Урок математики. 1 класс.
Тема урока: Составление и решение задач.
Цель:
· Создать условия для знакомства с задачами с недостающими данными, для формирования умений составлять задачи по части условия и по рисунку, моделировать сюжетную ситуацию, совершенствовать навыки решения задач.
· Способствовать развитию внимания, мышления, умения адекватно
оценивать свои знания;
· Развивать умение формулировать тему, цель с помощью учителя, осознавать и принимать учебную цель, делать выводы, работать самостоятельно и вместе с товарищем.
· Воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
- наблюдать и делать выводы.
3. Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь учителя и своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.
4. Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны иметь представление о задачах с недостающими данными.
Учащиеся должны знать: понятие «задача», ее составные части.
Учащиеся должны уметь: формулировать тему урока и цель с помощью учителя; отличать текст от задачи, части задачи, моделировать сюжетную ситуацию, составлять задачу по части условия и по рисунку, решать.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
II. Устный счет.
1) «Поймать рыбку!» (разд. мат.+доска)+домики 2 чел. у доски
А) «Поймать рыбку» с примером, значение которого равно 10.
Сколько рыбок поймали?
Б) «Поймать рыбку» с примером, значение которого равно 6.
Проверка. Сколько рыбок поймали?
-Состав каких чисел напомнили?
-Назовите число, следующее за числом 6, предыдущее для числа 10.
В) «Поймать рыбку» с примером, значение которого равно 8.
2) По какому правилу записан каждый ряд чисел?
– Продолжите ряды.
а) 1, 3, 2, 4, 3, 5, 4, 6, (5) , (7).
б) 1, 3, 5, 7, 9, 11, (13) , (15).
в) 10, 8, 6, 4, (2) , (0) .
II. Сообщение темы урока.
1) Работа в парах на листочках. Прочитать. Проанализировать. Лишнее слово подчеркнуть одной чертой.
Круг, квадрат, условие.
Линейка, вопрос, пенал.
Решение, круг, овал.
-Как взаимосвязаны эти слова?
-Что еще не назвали? (ответ) (слайд)
-Как вы думаете, над чем же мы сегодня будем работать? ( Составлять и решать задачи)
-Поднимите руку, кому нравится решать задачи.
-Сегодня мы будем ещё учиться составлять и решать задачи.
-Нужно нам этому учиться? Может это где-то в жизни нам пригодиться?
-Какую цель мы поставим перед собой?
-Какие составные части задач мы знаем? (СЛАЙД )
– Рассмотрите рисунки на доске.
– По каким рисункам можно составить задачи?
– Тема урока «Составляем и решаем задачи».
2) Игра «Условие - вопрос» - учить отличать условие от вопроса в задаче.
Условие игры: условие – 1 хлопок, вопрос -2 хлопка.
Задача №1 (устно)
- На дереве росло 6 груш. 2 груши упали на землю. (пауза – 1 хлопок)
Сколько груш осталось на дереве? (пауза – 2 хлопка).
Предложите решение задачи!( К доске вызвать 1 ученика. 6-2=4)
III. Изучение нового материала. Работа с учебником.
Одному мальчику нравилось решать задачи. Однажды ему попалось одно задание, но он не смог его выполнить. Давайте ему поможем.
1.Задание 1 (С.88)
– Дополните текст так, чтобы получилась задача. Решите её. (устно)
а) Ваня поймал 6 рыбок. Вдруг кот утащил 1 рыбку. Сколько рыбок осталось?
Решение: 6 – 1 = 5.
-Что же нужно сделать, чтобы этот текст стал задачей? ( дополнить его)
-Эта задача с недостающими данными. Вот мы и будем учиться решать такие задачи, дополняя условие.
Ваня поймал 6 рыбок. Вдруг…
-Посмотрите на рисунок. Что же произошло с рыбками? (кот 1 рыбку унёс)
Ваня поймал 6 рыбок. Вдруг кот унес 1 рыбку.
-А можно этот текст считать задачей? Что еще нужно дополнить?(Вопрос)
Ваня поймал 6 рыбок. Вдруг кот 1 рыбку унёс.
Сколько рыбок осталось?
-Как узнать, сколько рыбок осталось?
Сделайте рисунок с помощью кружков и запишите решение (в тетради и на доске)
-Какое задание выполняли?(составляли и решали задачу с недост. данными)
Вывод: Чтобы решить задачу с недостающими данными, нужно дополнить условие.
-Что нужно было узнать?
-Каким действием мы находили остаток?
-Остаток находили действием вычитания.
2. Задание 2 (с. 88).
– Сколько груш на рисунке? (9.)
– Сорвали 9 груш и несколько из них съели. Сколько груш могли съесть? Сколько груш съели?
Решение: 9 – 2 = 7.
– Могло ли остаться 5 груш? (Да.)
– Могло ли остаться 10 груш? (Нет.)
Вывод:
-Какой же текст можно назвать задачей?
-Что в задаче известно?Как называется эта часть в задаче?
-Что нужно узнать?
-Как называется эта часть?
Физкультминутка
3. Задание 3 (с.89).
-Какое действие мы должны выполнить, чтобы узнать сколько всего? (сложение).
Работа в тетрадях. Составляют схему и записывают решение задачи с комментированием.
– Рассмотрите рисунок и схему. Составьте к рисунку задачу.
а) В первой грядке росло 3 морковки, а во второй – 3 свеклы. Сколько всего овощей на грядке?
Запись:
3 + 3 = 6
4. Задание 4 (с. 89).
– Сравните примеры в каждом столбике. Чем они похожи? Чем отличаются? (В первом столбике все примеры на вычитание, когда из 10 вычитают разные числа. Во втором столбике все примеры на вычитание. В третьем столбике все примеры на сложение, когда первое число 10.)
– Какой ответ Маша записала неверно? Исправьте ошибки и запишите их верно.
Ошибки: 10 – 4 = 7 Верно: 10 – 4 = 6
18 – 1 = 10 18 – 1 = 17
10 – 1 = 11 10 – 1 = 9
Физкультминутка
Если согласны с моим высказыванием, то хлопок в ладоши, если не согласны, то потопали ножками.
Задача -это текст, в котором есть только вопрос.
Условие -это то, что нужно узнать.
Условие -это то, что известно.
Задача -это текст, в котором есть условие и вопрос.
Чтобы узнать, сколько осталось, нужно выполнить действие сложения.
IV. Итог урока:
Рефлексия.
«Продолжите фразу»
Сегодня на уроке мы учились…
Мне было…
Я думаю, что…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.