Сопровождение учащихся начальных классов в условиях ФГОС.
Психолого-педагогическое сопровождение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи.
Психологическая служба в системе образования призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка. Особенно важны эти условия в начальной школе, а главное в первом классе, так как именно первый класс – стартовая площадка всего школьного пути ученика, его успешности, развития, личностного становления.
Сотрудничество с социально-психологической службой в начальной школе – заключается:
· в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся
· динамического наблюдения за развитием учащихся в течение 4-х лет и коррекция
· подготовка к переходу в среднее звено
Уже на этапе набора будущих первоклассников осуществляется программа по преемственности, основой которой является интегрированный курс предметов, где работают не только учителя начальных классов набирающие классы и психолог , но и учителя предметники.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога и психолога, а также их консультационная работа с родителями будущих первоклассников.
Результаты диагностики заносятся в «Психолого-педагогическую карту» ученика. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Даются необходимые рекомендации родителям.
При поступлении детей в 1 класс начинается тесное сотрудничество педагога, психолога и социального педагога. Это посещение уроков, занятий внеурочной деятельности социально-психологической службой, индивидуальные занятия с учащимися, групповые, тестирование, беседы, наблюдение, получение информации о семье, стиле общения в семье, консультации и индивидуальные беседы с родителями.
В результате чего заполняются карты индивидуального развития на каждого ребёнка в 1-2-3-4 классах.
1.Психологическая и социальная готовность ребенка к школе.
2. Карта отслеживания динамики развития.
3. Лист наблюдений за учащимися.
4.Специальные предметные знания и умения.
По результатам обследования учащихся 1-х классов собирается консилиум с целью:
· выявления одарённых детей
· выявления детей «группы риска» (дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающих, слабоуспевающих, с ограниченными возможностями в здоровье, ассоциальным поведением и т.д.)
· определение путей психолого-педагогического сопровождения обучающихся с трудностями адаптации
· определение специального коррекционного образовательного маршрута ребёнка
Коррекционно – развивающие мероприятия проводящиеся в течение четырёх лет.
1. Индивидуально-коррекционные занятия с детьми,
состоящими на внутришкольном учёте
2. Психокоррекционная работа в 1-4 классах.
3. Коррекционные занятия с детьми
социально-педагогической запущенностью
4. Занятия по развитию познавательных процессов
(1-4 классы).
5. Занятия с «неуспевающими» учениками (1-4
классы).
6. Индивидуальные занятия с детьми, обучающимися
на дому
7. Классные часы по вопросам здорового образа жизни, дружбы и сотрудничества (1-4 классы)
8. Занятия и игры с учащимися по преодолению
агрессии.
9. Занятия и игры с учащимися по снятию
психоэмоционального напряжения.
10. Занятия и игры на сплочение коллектива.
Для родителей учащихся:
Переход учащихся из младшей школы в среднее звено является кризисным этапом в школьной жизни. Этот период связан с возрастанием нагрузки на психику ребёнка, поскольку в 5 классе происходит резкое изменение условий обучения.
Для того чтобы переход обучающихся младшей школы в среднее звено осуществлялся как можно более безболезненно, начинаем работу по преемственности уже в конце 3 класса и продолжаем на протяжении обучения в 4 классе.
Педагог и психолог проводят диагностику уровня готовности учащихся 4 класса к переходу в старшее звено, диагностику учебных затруднений, учебной мотивации, межличностных отношений и эмоционального благополучия.
Если какие то показатели выше или ниже нормы, то проводится коорекционная работа с такими учащимися, психологом, социальным педагогом и учителем.
Результаты проведённых диагностик представляются на консилиуме , учителям-предметникам и будущему классному руководителю, это поможет лучше узнать особенности детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.