. Чюрлёнис прожил короткую жизнь. Он умер, когда ему не было и 36 лет. Его
биография могла бы уложиться в несколько строчек: постоянные бедствия, нищета,
непонимание, болезнь, ранняя смерть, посмертная слава. Но за короткий срок,
отпущенный ему судьбой, Чюрлёнис успел сделать очень многое. Он создал свой
собственный мир в искусстве.
Наследие Чюрлёниса
ещё не исследовано и не объяснено до конца. Содержание его произведений нередко
получает разное, даже противоположное толкование. Одни называют Чюрлёниса
предтечей абстракционизма, усматривают прямое воздействие Чюрлёниса на Кандинского.
Другие считают, что своим творчеством Чюрлёнис подготовил развитие русского
авангардизма.
Среди поклонников Чюрлёниса такие деятели искусства, как
Горький, Р. Роллан, А. Бенуа, Мстислав Добужинский, Николай Рерих, Александр Скрябин, Игорь Стравинский…Документ Microsoft Office Word (.docx)
Сообщение о картинах Чюрлениса
Творчество выдающегося литовского художника, композитора,
поэта Микалоюса Константинаса Чюрлёниса – яркое явление в искусстве начала 20
века. Чюрлёнис прожил короткую жизнь. Он умер, когда ему не было и 36 лет. Его
биография могла бы уложиться в несколько строчек: постоянные бедствия, нищета,
непонимание, болезнь, ранняя смерть, посмертная слава. Но за короткий срок,
отпущенный ему судьбой, Чюрлёнис успел сделать очень многое. Он создал свой
собственный мир в искусстве. Наследие Чюрлёниса ещё не исследовано и не объяснено до
конца. Содержание его произведений нередко получает разное, даже противоположное
толкование. Одни называют Чюрлёниса предтечей абстракционизма, усматривают прямое
воздействие Чюрлёниса на Кандинского. Другие считают, что своим творчеством
Чюрлёнис подготовил развитие русского авангардизма. Среди поклонников Чюрлёниса
такие деятели искусства, как Горький, Р. Роллан, А. Бенуа, Мстислав Добужинский,
Николай Рерих, Александр Скрябин, Игорь Стравинский…"Соната солнца" это
радостный гимн животворящей силе солнечного тепла. Но финал сонаты драматичен.
Мёртвая тишина. Всё погружено в неподвижность. Давно не звенел, зарос паутиной
колокол, изображённый на картине. Язык его безжизненно повис. Возможно, художник
проводит в этом произведении мысль о том, что всякая жизнь (и жизнь человека, и жизнь
светила) проходит через такие основные фазы, как рождение, период расцвета, смерть. И
всётаки Чюрлёнис оставляет нам надежду. На колоколе пробудилось маленькое лучистое
солнышко. Настанет время, когда новый огромный мир родится под его животворящими
лучами.
«Соната моря». Большая волна развернута как пасть гигантская, какогото чудища. Это
своего рода вызов великому японскому художнику Хокусаи. У Хокусаи есть самая
знаменитая его картина, которая называется «Большая волна». Вы ее наверняка видели на
многочисленных репродукциях. Она устроена вот так: лодки с маленькими фигурками
бросивших весла и пригнувшихся к днищу гребцов. Две гигантские волны – лапы какогото
хищника. Пеной сделаны когти. Сейчас все сомкнется – и потонут лодки. Но вот задача
для художника – как показать, что волна действительно очень большая? Нарисовать
большую волну и маленькие лодки – этого мало. Этого достаточно для лодок, но
недостаточно для искусства. Хокусаи сделал следующее – он нарисовал горизонт и
Фудзияму. Фудзияма – священная гора для каждого японца. Противоречие: Фудзияма(пятикилометровая) должна быть выше, чем волны, для правдоподобия. И Фудзияма
должна быть меньше, чем волны, чтобы нагнать страха на зрителя. Противоречие
разрешено за счет соблюдения законов перспективы: очень далеко Фудзияма, она кажется
меньше. Для японца это шоковое зрелище – волна захлестывает Фудзияму – это же конец
света!
«Соната звезд». Перед Чюрленисом стояла задача самой высокой трудности в живописи –
показать бесконечность вселенной. Это задача 6 или 7 уровня. На картине звезд
практически нет. Они вот в одной узкой дорожке в верхней части картины. С левого края
до правого края протянута маленькая коричневая дорожка и на ней звезды. Звездный
путь. По этой дорожке идет ангел. Если Вы верите в Бога, то поймете, почему идет именно
ангел. И почему не простой ангел, а именно уставший ангел. Ангел, согласно религиозным
правилам, нематериальное существо. Ангел не может устать, не может износиться. Если
ангел на середине звездной дороги устал… Для религиозного человека это то же, что для
японца Фудзияма ниже волн. Для религиозного человека это символ безграничности –
беспредельной протяженности и тяжести звездной дороги. В настоящем искусстве
определенно есть какаято магия.
Картина «Дружба» Светящийся шар на протянутых руках. Остро очерченный, но
спокойный и мягкий профиль, озаренный исходящим от шара сиянием – это образ дружбы.
Картина «Тишина» Она гениальна простотой замысла и исполнения. На тускложелтом
прямоугольнике картона светятся три маленькие головки одуванчика и все. Тишина.
Мимолетное дуновение и их не будет.
Ярцева Юлия. 5 Б класс.