Тема : Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодолении
ЯВЛЕНИЕ «СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЮ»
Еще А.С. Макаренко, удрученный трудностями и противоречиями, видимым отсутствием всяких закономерностей воспитания, несовершенством м подготовки к нему начинающих педагогов, сетовал на то, что в технических вузах студенты изучают «Сопротивление материалов», а будущие педагоги ни в каком виде не постигают даже азов неотъемлемой реальности педагогического процесса, которую можно было бы назвать «сопротивлением воспитанию». Увы,| до сих пор такого учебного предмета нет.
Что же это за явление такое? Как его видят все участники воспитательного процесса — учителя, родители, сами воспитанники?
«Нежелание быть таким, каким мы пытаемся его сделать, — размышляет заместитель директора икшинской школы Т.П. Генерозова, — это вполне естественное поведение, поскольку оценка той или иной ситуации у воспитателя и воспитуемого базируется на той системе взглядов, которая сформировалась у них в силу разных внешних условий или в силу психологических особенностей каждого индивидуума. Поэтому воспитуемый не может понять и принять ту модель, которую навязывает воспитатель. В практике современной школы усилилось «сопротивление воспитанию». Изменились условия. В системе воспитания в прошлые времена процесс познания мира не имел такого разрыва между воспитателем и воспитуемым. Конфликт между поколениями принимает обострение в той ситуации, когда разрушаются моральные ценности, созданные веками».
А родители? Их возможный внутренний монолог по этому поводу прекрасно передал В. Леви: «...неблагодарный, не знает цены ни деньгам, ни времени, ни здоровью, а потеряв игрушку или пятиминутное развлечение, приходит в отчаяние. Глупый маленький эгоцентрик. Не знает и не желает знать, что почем и как оно все дается, не хочет думать, не понимает твоей любви и страданий, мешает тебе управлять им ради его же блага, безумный слепец, сопротивляющийся поводырю!».
Ну а сами воспитанники? Они сопротивляются воспитанию как неосознанно, спонтанно, так и сознательно, порой зло и неистово. Приведем примеры.
«В меня как будто какой-то бес вселился: знаю, что неправа, а делаю наоборот».
«Когда меня мама «пилит», я про себя пою или считаю. Подумаешь, всего до 98 самое большее досчитываю — вытерпеть можно».
«Когда «Химоза» орет и доходит до белого каления, мне почему-то хочется улыбаться, смеяться и даже плясать от радости».
Девятиклассница — классной руководительнице: «Да вы не расстраивайтесь, Л.И., моя мамаша ведь с «большим приветиком», а я уже давно это поняла и на нее не реагирую — пусть бесится». - «Мы не любим классные часы за то, что Н.П долго и нудно объясняет нам то, что всем уже давно и хорошо понятно. Лучше, когда их не бывает»
Сопротивление воспитанию — это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса (от единичных воспитательных воздействий до всей воспитательной системы в целом). При этом выражено оно может быть в скрытых или открытых проявлениях через различные формы — словесные, эмоционально-волевые и поведенческие (т.е. в основе их система отношений к окружающему миру).
СОПУТСТВУЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯ
Педагогами, психологами, психоневрологами изучены и описаны в литературе явления, сопутствующие непродуктивности воспитательного процесса. Назовем здесь некоторые из них.
Инфантилизм — сохранение у подростков-школьников некоторых черт психики, особенностей поведения, свойственных детству. Инфантилизм отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы, вот они и скачут по школьным коридорам «молоденькими козликами»; кукарекают, плюются шариками из трубочек, хихикают не по делу, подтрунивают над одноклассниками... во время урока; резвятся в общественных местах и транспорте.
Близка к инфантилизму и такая форма психической защиты, как регрессия поведения, выражающаяся в возвращении к более примитивному, нередко детскому типу поведения: грызет ногти, сосет палец, не может сосредоточиться более 5—10 минут, теребит что-то у себя или соседа по парте, убегает от препятствий, боится (уколов, темноты, опроса у доски...).
Эффект «ореола» — восприятие людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда влияние на всех оказывает первичная информация. В класс пришел новенький — «крутой и независимый, сразу обратил на себя внимание неординарными поступками, одарил всех подарочками» — вот уже авторитет. Кукарекает и шкодит на уроках учителя, которого все боятся, — вот все смеются и... уважают.
Эффект «Мы» и «Они» — бессознательная консолидация с определенной социальной общностью и отделение себя от другой. Весьма распространен в школе: между учащиеся и учителями, между различными группировками в классе, между неунывающими «середнячками» и «ботанами», повзрослевшими девочками и недотепами - синими чулками», между школьными и уличными компаниями, между «любимчиками» и «нелюбимчиками» учителей
Эффект «быть как все» (и его антипод «не быть как все»), объясняющий, почему подростки неосознанно или сознательно меняют свой имидж: в одежде, в манере поведения, в жаргоне или сленге, в стиле и тоне общения учителями и сверстниками, в престижности и непрестижности быть хорошим учеником (готовить вовремя домашнее задание или списывать; поднимать руку на уроке, если знаешь ответ; осуждать ли товарища за проступок, если его осуждает учитель) и т.д. Нередко это все принимает вызывающе-демонстративную форму.
Конформность — подверженность групповому влиянию, Проявляющаяся в усвоении групповых норм, ценностей, принятии позиции большинства, первоначально не разделявшейся, некритичность. На бессознательном уровне конформизм усиливается в стрессовых ситуациях, в момент «возникновения паники»: «все побежали — и я побежал», «все ломали — и я ломал», «все курят — и я»...
Возможны и активные формы проявления. Например, «психическая атака», которая рассчитана на устрашение, подавление воли, морально-психического состояния «противостоящего» путем тотального воздействия на его психику. Вот и запугивают отличников-«ботаников», слабых, «любимчиков». Вот и терроризируют неугодных, инакомыслящих и иначе действующих, дерутся «двор на двор», создают различные неформальные объединения и группировки.
В последнее время появилось явление, названное психологами и медиками «синдром хронической усталости». Причина его в заданности интенсивных явлений и событий растущего человека, в перегрузке школьников школьными и дополнительными занятиями, в нерешенности социально-бытовых проблем жизни, нарушенных отношениях со сверстниками и взрослыми.
И наконец, так хорошо известные в школьной практике варианты сопротивления воспитанию, названные психологами и психиатрами как синдром посттравматического стресса совокупность признаков негативных последствий стрессогенных факторов: возбудимость и раздражительность, безудержный тип реагирования на внезапные раздражители, фиксация на обстоятельствах травмирующего события, уход от реальности (в бесплодные мечтания, в дурные компании, в употребление нервно-стимулирующих средств), предрасположенность к неуравновешенности, агрессивным реакциям (грубость, дерзость, драчливость...), возможность перехода к замкнутому образу жизни.
ДИДАКТОГЕНИЯ И ЕЁ МЕХАНИЗМЫ
В психологии назван и описан один из вариантов сопротивления воспитанию — дидактогения. Это возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащегося (угнетенное состояние — страх, фрустрация — представление о трудности, нерешаемости проблем обучения и воспитания), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагога, отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащихся, на их настроении и мироощущении.
Мы склонны рассматривать явление не только применительно к обучению (дидактике), но и более широко — ко всему воспитанию в широком смысле этого слова. Сопротивление воспитанию может выступать и как защитная реакция воспитанника на негативные условия жизни и воспитания, и как следствие отклонений в физическом и психическом развитии школьника, и как последствие нарушенных отношений с окружающими сверстниками и взрослыми, и как неприятие жизненной позиции окружающих людей (родителей, педагогов, ближайшего бытового окружения, сверстников, отдельных социальных групп, общества в целом), и как реакция на неадекватные средства, методы и приемы воспитания, и как протест против авторитарного давления на личность в жизни вообще и в воспитании в частности, и как защитная реакция на обиды, унижения, оскорбления... «В некоторых случаях, когда ребенок пытается реализовать свой потенциал, внешние силы работают против него».
В таких случаях «сопротивление воспитанию» выступает как способ самоутверждения, самосохранения и как средство самозащиты.
Механизмы самозащиты (психические) — бессознательные способы избегания конфликтов в случае, когда они ущемляют «Я» личности, оказывают негативное воздействие на психику. 3. Фрейдом и затем его последователями описаны различные формы защитных механизмов.
Подавление или репрессия, — механизм сихической самозащиты, проявляющийся в устранении из сферы сознания источника угрозы, от которой надо защитить себя. «Ничего не вижу, ничего не слышу — поэтому мне не страшно». Бессознательное «незамечание» явлений, ведущих к нравственным перегрузкам, психическим расстройствам. Механизм узнается так: ребенок не говорит о проблеме вообще.
Отрицание — механизм психической самозащиты, проявляющийся в попытке непринятия источника угрозы как реального события, фантазирование, «вижу то, что хочу увидеть». Узнается: ребенок фантазирует, придумывает «сказку с хорошим концом».
Рационализация — механизм психической самозащиты, проявляющийся в попытке построения приемлемых (моральных, логических) оснований для неприемлемых мыслей, поступков, чувств. Узнается: в речи проблема и все связанное с ней подчеркивается, подводится множество оправданий, основанных на «правилах, морали, традиции».
Инверсия (дословно — оборачивание, переворот) - механизм психической самозащиты, проявляющийся в попытке подменить источник угрозы противоположным. Например, подросток часто говорит: «В отличие от других, я совершенно не интересуюсь противоположным полом» (читай: «мне, как и всем, трудно сдерживать себя, чтобы постоянно не думать о противоположном поле»).
Проекция (синоним — перенос) — механизм психической самозащиты, проявляющийся в бессознательном стремлении переложить собственные нежелательные черты, мысли, поступки на другой объект (чаще — на другого человека). Узнается: проектирующий активно негодует по поводу «отрицательных» проявлений другого, берется помочь другому их исправить.
Изоляция — механизм психической самозащиты, проявляющийся в отдалении части собственного «Я» от остальной сферы сознания. «Иногда как будто черт в меня вселяется, и тогда я сбегаю с уроков».
Регрессия (суть — снижение способа реагирования) — механизм психической самозащиты, проявляющийся в том, что человек на сложную ситуацию реагирует способом, которым он реагировал в детстве (грызет ногти, изображает из себя малыша, чрезмерно много ест, дерется и т.п.) или с помощью дополнительных средств, приносящих удовольствие телу (алкоголь, курение, неумеренный секс, быстрая езда на автомобиле и т.п.).
Сублимация — механизм психической самозащиты, проявляющийся в перенесении энергии тревоги в энергию созидания: творчества, учебы, профессии и т.п.
Сопротивление воспитанию, как это хорошо известно педагогам-практикам, может быть не только индивидуальным, но и групповым, когда в группу объединяются «единомышленники» сопротивления отдельным воспитательным воздействиям, некоторым педагогам, школьной системе в целом и т.д. Возможно и фронтальное противостояние всего класса действиям классного руководителя, отдельных учителей, администрации, педагогическому |коллективу — тогда возникает и развивается конфликт, требующий своего разрешения. В знак протеста на несправедливость учителя всем классом ушли с урока; заступившись за обиженного товарища, объявили бойкот классному руководителю; на попытку педагога выявить совершившего безнравственный поступок отвечают всеобщим покрывательством и заступничеством...
ПРИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЮ
Как видим, сопротивление воспитанию многолико, вариантов его проявления — масса, а объяснение этого одно — многообразие причин, держащих в его основе. Каковы же они?
Если смотреть на причины возникновения сопротивлению воспитателю в широком плане, то надо анализировать их в той же логике, делая акцент на несоблюдение условий для полноценного развития личности ребенка, ^подростка... Эти негативные условия возникают под влиянием групп причин разного уровня, накладываясь одна на другую и образуя в каждом конкретном случае воспитания свою собственную сложную совокупную причину сопротивления воспитанию, включающую в себя:
Ø глобальные, мировые причины;
Ø социальные (экономические, политические, культурологические...; современные реалии детства);
Ø психофизиологические (здоровье, состояние развития, забегание вперед или отставание в развитии);
Ø педагогические (как условия воспитания, психолого-педагогическая ситуация развития).
Школьному педагогу, принимающему эстафету развития и воспитания ребенка, необходимо вдумчиво оценить понять всю историю и логику предыдущего развития, чтобы вести ее дальше. Оценить нестандартно, нетрафаретно, творчески. Это прекрасно описано у В. Леви: «Детство — время бессознательных обобщений. Отрицательное отношение к еде легко переходит в отрицательное отношение к людям. Представим себе хоть на минутку, что весь мир стал Заставляющим, Навязывающим, Принуждающим... Ежедневная необходимость сопротивляться... Сдаваться, притворяться сдающимся... Имейте в виду: своим каждодневным насилием вы подавляете у ребенка способность наслаждаться жизнью, радоваться...»
«Плачевнее всего обстоят дела как раз там, где детьми «занимаются» и где вместо живого общения появляются «системы», «концепции», «формирование» и тому подобные чудовища... легион детоцентричных мам, пап, бабушек и иже с ними: «...разве не в детях, в конце концов, наше счастье и смысл нашей жизни?...» Легион эгоцентричных детей: «А вот и не надо. Не надо делать из нас смысл вашей жизни, это мешает нам искать смысл нашей. Не надо делать из нас свое счастье — это невыносимо, счастье прямой наводкой»
Объяснимы симптомы сопротивления, выраженные в сочинениях детей на тему «Если бы я был взрослым»: «Я бы везде и всюду ходил только в кедах; после супа выпивал бы два компота и ходил по улице, пятясь назад»; «Сидя на стуле, болтал бы ногами и не вытирал их о коврик перед дверью»; «Я гладил бы каждую кошку и очень громко свистел, чтобы все вздрагивали и оборачивались»... Другая сторона медали — навешивание ярлыков, раздача оценок, «диагностические штампы» типа: «Горюшко ты мое, наказание»; «Девочка, а какой сорванец!»; «Ну что ты, девчонка что ли, нюни распустил?»; «Ну ты и врун! Прекрати выдумывать!»; «Как я сказал(а), так и будет! Не спорь со старшими!»; «Другие дети как дети, а ты!»...
В зависимости от степени напряжения воли и интеллектуальной работы, необходимой для их преодоления, критические ситуации подразделяются на четыре вида:
Стресс (англ. «напряжение») — общая реакция организма на ситуацию, требующую перестройки, адаптации, которая переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением контроля, приспособления к окружающему.
Фрустрация (лат. «обман, тщеславное ожидание, расстройство») — состояние, вызванное двумя моментами: наличием сильной мотивации достичь цели и преграды, препятствующие этому достижению: физические (ограничение свободы), биологические (болезнь), психологические (страх, застенчивость, нехватка знаний и умений), моральные (нормы, правила поведения, запреты). Следствие — от небольшой дезорганизации до полной потери терпения и надежды.
Конфликт (лат. «столкновение») — ситуация выбора, которую личность не может разрешить, не может найти компромиссного решения, в результате чего поведение и сознание человека (школьника) дезорганизуется.
|Кризис (греч. «решение, поворотный пункт») — состояние, порождаемое вставшей перед личностью проблемой, от которой она не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами (тяжелая болезнь, переход в другие условия существования, изменение внешности, кризисные явления возраста и т.п.).
Здесь же необходимо сказать о последствиях сопротивления воспитанию, с которыми нередко встречается школьный педагог в практике воспитания. Мы выделим их четыре основные группы.
Усугубление нервно-психических заболеваний, для которых недостатки воспитания и описанные выше критические состояния являются психогенными факторами: эпилепсия, шизофрения, различные неврозы и неврастении (страхи, навязчивые состояния, навязчивые движения, онанизм, ночное недержание мочи, логофобия, мутизм, сурдомутизм, заикание и др.), психогенные шоковые реакции, различные психопатии (тормозимая, шизоидная, возбудимая и т.д.), минимальная мозговая дисфункция и др. Мы не станем здесь описывать их, ибо это дело медиков-специалистов.
Особые психические состояния:
аутизм (чрезмерная самоуглубленность, отчуждение),
стрессовое состояние (общее возбуждение, напряжение),
апатия (потеря интереса, безразличие к окружающему),
навязчивые психические состояния (тягостные мысли, страхи, тяжелые воспоминания), различного рода страхи (тревожность, боязнь),
аффилиация (актуализация потребности в эмпатии, общении, дружбе, сотрудничестве),
эйфория (беспечное, радостное, блаженное состояние, не соответствующее положению человека),
депрессия (подавленность, состояние безысходности, общая пассивность),
циклотимия (периодическая смена возбуждения и депрессии),
аффект (бурное, трудно сдерживаемое эмоциональное состояние при неспособности найти выход из создавшейся ситуации),
барьер смысловой (затруднительное взаимопонимание между людьми, вызванное различным пониманием и оценкой одних и тех же явлений),
одиночество (состояние оторванности, изоляции от других людей);
напряженность, скука, опустошенность... от недостатка общения и другие состояния.
Формирование в личности школьника специфических качеств личности: лживости, невротизма, упрямства, негативизма, впечатлительности, агрессивности, эгоцентризма, пессимистичности, бесхактерности, индифферентности; дереализации, болезненной и чрезмерной застенчивости, гипомании, демагогичности и др. С точки зрения психологов и детских психиатров чаще всего эти качества сращиваются, переплетаются, влияют на состояние личности в целом, воплощаясь в особом типе личности, который получил название акцентуированная личность. Этот тип личности имеет характерологические отклонения от нормы, выраженные в чрезмерном усилении отдельных черт характера. Основные типы их таковы:
астенический (быстрая утомляемость, раздражительность, тревожность);
циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения);
гипертимный (приподнятое настроение, повышенная активность, жажда деятельности, не доводимой до конца);
лабильный (резкая смена настроения в зависимости от ситуации);
сензитивный (повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность);
психастенический (высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления);
эпилептоидный (склонность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности, внутренней неудовлетворенности в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности);
застревающий (повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, высокая конфликтность, склонность навязывать свое «Я»);
истероидный (демонстративный — притворство, лживость, фантазирование, авантюризм, тщеславие, стремление «убежать в болезни», завоевать восторженное отношение окружающих);
дистимный (подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни);
неустойчивый (склонность поддаваться влиянию окружающих, поискам новых впечатлений, компании, контактов);
конформный (подверженность групповому влиянию).
И наконец, сопротивление воспитанию характеризуется сложными структурными образованиями в личности школьника-подростка и старшеклассника, которые требуют особых условий воспитания, а нередко и перевоспитания (как в условиях школы, так и в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа).
КОНКРЕТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЮ
В повседневной практике воспитания педагоги и родители встречаются с конкретными проявлениями сопротивления воспитанию. Назовем их здесь с краткой характеристикой.
Общение фазическое (fatuus глупый) — бессодержательное общение ради самого процесса общения, процесс установления и развития контактов для обмена информацией, позициями; психическими состояниями, эмоциональными переживаниями. Не случайно в числе любимых занятий такие школьники называют: «стоять в подъезде», «бездельничать», «ходить по улице», «рассматривать витрины магазинов и ларьков», «сидеть в беседке», «тусоваться»...
Деморализация — моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины, морально-психического состояния.
Комплекс неполноценности — синдром, заключающийся в стойких переживаниях человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений. Результат его — деформация естественного развития личности.
Девиантное поведение — поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм различные виды нарушений: озорство-хулиганство, детское «взял без спросу» — кражи, безобидные столкновения и драки — нанесение тяжких телесных повреждений, другие преступления против личности и т.д.). I
Дистимия — подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.
Отчуждение — система отношений человека с окружающей действительностью, при которых все социальные ценности (товарищество, дружба, культура, образование, воспитание ...) и их носители (а значит, и педагоги) осознаются как противоположные его собственным взглядам, стремлениям — от болезненного ощущения несходства; до полного неприятия и даже враждебности. Отчуждение сражается в чувстве обособленности, одиночества, оторженности, потере своего «Я». Следствием этого является, как правило, постепенный уход из-под влияния воспитателей.
'Нередко отчуждение сопровождается приобщением к употреблению алкоголя и никотина, наркотиков и токсичных веществ. Мы провели анонимный опрос старшеклассников и получили неутешительные, беспокоящие результаты: каждый десятый уже пробовал наркотики или токсичные вещества; каждый восьмой высказал мнение, что если ему предложат, то он обязательно попробует. Таковы в основном последствия сопротивления воспитанию, его основные проявления. Разумеется, школьного педагога-практика волнует вопрос о том, как с ними справляться в воспитательном процессе, как сделать воспитание не только эффективным, но и приятным и радостным и для педагога, и для учащихся.
ПРОДУКТИВНЫЕ ИДЕИ ПРЕОДОЛЕНИЮ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЮ
Остановимся на некоторых основах деятельности школьного педагога — идеях, реализация которых позволит успешно преодолевать сопротивление воспитанию.
Первая. Полная уверенность в том, что «нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим» (В.Г. Белинский) и «порою из дурных качеств складываются великие таланты» (Ларошфуко). В это всегда верят педагоги, преуспевающие в воспитании детей. А.И. Гаврилина: «Сопротивление воспитанию? Да, есть такое явление. Что делать? — Все равно воспитывать, не делая упор на то, что их воспитываешь. Иногда само слово «воспитание» вызывает отрицательные реакции». Залогом успешности такого подхода является подмеченная еще П.П. Блонским потребность «непопулярных подростков», «трудных школьников»: «Можно без преувеличения сказать, что на лбу всякого неуравновешенного написано: «Ищу воспитателя». Они очень легко поддаются воспитанию, даже, к сожалению, слишком легко. И они очень любят быть воспитываемыми»*.
Вторая. Выбор правильной логики воспитательного воздействия: принять таким, каков он есть понять, хорошо изучив причины, природу возникновения негативных явлений, проявления найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход). Обратимся к мудрым советам В. Леви: «Хоть однажды: «А вдруг не трудный ребенок, а непробудный родитель?! Не воспитанник плохой, а воспитатель глухой?»... «Если вы принимаете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными... вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть».
Третья. Широко использовать в воспитании метод сублимации — переключения, переноса с одних ценностных ориентации и видов деятельности на другие, более социально ценные. В практике воспитания это моральное стимулирование (через чувства симпатии, выражение любви...) разнообразных видов деятельности. Это включение в деятельность по канонам ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ, ибо они способны творить чудеса.
Твори добро — Нет большей радости.
И жизнью жертвуй, И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой. Остынь.
Проверь — действительно
Все встанет на свои места,
Ты — сильный. Сильные не мстительны.
Оружье сильных — доброта.
Т. Кузовлева
Четвертая. Начинать с малого, простого, легкого, но с быстро ощутимым результатом. Эту идею обосновал еще Лао-Тзе: «Начинай трудное с легкого, начинай великое с малого. Труднейшее в мире начинается с легкого; величайшее в мире начинается с малого. Святой человек; тогда не делает внешне великого и потому может совершать самое великое. Огромное дерево возникает из тонкого, как волос; девятиэтажная башня поднимается из горсти земли; путешествие в тысячи верст начинается одним шагом».
Пятая. Чаще использовать такой прием, как перенос, умений и навыков, — прием использования уже имеющихся знаний, умений и навыков или их элементов для формирования новых. При преодолении сопротивления воспитанию — системы позитивных знаний. Умений и навыков. Так, у беспризорных детей есть масса положительных качеств: самостоятельны в бытовых вопросах, легко и быстро ориентируются в новой обстановке, без труда адаптируются в сложных жизненных ситуациях, имеет множество жизненно важных навыков и умений … - все это можно хорошо использовать в делах класса.
Шестая. Стержнем всей деятельности сделать акцент на поднятие престижа личности в собственных глазах и в глазах окружающих — сверстников и взрослых: «Я — человек с большими потенциальными возможностями я все смогу, надо только захотеть. И я хочу стать лучше, чище, возвышеннее». Не низвергать, не критиковать, а возвышать, внушать оптимизм. «Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собой» (И. Кант).
Седьмая. Особая инструментовка методов и приемов воспитания при преодолении сопротивления воспитанию. Приведем примеры такой инструментовки. Они хорошо описаны у В. Леви:
Похвала обладает свойством наркотика: еще, еще! У каждого — своя норма похвалы, своя потребность в одобрении. Не подлежит похвале: красота, сила, ловкость, здоровье, смекалка, сообразительность, ум, талант — все природные способности как таковые, включая и добрый нрав; легко дающиеся хорошие отметки; игрушки, вещи, одежда, случайная находка... Не хвалить: за достигнутое не своим трудом; больше двух раз за одно и то же, из жалости, из желания понравиться. Обязательно хвалить: в случаях сформировавшегося комплекса неполноценности.
Положительные авансы. Даже если есть самые дурные побуждения — трусость, злоба, жестокость, зависть, жадность, неблагодарность — об этом не говорить, а говорить о хорошем...
Косвенное неодобрение. Простое игнорирование. Невысказывание никаких оценок. Но не просто молчать. Не играть «в молчанку». Не демонстрировать своего плохого настроения. Лучше: рассказать об аналогичном неблаговидном поступке другого. Или кому-нибудь в его присутствии. Можно в виде сказки, анекдота, шутки.
Может быть об аналогичной своей оплошности в прошлом.
Шутка. Но не насмешка (при обостренном самолюбии, переходном возрасте, комплексе неполноценности — недопустима). Лучше — мягкое подтрунивание, веселая ирония как постоянный фон отношений. И другие приемы (к примеру, описанные в работе Э.Ш.Натанзон «Приемы педагогического воздействия на учащихся»).
Восьмая. Помочь найти друга, близкое по духу существо (человека или животное). В этом нуждаются особенно дети, испытывающие чувство одиночества.
Едва ли мы сможем найти родителей, у которых не просили братика, собачку или еще кого-нибудь. Почему так? Есть доказательства. Психологи опросили большое количество владельцев собак, людей разного возраста. И получили такие результаты. При контакте с любимцем частота пульса и кровяное ^ давление у человека падают. Человек успокаивается. Владельцы собак наиболее ценят у своих питомцев такие качества, как верность и привязанность, внимание к словам, жестам и эмоциям хозяина, ярко выраженная радость при их возвращении домой и выразительность поведения — «почти как человек, только не говорит». Они как бы сигналят нам: «Я тебя люблю, ты мне очень нужен!» Вдобавок, не умея говорить, животные не способны нас критиковать, обманывать или льстить нам, они всегда платят человеку чистой монетой, мы это понимаем и ценим.
Девятая. Предметом особого внимания педагогов, соприкасающихся с детьми, отличающимися «сопротивлением воспитанию», должна стать забота о преодолении одиночества, в которое они нередко уходят, и превращение его в уединение — потребность в «разговоре» с самим собой, осмыслением жизни, своего настоящего и будущего. Польза такого одиночества-уединения зафиксирована в мудрых рассуждениях мыслителей, философов. Подтверждается жизненными фактами великих поэтов, ученых, композиторов, которые специально удалялись от общества, чтобы побыть в одиночестве: А.Энштейн в течение нескольких лет в одиночестве работал смотрителем маяка, обдумывая свою теорию относительности. Древний оратор Демосфен своим ораторским искусством обязан долгой жизни в уединенной пещере и многочисленным тренировкам. А плодотворная Болдинская осень Пушкина? А Пенаты — Репина? А домик в Клину Чайковского? А Л.Н. Толстой, на старости лет поспешивший уйти из дома, где все его тяготило?..
Иногда подростки приходят к этому сами: «Одиночество для меня невыносимо; не общаясь, не могу пробыть ни дня. Но, с другой стороны, в одиночестве я обдумываю свои поступки, рассуждаю о жизни, прожитой мной за пятнадцать лет, строю планы на будущее, то есть я обогащаю свой внутренний мир» (Светлана К.). Если же нет, то к этому надо побуждать, организуя педагогическую поддержку взрослеющему человеку.
И еще одна идея, последняя: в каждом конкретном случае сопротивления воспитанию педагог творчески вырабатывает совершенно уникальную программу своих действий: определение цели и задач, отбор средств и содержания, выбор форм, методов и приемов. В зависимости от сложившейся психолого-педагогической ситуации и особенностей своего «Я», человеческих и педагогических. В этом залог успеха.
Рекомендуемая литература
1. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. С.А.Беличевой, И.А.Коробейниковой, Г.Ф.Кумариной. М., 1995.
2. Кумарин В. Педагогика стандартности, или Почему детям плохо в школе. М., 2000.
3. Лиханов А.А. Драматическая педагогика. Очерки конфликтных ситуаций. М., 1986.
4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1999.
5. Ратер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.; Воронеж, 1996.
7. Снайдер Ди. Курс выживания для подростков. М., 1995.
8. Степанов В.Г. Психология трудного подростка. М., 1997.
9. Таркова Л. Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели. М.,1997.
10. Холт Д. Причины детских неудач. СПб., 1996. Шевченко Л.Л. Трудные характеры // Кн. Практическая педагогическая этика. М., 1997. С. 212—235.
11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.