"Сопричастный всему живому" (В.П.Астафьев)

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 23.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Увлекательное путешествие, посвященное жизни и творчеству В.П.Астафьева.
Иконка файла материала Селезнева_Сопричастный всему живому.docx

«Сопричастный всему живому»

Внеурочное занятие-игра

(6 класс)

 

Оборудование: портрет В.П.Астафьева,  дидактический материал (фрагменты произведений писателя), иллюстрации к произведениям Астафьева, ИКТ.

Цели занятия:

-        продолжить знакомить учащихся с произведениями В.П.Астафьева, развивать у детей интерес к творчеству писателя;

-        воспитывать духовно-нравственную культуру и патриотические чувства обучающихся;

-        пробуждать чувства удивления, восхищения перед астафьевским художественным словом;

-        развивать творческие способности детей.

 

Предварительно проведены следующие мероприятия (в рамках Астафьевских дней):

-        уроки внеклассного чтения по произведениям В.П.Астафьева;

-        конкурс рисунков;

-        просмотр и обсуждение видео о жизни и творчестве В.П.Астафьева;

-        заочная экскурсия в Музейный комплекс В.П. Астафьева в Овсянке.

 

 

 

Сценарий мероприятия

Учитель. «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Всё ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собою? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?»

Так спрашивал самого себя В.П. Астафьев в статье «Сопричастный всему живому».

Дорогие ребята, мы отправляемся в увлекательное путешествие, посвященное жизни и творчеству В.П.Астафьева.

 

 

 

Задание 1

Путешествие на родину писателя

«Собери пазл». Расскажите, что изображено на фотографиях?

(Дети выполняли задания в группах)

 

 

Учащиеся рассказывают об Овсянке, о доме В.П.Астафьева, о памятнике  «Царь-рыба

Учитель. Овсянка для В.П.Астафьева  всегда была любимой до боли: "Впереди открывается простор, от которого и по сей день у меня заходится сердце, хочется мне сидеть и сидеть на вершине утёса, смотреть и плакать. Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь - леса, горы, перевал, и главное - вот эта, притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты, такая сиротливая, такая смирная, такая заброшенная, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней".

Здесь, «в притиснутой к Енисею деревеньке», как-то по-особому воспринимаются слова писателя: «…радость кратка, проходяща, часто обманчива, печаль вечна, благотворна, неизменна».

Задание 2.  Знаете ли вы произведения В.П.Астафьева?

По рисункам и иллюстрациям определите произведения В.П. Астафьева. Напишите их  названия

459598c64931d24835c2d1dbf901fb0cВ помощь: приложение «Произведения В.П.Астафьева» https://disk.yandex.ru/d/Sxgn5hqmBxoJrg

100_2246

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(«Падение листа»)

          (Родные берёзы)

 

                                     («Капалуха»)

(«Яшка-лось»)

Задание 3.

 Мир цветов

Эти цветы встречаются в произведениях В.П.Астафьева. Напишите названия цветка и произведение.

В помощь: приложение «Произведения В.П.Астафьева» https://disk.yandex.ru/d/Sxgn5hqmBxoJrg

( Купальница-цветок, жарок. Повесть «Последний поклон»)

 

(Саранка, лилия. Повествование «Царь-рыба»)

(Стародубы. Повесть «Стародум»)

ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОК АСТАФЬЕВА

Показываю учащимся открытку, привезённую из Овсянки:

Учитель.  «Обычно стародуб расцветает сразу после подснежника. Быть может, ещё и поэтому Виктор Петрович Астафьев, родившийся первого мая, был всю жизнь так привязан к этому скромному жёлтому лесному цветку?

Именем этого цветка писатель назвал одну из своих ранних повестей, цветок стародуб был изображён на его экслибрисе, его же он часто рисовал рядом с автографами на подаренных книгах. В чём была для Астафьева волшебная, притягательная сила этого цветка?

Вот что можно прочесть в его собственных комментариях к повести "Стародуб": "По всей Сибири... растёт цветок стародуб. Во многих российских областях и славянских странах его называют горицветом. В ботанических книгах и лекарственных справочниках у этого цветка древнее, красивое название греческого звучания - адонис. С древности этот цветок используется как сердечное лекарство". (Из статьи Эдуарда Русакова http://www.krasrab.com/archive/2009/05/06/07/view_article)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

 «Третье лишнее»

Эти животные встречаются в произведениях В.П.Астафьева

Напишите названия произведений и найдите  «третье лишнее».  Аргументируйте свой ответ.

 

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7064/20201229152453/OEBPS/objects/t_litr_6_37_7/5d70ae38916c29881880ba6c.jpg

(«Капалуха»)                                                                                                    («Конь с розовой гривой»)

 

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RktXUW_8V0KRX82uHmNwf9KaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

(«Яшка-лось»)

 

Из ответов учащихся:

«третье лишнее» - «Капалуха», потому  что в этом рассказе конец хороший:

«третье лишнее» - «Конь с розовой гривой», так как стриж  - не главный герой произведения, а на остальных рисунках изображены главные герои.

 

 

 

 

Задание 5

В мире художественного слова  Астафьева

1. Вставьте подходящее по смыслу сравнение, выраженное именем существительным в форме творительного падежа («творительный сравнения»)

 «Я подставил руку. Словно учуяв тепло, лист зареял надо мной и (…) опустился на ладонь. Растопорщенный зубцами, взъерошенный стерженьком, холодящий кожу почти невесомой плотью, лист все еще боролся за себя, освежая воздух едва уловимой горечью, последней каплей сока, растворенной в его недрах».
Учащиеся предлагают свои варианты: парашютиком, зонтиком.

Авторское сравнение: недоверчивой бабочкой. Как вы понимаете смысл этого сравнения? Почему недоверчивой? (размышления детей: лист словно боится неизвестности, его страшит могильная темь земли, этим сравнением автор подчёркивает хрупкую красоту мира, её ранимость; бабочка – хрупкое, ранимое существо, как и этот листочек)

 

2. Вставьте подходящее по смыслу олицетворение, выраженное глаголом.

Я склоняюсь к древнему полю, вдыхающему пламя безмолвных зарниц. Мне чудится, что я слышу, как (…) с землею колосья. И, кажется, я даже слышу, как зреют они. А небо, тревожась и мучаясь, бредит миром и хлебом.

Зарницы. Зарницы. Зарницы.

Учащиеся предлагают варианты: разговаривают, говорят, шепчутся.

Авторское олицетворение: шепчутся (размышления детей: душа автора сливается с миром природы; природа живая, она имеет душу; автор чувствует гармонию в мире природы; олицетворение шепчутся передаёт живую связь в мире природы, это как разговор очень близких людей, разговор тихий, негромкий…)

 

Задание 6

 Крылатые выражения

«Продолжите предложение»

1.      «Хорошо, когда сам умеешь…»

Дети предлагают: читать, учиться, любить, прощать и т.д.

              Афоризм В.П.Астафьева:  «Хорошо, когда сам умеешь летать!»

2.      «Я пришёл в мир…»

(дети: удивительный, прекрасный, несправедливый, мир цивилизации…)

И слова Виктора  Петровича Астафьева, слова прощания с земной жизнью, с людьми:

"Я пришёл в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного.

Мне нечего сказать вам на прощанье".

Сколько боли, страдания в этих словах! Появляется возможность поговорить с детьми о сложном соотнесении  добра и зла, о живой и усталой душе…

 

7. Мудрые мысли В.П.Астафьева

Предварительно:  дети должны были найти крылатые изречения в произведениях Астафьева

https://disk.yandex.ru/i/4JsMTZYp1ZxQZg

·         «Велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное». 

·         «Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине...»

·         «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте её…»

·         «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».

·          «Хорошо, когда сам умеешь летать!»                                

·         «Как прекрасно устроен человек! Какой великий дар ему дан – Память».                   

·         « …общение с природой, труд во имя неё есть древняя, неизменная, самая, может быть, надёжная радость в жизни человека»

·         «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души».

·         «Память войны! Счастлив, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать ее никогда, не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье».

·         «Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей».

 

Учитель. «Память  моя, память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом. Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжёлые свои дни и годы.

И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу…» (В. Астафьев).          

       В наше время, когда легко можно заблудиться в кромешной тьме безверия, как важно иметь в жизни духовные ориентиры. В.П.Астафьев своими художественными творениями активно вмешивается в наше сегодня и завтра, восстанавливает в памяти прошлое. Его живая душа с нами…

 


 

Скачано с www.znanio.ru