СОР Основы термодинамики

  • docx
  • 21.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Физика_8 класс_СОР Основы термодинамики_разработка урока 2.docx

Раздел долгосрочного плана:

Основы термодинамики

Школа:

 

Дата:

 

ФИО учителя:

 

Класс:

 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

СОР «Основы термодинамики»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

ü  объяснять первый и второй законы термодинамики

ü  определять коэффициент полезного действия теплового двигателя

ü  предлагать пути совершенствования тепловых двигателей

Цели урока

Все учащиеся смогут применить первый и второй законы термодинамики при решении задач

Большинство учащихся смогут применить формулу КПД тепловой машины при решении задач.

екоторые учащиеся смогут предложить пути совершенствования тепловых двигателей

Критерии оценивания

Учащийся:

·                     отличает работу газа от работы над газом

·                     применяет первый закон термодинамики при решении задач

·                     применяет формулу расчета КПД при решении задач.

·                     описывает принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

Языковые

цели

 

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Количество теплоты, переданное телу-Q, изменение внутренней энергии тела ∆U, работа, совершенная телом – А,  первый закон (начало) термодинамики, изопроцессы: изотермический, изохорный, изобарный, адиабатный.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение внутренней энергии и на совершение работы над внешними силами.

Изменение внутренней энергии при переходе системы из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе.

При расширении газ совершает положительную работу.

При сжатии работа, совершаемая газом отрицательна.

http://fizmat.by/pic/PHYS/page90/im3.pnghttp://fizmat.by/pic/PHYS/page90/form1.gif

КПД цикла Карно не зависит от вида рабочего тела

http://fizmat.by/pic/PHYS/page90/im6.pnghttp://fizmat.by/pic/PHYS/page90/form2.gif

Привитие ценностей

 Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.

Привитие ценностей осуществляется посредством/через обсуждение вопросов.

Межпредметные связи

 Экзотермическая и эндотермическая реакция (химия)

Предварительные знания

Внутренняя энергия. Механическая работа

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0-25 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждому учащемуся выдает рабочий лист, на котором содержатся задания суммативного оценивания за раздел «Основы термодинамики». Они выполняют самостоятельно эти задания в течении 25 минут.

 

1. а) Идеальный газ получил количество теплоты 300 Дж и при этом внутренняя энергия газа увеличилась на 100 Дж. Какова работа, совершенная газом? [2]

б)  Идеальный газ отдал количество теплоты 300 Дж и при этом внутренняя энергия газа уменьшилась на 100 Дж. Какова работа, совершенная газом? [1]

Дескриптор

 

Обучающий:

правильно составляет уравнение для случая а), применяя 1-й закон термодинамики

правильно составляет уравнение для случая б), применяя 1-й закон термодинамики

правильно подставляет числовые значения в формулу и получает ответ.

 

2. Выберите формулировки второго закона термодинамики

A. В циклически действующем тепловом двигателе невозможно преобразовать всё количество теплоты, полученное от нагревателя, в механическую энергию.

B. Теплота сама по себе не может перейти от более холодного тела к более теплому

C. В природе невозможен процесс, единственным результатом которого была бы механическая работа, совершенная за счет охлаждения теплового резервуара.

D. Невозможно сконструировать машину, которая, действуя посредством кругового процесса, будет только переносить теплоту с более холодного тела на более теплое.

[1]

3. Второе начало термодинамики отражает...

A. … направленность термодинамических процессов в замкнутых системах

B. ... сохранение энергии в термодинамических процессах

C. ... превращение энергии из одного вида в другой в термодинамике

D. ... способность внутренней энергии самопроизвольно преобразовываться в работу                                            [1]

 

 

4. Почему (указать главную причину) КПД теплового двигателя не может быть равен 100%?                          [2]

 

  5. На рисунке схематически показано направление передачи теплоты при работе двух  идеальных тепловых машин. Сравните КПД машин.                                       [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дескриптор

 

Обучающий:

правильно записывает формулу расчета КПД идеальной тепловой машины и получает ответ для 1-го случая

правильно рассчитывает КПД для 2-го случая.

умеет сравнивать КПД машин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25-37 мин

 

Предоставление обратной связи учащимся.

Ответы к СОР представлены в приложении 1.

 

 

37-40 мин

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

-  что узнал, чему научился

-  что осталось непонятным

-  над чем необходимо работать

 

 

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

– каким образом

– как Вы

 

Вы планируете

планируете

 

оказать больше

проверить

 

поддержки?

уровень

 

Какие задачи Вы

усвоения

 

планируете

материала

 

поставить перед

учащимися?

 

более

 

 

способными

учащимися?

 

 

 

 

 

Приложение 1

Ответы:

1 а) 200 Дж

б) 400 Дж

    

      2. A, B, C, D

      3. A

      4. Потому что пар (газ) отдает в тепловом двигателе только часть своей внутренней        

        энергии и должен быть отведен в холодильник, чтобы новая порция пара, могла

         произвести работу.

       5. 

,      

       6.      

 

Паровая турбина

Двигатель внутреннего сгорания

Составные части

 

Превращение энергии

Тепловой двигатель непрерывного действия, в котором потенциальная энергия сжатого и нагретого водяного пара преобразуется в кинетическую, которая в свою очередь совершает механическую работу на валу. 

тепловую энергию при сгорания топлива переходит в механическую энергию (движение поршней )

Преимущества

вращение происходит в одном направлении;

отсутствуют толчки, как при работе поршня;

 работа паровых турбин возможна на различных видах топлива: газообразное, жидкое, твердое;

 высокая единичная мощность 

Высокая экономичность, компактность и малая масса двигателя, невысокая стоимость

Недостатки

скорость вращения не может меняться в широких пределах; долгое время пуска и остановки;

дороговизна паровых турбин; низкий объем производимого электричества, в соотношении с объемом тепловой эн.

Высокий уровень шума токсичность выхлопных газов

Применение

 

ТЭС и кораблях

автомобили, тракторы, тепловозы, теплоходы, суды, электростанции