Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и предстаёт как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребностей, а также эмоциональных отношений любви привязанности и т.д. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и детском саду.
Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Педагогам и родителям следует, заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе. Экологическое воспитание является составной частью экологического образования, как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры
Сообщение "Значение наблюдений в экологическом образовании детей
старшего дошкольного возраста"
Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого
человека и предстаёт как сознательные, избирательные его связи с различными
природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребностей, а также
эмоциональных отношений любви привязанности и т.д. Условием такого обучения и
воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственноэкологической
деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между
природой и человеком. Экологическое воспитание следует начинать с раннего
детства в семье и детском саду.
Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и
поведения, гармоничного с природой. Педагогам и родителям следует, заложить
фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное
отношение к природе. Экологическое воспитание является составной частью
экологического образования, как разностороннее взаимодействие детей – активных
субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате
такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка,
то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации,
формирование человека как носителя экологической культуры [3,28].
Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания
На формирование
экологически ответственной,
экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
творческой личности.
Экологическое сознание выполняет важные функции:
просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду
обитания человека и как эстетическое совершенство; подрастающему поколению
внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях
сохранения природы, предотвращения опасного и необратимого нарушения
экологического равновесия.Воспитательная функция экологического сознания проявляется в
формировании у детей старшего дошкольного возраста нравственного и
эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично
сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира.
Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей
умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в
природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия
являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести
для пользы природы [3,31].
Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей,
поможет детям старшего дошкольного возраста усваивать правила и нормы
поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями
каждого дошкольника. В настоящее время необходимо говорить о формировании
экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества
личности. Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова и др. сформулировали положения о
экологической культуре как
самоценности экологического воспитания;
новообразовании в личности, развивающемся на основе ее интеллектуальной,
эмоциональночувственной и деятельностной сфер и выражающейся в системе
отношений ребенка к природе, людям и самому себе [3,35].
В детском саду закладываются основы экологической культуры. Старший
дошкольный возраст – этап формирования основ нравственноэкологической позиции
личности, проявления которой имеют свою специфику и на трех условно выделенных
«ступенях роста» данного возрастного периода. Дети старшего дошкольного возраста
проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать
отправной точкой в воспитании экологической культуры.
Дети старшего дошкольного возраста приобретают экологически ориентированный
личный опыт за счет: наблюдения различных состояний окружающей среды,
сопровождающихся разъяснениями педагога; первоначальных оценок деятельностилюдей (на уровне хорошо – плохо); выполнения предложенных воспитателем правил
поведения; общения с представителями животного и растительного мира и
эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и
творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках и т.д.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация
взаимосвязанной нравственноэкологической деятельности детей старшего
дошкольного возраста, направленной на изучение и улучшение отношений между
природой и человеком. Экологическая культура рассматривается учеными как
культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и
потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.
Таким образом, проблема экологического воспитания существовала, и будет
существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое
воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы
человечества. Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок получает основы
систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его
характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено чтото
существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Детский сад как центральная система экологического воспитания дошкольников
должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы
природоохранной деятельности детей различного возраста и формировании у них
ответственного отношения к природе.