Сообщение «Современные образовательные технологии для реализации адаптированной программы»

  • Семинары
  • docx
  • 19.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках: 1. технология разноуровневого обучения 2. коррекционно - развивающие технологии 3. технология проблемного обучения 4. метод проектов 5. игровые технологии 6. информационно-коммуникационные технологии 7. нравственная технология 8. здоровьесберегающие технологии 9. объяснительно – иллюстративные технологии 10. личностно-ориентированные технологии 11. инновационные технологии 12. технологии дифференциации и индивидуализации обучения 13. технология компенсирующего обучения
Иконка файла материала современные технологии.docx
Государственное казенное общеобразовательное учреждение   Ростовской области "Колушкинская специальная школа­интернат". сл.Колушкино, Тарасовского района. Сообщение на заседании  методического объединения  ноябрь 2016 год     на тему:                    «Современные образовательные технологии  для  реализации  адаптированной программы» Подготовила учитель первой категории Ярославцева Галина ИвановнаПри работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые  коррекционно ­ развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и   методов   обучения   и   воспитания.   Постоянно   появляются   новые   подходы   к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе обучающихся и качества обучения. Приоритетной целью образования при обучении разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей­инвалидов является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,   контролировать   и   оценивать   свои   достижения,   иначе   говоря   ­   учить учиться.  Учащийся  –   это   "архитектор   и   строитель"   образовательного   процесса. Достижение   этой   цели   становится   возможным   благодаря   формированию   системы универсальных учебных действий (УУД). У обучающихся возрастает мотивация к обучению,   что   позволяет   им   ориентироваться   в   различных   предметных   областях познания.  Слайд Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных  блока:  ­личностные;  ­регулятивные;  ­познавательные;      ­коммуникативные.  Слайд Необходимо   учитывать   взаимосвязь   уровня   сформированности   универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:  состояние здоровья детей;   успеваемость по основным предметам;   уровень развития речи;   умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;   стремление принимать и решать учебную задачу;   навыки общения со сверстниками;   умение контролировать свои действия на уроке.  При   формировании   у   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно ­ деятельностный подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии.Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и ­ учение. Поэтому термин «педагогическая   технология»   в   буквальном   переводе   означает   учение   о педагогическом искусстве, мастерстве. Слайд Можно выделить современные технологии, элементы которых возможно  применять на уроках: 1. технология разноуровневого обучения 2. коррекционно ­ развивающие технологии 3. технология проблемного обучения 4. метод проектов 5. игровые технологии 6. информационно­коммуникационные технологии 7. нравственная технология 8. здоровьесберегающие технологии 9. объяснительно – иллюстративные технологии 10. личностно­ориентированные технологии 11. инновационные технологии 12. технологии дифференциации и индивидуализации обучения 13. технология компенсирующего обучения Технология разноуровневого обучения   технология,   учитывающая   индивидуальные   особенности   каждого   ребёнка, создающая   комфортные   психолого­педагогические   условия   для   активной познавательной   деятельности   обучающихся,   развивающая   их   мышление, самостоятельность. Технология   разноуровневого   обучения  –   это   технология   организации   учебного процесса,   в   рамках   которой   предполагается   разный   уровень   усвоения   учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.  Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает   возможность   развивать   индивидуальные   способности   обучающихся,   более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или   разделов.   Чаще   всего   проверочные   разноуровневые   работы   проводятся   на контрольно ­ обобщающих уроках. Коррекционно­развивающие технологии содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и   формами   обучения,   что   дает   новый   эффект   в   совершенствовании   учебного процесса,   а   следовательно,   сама   учебная   деятельность   обучающихся,   их   знания приобретают новые качества. При   работе   в   классе   необходима   постоянная   востребованность   приобретенных навыков.  В   педагогической   практике   школы­интерната   любая   технология   с   коррекционной направленностью  становится одной  из  ведущих, только  надо  знать, где её можно рациональнее применить. При работе в классе  необходимо:   Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям.   Предотвращать наступление утомления.   В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей.   Во   время   работы   с   детьми   учитель   должен   проявлять   особый педагогический такт.   Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности. Технология проблемного обучения На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть   перед   детьми   такую   проблему,   которая   интересна   и   значима   для каждого.   Процесс   создания   мотивации   требует   от   педагога   особенного творческого   подхода,   нужно   всё   предвидеть   и   просчитать.   От   правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока. Метод проектов  Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя   из   интересов   обучающихся,   дающий   возможность   ученику проявить   самостоятельность   в   планировании,   организации   и   контроле своей учебно­познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее   решение,   если   практическая   ­   конкретный   результат,   готовый   к внедрению.   В   основе   метода   проектов   лежит   развитие   познавательных, творческих   интересов   обучающихся,   умений   самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся   ­   индивидуальную,   парную,   групповую,   которую   учащиеся выполняют   в   течение   определенного   отрезка   времени.   Этот   метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Игровые технологии Игровые   технологии   развивают   возможности   для   формирования   личности обучающихся,   которые   осуществляются   средствами   разумной   организации разносторонней     игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем     осуществления     специальных игровых программ,   имеющих     как     общеразвивающий,   так   и     специализированный характер.   Уроки   с   использованием   игровых   ситуаций,   делая   увлекательным   учебный процесс,   способствуют   появлению   активного   познавательного   интереса школьников.   На   таких   занятиях   складывается   особая   атмосфера,   где   есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы. Используют игровую деятельность в следующих случаях: В качестве части урока (при работе с терминами). Словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам). Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой ­ значения.  Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее? Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово  последним.  Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока,  например игра – путешествие. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала.  Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Информационно­коммуникационные технологии  Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт   возможность   улучшить   качество   обучения,   повысить   мотивацию   к получению   и   усвоению   новых   знаний   обучающимися   с   ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности,   мышления,   вербальной   памяти,   внимания,   бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.  ИКТ   оживляют   учебный   процесс   за   счёт   новизны,   реалистичности   и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаютсяпо разным каналам восприятия зрительным, а значит, лучше усваиваются и запоминаются   на   более   долгий   срок.   Одним   словом,   проводя   уроки   с использованием   данной   технологии,   можно   придерживаться   принципа: «Тебе   скажут   —   ты   забудешь.   Тебе   покажут   —   ты   запомнишь.   Ты сделаешь — ты поймёшь» ­ это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости   использования   информационных   технологий   в   учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями. Технология нравственного воспитания  способствует   становлению,   развитию   и   воспитанию   в   ребенке благородного   человека,   путем   раскрытия   его   личностных   качеств. Развитие и становление у обучающихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках следует воспитывать   правильное   отношение   обучающихся   к   сверстникам. Обучение «мастерству общения». На уроках применяйте презентации на нравственные   темы   для   иллюстрации   своего   рассказа,   так   как   они помогают   создать   разнообразные   зрительные   иллюстрации   и   звуковое сопровождение для нравственного развития обучающихся. Здоровьесберегающие технологии  цель которых ­ обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная   составная   часть   здоровьесберегающей   работы   учителя   –   это рациональная организация урока.  Сначала   устно   обсуждаем   новый   материал,   затем   основные   моменты записываются   учениками   в   тетрадь,   работаем   с   перфокартами, анализируем таблицы, схемы, используем тематические презентации, т.е. на уроке постоянно происходит смена деятельности  обучающихся. Для повышения   умственной   работоспособности   детей,   предупреждения преждевременного   наступления   утомления   и   снятия   у   них   мышечного статического   напряжения,   следует   проводить   физкультпаузы, эмоциональную   разрядку,   зарядку   для   глаз,   минутки   для   шутки, рефлексию,   строго   следите   за   соблюдением   обучающимися   правильной осанки.   Использование   здоровьесберегающих   технологий   обучения   в коррекционной   школе   позволяет   без   каких­либо   особых   материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Объяснительно–иллюстративные технологии  применяются   в   классно­урочной   системе   и   во       внеклассной   работе. Результатом их применения является экономия   времени, сохранение сил учителя и обучающихся, облегчение понимания сложных знаний. Личностно­ориентированные технологии направлены     на   организацию   учебно ­ воспитательного процесса     с учетом     индивидуальных   особенностей,   возможностей   и   способностей обучающихся.   Применение   данной   технологии   позволяет   формировать адаптивные,   чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.   социально­активные   черты   обучающихся,  Инновационные  технологии Чтобы   идти   в   ногу   со   временем,   обучающимся   с   ограниченными   возможностями здоровья   необходимо овладевать основами компьютерной грамотности.   Активно использовать   на   уроках   компьютерные   приложения,   которые   позволяют   делать учебный процесс более увлекательным и доступным.  В   учебно ­ воспитательном процессе  используют :       компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;   использование   мультимедиа   презентаций   на     уроках     и внеклассных мероприятиях;  тестовые технологии  (презентации);  аудиовизуальные  технологии;  компьютерные  тренажеры. Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация  учебного процесса,   активизация   самостоятельной   работы   обучающихся,   развитие   навыков самоконтроля,   развитие   познавательной   деятельности,   особенно   процессов мышления. На   учебных, коррекционно­развивающих    занятиях можно  применять технологии арттерапии (музыкотерапия,  фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия).        Данные   технологии   связаны   с   воздействием   разных   средств   искусства   на обучающихся,   они   позволяют     с   помощью   стимулирования   художественно­ творческих   проявлений     осуществить   коррекцию   нарушений   психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.  Технологии дифференциации и индивидуализации обучения Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации обучающихся в однородные группы.  Применение данной технологии  имеет следующие преимущества:  •  исключается уравниловка и усреднение детей;  •  повышается уровень мотивации учения в сильных группах;  •  в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;  •  создаются щадящие условия для слабых;   •     у   учителя   появляется   возможность   помогать   слабому,   уделять   внимание сильному;   •   отсутствие   в   классе   отстающих   позволяет   не   снижать   общий   уровень преподавания;•  появляется возможность более эффективно работать с трудными обучающимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;   •     повышается   уровень   Я­концепции   ученика:   сильные   утверждаются   в   своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно­воспитательной   работы   с   группой   учитель   взаимодействует   с   отдельными обучающимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.  Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях. Технологии компенсирующего обучения К   компенсирующим   элементам   (средствам)   реабилитационного   пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую   помощь,   обучение   элементам   саморегуляции   (учись   учиться,   учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми­сиротами, часто   простое   ласковое   прикосновение   успокаивает   ребенка   и   активизирует   его учебную деятельность.