Раздел долгосрочного плана: Основы термодинамики |
Школа: |
|
|
Дата: |
|
ФИО учителя: |
|
Класс: |
|
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
Тема урока |
СОР «Основы термодинамики» |
||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
ü объяснять первый и второй законы термодинамики ü определять коэффициент полезного действия теплового двигателя ü предлагать пути совершенствования тепловых двигателей |
||
Цели урока |
Все учащиеся смогут применить первый и второй законы термодинамики при решении задач Большинство учащихся смогут применить формулу КПД тепловой машины при решении задач. екоторые учащиеся смогут предложить пути совершенствования тепловых двигателей |
||
Критерии оценивания |
Учащийся: · отличает работу газа от работы над газом · применяет первый закон термодинамики при решении задач · применяет формулу расчета КПД при решении задач. · описывает принцип работы двигателя внутреннего сгорания. |
||
Языковые цели
|
Лексика и терминология, специфичная для предмета: Количество теплоты, переданное телу-Q, изменение внутренней энергии тела ∆U, работа, совершенная телом – А, первый закон (начало) термодинамики, изопроцессы: изотермический, изохорный, изобарный, адиабатный. Полезные выражения для диалогов и письма: Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение внутренней энергии и на совершение работы над внешними силами. Изменение внутренней энергии при переходе системы из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе. При расширении газ совершает положительную работу. При сжатии работа, совершаемая газом отрицательна.
КПД цикла Карно не зависит от вида рабочего тела |
||
Привитие ценностей |
Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся. Привитие ценностей осуществляется посредством/через обсуждение вопросов. |
||
Межпредметные связи |
Экзотермическая и эндотермическая реакция (химия) |
||
Предварительные знания |
Внутренняя энергия. Механическая работа |
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||
0-25 мин
|
Каждому учащемуся выдает рабочий лист, на котором содержатся задания суммативного оценивания за раздел «Основы термодинамики». Они выполняют самостоятельно эти задания в течении 25 минут.
1. а) Идеальный газ получил количество теплоты 300 Дж и при этом внутренняя энергия газа увеличилась на 100 Дж. Какова работа, совершенная газом? [2] б) Идеальный газ отдал количество теплоты 300 Дж и при этом внутренняя энергия газа уменьшилась на 100 Дж. Какова работа, совершенная газом? [1]
2. Выберите формулировки второго закона термодинамики A. В циклически действующем тепловом двигателе невозможно преобразовать всё количество теплоты, полученное от нагревателя, в механическую энергию. B. Теплота сама по себе не может перейти от более холодного тела к более теплому C. В природе невозможен процесс, единственным результатом которого была бы механическая работа, совершенная за счет охлаждения теплового резервуара. D. Невозможно сконструировать машину, которая, действуя посредством кругового процесса, будет только переносить теплоту с более холодного тела на более теплое. [1] 3. Второе начало термодинамики отражает... A. … направленность термодинамических процессов в замкнутых системах B. ... сохранение энергии в термодинамических процессах C. ... превращение энергии из одного вида в другой в термодинамике D. ... способность внутренней энергии самопроизвольно преобразовываться в работу [1]
4. Почему (указать главную причину) КПД теплового двигателя не может быть равен 100%? [2]
5. На рисунке схематически показано направление передачи теплоты при работе двух идеальных тепловых машин. Сравните КПД машин. [3]
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
25-37 мин
|
Предоставление обратной связи учащимся. Ответы к СОР представлены в приложении 1. |
|
||||||||||
37-40 мин |
В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать
|
|
||||||||||
Дифференциация |
Оценивание |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
||||||||||
– каким образом |
– как Вы |
|
||||||||||
Вы планируете |
планируете |
|
||||||||||
оказать больше |
проверить |
|
||||||||||
поддержки? |
уровень |
|
||||||||||
Какие задачи Вы |
усвоения |
|
||||||||||
планируете |
материала |
|
||||||||||
поставить перед |
учащимися? |
|
||||||||||
более |
|
|
способными учащимися? |
|
|
|
|
|
Приложение 1
Ответы:
1 а) 200 Дж
б) 400 Дж
2. A, B, C, D
3. A
4. Потому что пар (газ) отдает в тепловом двигателе только часть своей внутренней
энергии и должен быть отведен в холодильник, чтобы новая порция пара, могла
произвести работу.
5.
,
6.
|
Паровая турбина |
Двигатель внутреннего сгорания |
Составные части |
|
|
Превращение энергии |
Тепловой двигатель непрерывного действия, в котором потенциальная энергия сжатого и нагретого водяного пара преобразуется в кинетическую, которая в свою очередь совершает механическую работу на валу. |
тепловую энергию при сгорания топлива переходит в механическую энергию (движение поршней ) |
Преимущества |
вращение происходит в одном направлении; отсутствуют толчки, как при работе поршня; работа паровых турбин возможна на различных видах топлива: газообразное, жидкое, твердое; высокая единичная мощность |
Высокая экономичность, компактность и малая масса двигателя, невысокая стоимость |
Недостатки |
скорость вращения не может меняться в широких пределах; долгое время пуска и остановки; дороговизна паровых турбин; низкий объем производимого электричества, в соотношении с объемом тепловой эн. |
Высокий уровень шума токсичность выхлопных газов |
Применение
|
ТЭС и кораблях |
автомобили, тракторы, тепловозы, теплоходы, суды, электростанции |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.