«Сопричастный всему живому»
Внеурочное занятие-игра
(6 класс)
Оборудование: портрет В.П.Астафьева, дидактический материал (фрагменты произведений писателя), иллюстрации к произведениям Астафьева, ИКТ.
Цели занятия:
- продолжить знакомить учащихся с произведениями В.П.Астафьева, развивать у детей интерес к творчеству писателя;
- воспитывать духовно-нравственную культуру и патриотические чувства обучающихся;
- пробуждать чувства удивления, восхищения перед астафьевским художественным словом;
- развивать творческие способности детей.
Сценарий мероприятия
Учитель. «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Всё ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собою? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?»
Так спрашивал самого себя В.П. Астафьев в статье «Сопричастный всему живому».
Дорогие ребята, мы отправляемся в увлекательное путешествие, посвященное жизни и творчеству В.П.Астафьева.
Путешествие на родину писателя
«Собери пазл». Расскажите, что изображено на фотографиях?
Учащиеся рассказывают об Овсянке, о доме В.П.Астафьева, о памятнике «Царь-рыба
Учитель. Овсянка для В.П.Астафьева всегда была любимой до боли: "Впереди открывается простор, от которого и по сей день у меня заходится сердце, хочется мне сидеть и сидеть на вершине утёса, смотреть и плакать. Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь - леса, горы, перевал, и главное - вот эта, притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты, такая сиротливая, такая смирная, такая заброшенная, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней".
Здесь, «в притиснутой к Енисею деревеньке», как-то по-особому воспринимаются слова писателя: «…радость кратка, проходяща, часто обманчива, печаль вечна, благотворна, неизменна».
Задание 2. Знаете ли вы произведения В.П.Астафьева?
По рисункам и иллюстрациям определите произведения В.П. Астафьева. Напишите их названия
В помощь: приложение «Произведения
В.П.Астафьева» https://disk.yandex.ru/d/Sxgn5hqmBxoJrg
(«Падение листа»)
(Родные берёзы)
(«Капалуха»)
(«Яшка-лось»)
Задание 3.
Мир цветов
Эти цветы встречаются в произведениях В.П.Астафьева. Напишите названия цветка и произведение.
В помощь: приложение «Произведения В.П.Астафьева» https://disk.yandex.ru/d/Sxgn5hqmBxoJrg
( Купальница-цветок, жарок. Повесть «Последний поклон»)
(Саранка, лилия. Повествование «Царь-рыба»)
(Стародубы. Повесть «Стародум»)
ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОК АСТАФЬЕВА
Показываю учащимся открытку, привезённую из Овсянки:
Учитель. «Обычно стародуб расцветает сразу после подснежника. Быть может, ещё и поэтому Виктор Петрович Астафьев, родившийся первого мая, был всю жизнь так привязан к этому скромному жёлтому лесному цветку?
Именем этого цветка писатель назвал одну из своих ранних повестей, цветок стародуб был изображён на его экслибрисе, его же он часто рисовал рядом с автографами на подаренных книгах. В чём была для Астафьева волшебная, притягательная сила этого цветка?
Вот что можно прочесть в его собственных комментариях к повести "Стародуб": "По всей Сибири... растёт цветок стародуб. Во многих российских областях и славянских странах его называют горицветом. В ботанических книгах и лекарственных справочниках у этого цветка древнее, красивое название греческого звучания - адонис. С древности этот цветок используется как сердечное лекарство". (Из статьи Эдуарда Русакова http://www.krasrab.com/archive/2009/05/06/07/view_article)
Задание 4.
«Третье лишнее»
Эти животные встречаются в произведениях В.П.Астафьева
Напишите названия произведений и найдите «третье лишнее». Аргументируйте свой ответ.
(«Капалуха») («Конь с розовой гривой»)
(«Яшка-лось»)
Из ответов учащихся:
«третье лишнее» - «Капалуха», потому что в этом рассказе конец хороший:
«третье лишнее» - «Конь с розовой гривой», так как стриж - не главный герой произведения, а на остальных рисунках изображены главные герои.
Задание 5
В мире художественного слова Астафьева
1. Вставьте подходящее по смыслу сравнение, выраженное именем существительным в форме творительного падежа («творительный сравнения»)
«Я подставил руку. Словно учуяв тепло,
лист зареял надо мной и (…) опустился на ладонь. Растопорщенный зубцами,
взъерошенный стерженьком, холодящий кожу почти невесомой плотью, лист все еще
боролся за себя, освежая воздух едва уловимой горечью, последней каплей сока,
растворенной в его недрах».
Учащиеся
предлагают свои варианты: парашютиком, зонтиком.
Авторское сравнение: недоверчивой бабочкой. Как вы понимаете смысл этого сравнения? Почему недоверчивой? (размышления детей: лист словно боится неизвестности, его страшит могильная темь земли, этим сравнением автор подчёркивает хрупкую красоту мира, её ранимость; бабочка – хрупкое, ранимое существо, как и этот листочек)
2. Вставьте подходящее по смыслу олицетворение, выраженное глаголом.
Я склоняюсь к древнему полю, вдыхающему пламя безмолвных зарниц. Мне чудится, что я слышу, как (…) с землею колосья. И, кажется, я даже слышу, как зреют они. А небо, тревожась и мучаясь, бредит миром и хлебом.
Зарницы. Зарницы. Зарницы.
Учащиеся предлагают варианты: разговаривают, говорят, шепчутся.
Авторское олицетворение: шепчутся (размышления детей: душа автора сливается с миром природы; природа живая, она имеет душу; автор чувствует гармонию в мире природы; олицетворение шепчутся передаёт живую связь в мире природы, это как разговор очень близких людей, разговор тихий, негромкий…)
Задание 6
Крылатые выражения
«Продолжите предложение»
1. «Хорошо, когда сам умеешь…»
Дети предлагают: читать, учиться, любить, прощать и т.д.
Афоризм В.П.Астафьева: «Хорошо, когда сам умеешь летать!»
2. «Я пришёл в мир…»
(дети: удивительный, прекрасный, несправедливый, мир цивилизации…)
И слова Виктора Петровича Астафьева, слова прощания с земной жизнью, с людьми:
"Я пришёл в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного.
Мне нечего сказать вам на прощанье".
Сколько боли, страдания в этих словах! Появляется возможность поговорить с детьми о сложном соотнесении добра и зла, о живой и усталой душе…
7. Мудрые мысли В.П.Астафьева
Предварительно: дети должны были найти крылатые изречения в произведениях Астафьева
https://disk.yandex.ru/i/4JsMTZYp1ZxQZg
· «Велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное».
· «Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине...»
· «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте её…»
· «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».
· «Хорошо, когда сам умеешь летать!»
· «Как прекрасно устроен человек! Какой великий дар ему дан – Память».
· « …общение с природой, труд во имя неё есть древняя, неизменная, самая, может быть, надёжная радость в жизни человека»
· «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души».
· «Память войны! Счастлив, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать ее никогда, не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье».
· «Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей».
Учитель. «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом. Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжёлые свои дни и годы.
И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу…» (В. Астафьев).
В наше время, когда легко можно заблудиться в кромешной тьме безверия, как важно иметь в жизни духовные ориентиры. В.П.Астафьев своими художественными творениями активно вмешивается в наше сегодня и завтра, восстанавливает в памяти прошлое. Его живая душа с нами…
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.