Сообщение «Современные образовательные технологии для реализации адаптированной программы»
Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа
Взрослым
19.02.2017
современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках:
1. технология разноуровневого обучения
2. коррекционно - развивающие технологии
3. технология проблемного обучения
4. метод проектов
5. игровые технологии
6. информационно-коммуникационные технологии
7. нравственная технология
8. здоровьесберегающие технологии
9. объяснительно – иллюстративные технологии
10. личностно-ориентированные технологии
11. инновационные технологии
12. технологии дифференциации и индивидуализации обучения
13. технология компенсирующего обучения
современные технологии.docx
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области "Колушкинская специальная школаинтернат".
сл.Колушкино, Тарасовского района.
Сообщение на заседании
методического объединения
ноябрь 2016 год
на тему:
«Современные образовательные
технологии
для
реализации
адаптированной программы»
Подготовила учитель первой категории
Ярославцева Галина Ивановна При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются
особые коррекционно развивающие педагогические технологии, позволяющие
добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время
развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм
и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к
организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные
пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе
обучающихся и качества обучения.
Приоритетной целью образования при обучении разных детей, в том числе и детей с
ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов является формирование
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их
реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря учить
учиться. Учащийся – это "архитектор и строитель" образовательного процесса.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы
универсальных учебных действий (УУД). У обучающихся возрастает мотивация к
обучению, что позволяет им ориентироваться в различных предметных областях
познания.
Слайд
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных
блока:
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.
Слайд
Необходимо учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных
учебных действий (УУД) со следующими показателями:
состояние здоровья детей;
успеваемость по основным предметам;
уровень развития речи;
умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
стремление принимать и решать учебную задачу;
навыки общения со сверстниками;
умение контролировать свои действия на уроке.
При формировании у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
универсальных учебных действий нужно опираться на системно деятельностный
подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем –
обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Слово «технология»
происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин
«педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о
педагогическом искусстве, мастерстве.
Слайд
Можно выделить современные технологии, элементы которых возможно
применять на уроках:
1. технология разноуровневого обучения
2. коррекционно развивающие технологии
3. технология проблемного обучения
4. метод проектов
5. игровые технологии
6. информационнокоммуникационные технологии
7. нравственная технология
8. здоровьесберегающие технологии
9. объяснительно – иллюстративные технологии
10. личностноориентированные технологии
11. инновационные технологии
12. технологии дифференциации и индивидуализации обучения
13. технология компенсирующего обучения
Технология разноуровневого обучения
технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка,
создающая комфортные психологопедагогические условия для активной
познавательной деятельности обучающихся,
развивающая их мышление,
самостоятельность.
Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного
процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного
материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных
особенностей личности каждого обучающегося.
Цель данной технологии
состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и
имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике
дает возможность развивать индивидуальные способности обучающихся, более
осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем
или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы проводятся на
контрольно обобщающих уроках.
Коррекционноразвивающие технологии
содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами
и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного
процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания
приобретают новые качества.
При работе в классе необходима постоянная востребованность приобретенных
навыков.
В педагогической практике школыинтерната любая технология с коррекционной
направленностью становится одной из ведущих, только надо знать, где её можно
рациональнее применить.
При работе в классе необходимо:
Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предотвращать наступление утомления.
В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей.
Во время работы с детьми учитель должен проявлять особый
педагогический такт.
Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку,
развивать в нём веру в собственные силы и возможности.
Технология проблемного обучения
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо
выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для
каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного
творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно
поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Метод проектов
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс
исходя из интересов обучающихся, дающий возможность ученику
проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле
своей учебнопознавательной деятельности, результаты которой должны
быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное
ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к
внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных,
творческих интересов обучающихся,
умений самостоятельно
конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном
пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся
выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод
органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным
и исследовательским методом обучения.
Игровые технологии
Игровые технологии развивают возможности для формирования личности
обучающихся, которые осуществляются средствами разумной организации
разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом
психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых
программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный
характер.
Уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный
процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса
школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть
элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе:
её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от
ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в
свои силы.
Используют игровую деятельность в следующих случаях:
В качестве части урока (при работе с терминами).
Словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой значения.
Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?
Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово
последним.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока,
например игра – путешествие.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала.
Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Информационнокоммуникационные технологии
Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего,
даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к
получению и усвоению новых знаний обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех
компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной
деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный
словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и
динамичности изображения, использования анимированных изображений,
внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия зрительным, а значит, лучше усваиваются и
запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя уроки с
использованием данной технологии, можно придерживаться принципа:
«Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты
сделаешь — ты поймёшь» это утверждение лишний раз убеждает нас в
необходимости использования информационных технологий в учебном
процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Технология нравственного воспитания
способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке
благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств.
Развитие и становление у обучающихся гуманной позиции по отношению к
окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках следует
воспитывать правильное отношение обучающихся к сверстникам.
Обучение «мастерству общения». На уроках применяйте презентации на
нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они
помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое
сопровождение для нравственного развития обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии
цель которых обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это
рациональная организация урока.
Сначала устно обсуждаем новый материал, затем основные моменты
записываются учениками в тетрадь, работаем с перфокартами,
анализируем таблицы, схемы, используем тематические презентации, т.е.
на уроке постоянно происходит смена деятельности обучающихся. Для
повышения умственной работоспособности детей, предупреждения
преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного
статического напряжения,
следует проводить физкультпаузы,
эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки,
рефлексию, строго следите за соблюдением обучающимися правильной
осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в
коррекционной школе позволяет без какихлибо особых материальных
затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить
эффективность учебного процесса.
Объяснительно–иллюстративные технологии
применяются в классноурочной системе и во внеклассной работе.
Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил
учителя и обучающихся, облегчение понимания сложных знаний.
Личностноориентированные технологии направлены на организацию учебно воспитательного процесса с
учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей
обучающихся. Применение данной технологии позволяет формировать
адаптивные,
чувства
взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за
свой выбор.
социальноактивные черты обучающихся,
Инновационные технологии
Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Активно
использовать на уроках компьютерные приложения, которые позволяют делать
учебный процесс более увлекательным и доступным.
В учебно воспитательном процессе используют :
компьютерные игры как средство педагогической коммуникации
для реализации индивидуализированного обучения;
использование мультимедиа презентаций на
уроках
и
внеклассных мероприятиях;
тестовые технологии (презентации);
аудиовизуальные технологии;
компьютерные тренажеры.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного
процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков
самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов
мышления.
На учебных, коррекционноразвивающих занятиях можно применять технологии
арттерапии (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия
, оригамитерапия).
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на
обучающихся, они позволяют
с помощью стимулирования художественно
творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических,
психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения
Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих
различные способности и проблемы, путем организации обучающихся в однородные
группы.
Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
• исключается уравниловка и усреднение детей;
• повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
• в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
• создаются щадящие условия для слабых;
• у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание
сильному;
• отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень
преподавания; • появляется возможность более эффективно работать с трудными обучающимися,
плохо адаптирующимися к общественным нормам;
• повышается уровень Яконцепции ученика: сильные утверждаются в своих
способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от
комплекса неполноценности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе
учебновоспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными
обучающимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих
технологиях.
Технологии компенсирующего обучения
К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства
относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное
тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким,
какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие,
необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись
владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьмисиротами,
часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его
учебную деятельность.
Сообщение «Современные образовательные технологии для реализации адаптированной программы»
Сообщение «Современные образовательные технологии для реализации адаптированной программы»
Сообщение «Современные образовательные технологии для реализации адаптированной программы»
Сообщение «Современные образовательные технологии для реализации адаптированной программы»
Сообщение «Современные образовательные технологии для реализации адаптированной программы»
Сообщение «Современные образовательные технологии для реализации адаптированной программы»
Сообщение «Современные образовательные технологии для реализации адаптированной программы»
Сообщение «Современные образовательные технологии для реализации адаптированной программы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.