Программа курса «Математический калейдоскоп» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Цели данного курса:
1. Повышение интереса к предмету.
2. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
3. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи курса:
1. Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
2. Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
3. Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Математический калейдоскоп» относится к научнопознавательному
направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Цели данного курса:
1. Повышение интереса к предмету.
2. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в
практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
3. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для
математической деятельности.
Задачи курса:
1. Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и
применять знания.
2. Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей,
осознание мотивов учения.
3. Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться
методами аналогии, анализа и синтеза
Общая характеристика курса
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по
математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не
содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые
обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать
поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют
повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего
ближайшего развития.
Отличительные особенности данного курса от уже существующих в том, что этот курс
подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их
интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных
задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных.
Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания
Программа ориентирована на учащихся 67 классов (1213 лет), которым интересна как сама
математика, так и процесс познания нового.
Описание места курса в плане.
Занятия рассчитаны на 1 час в неделю, всего– 34 ч в учебный год.
Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой
основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения
математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих
научнотеоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают
возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше
рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и
внедрять принцип опережения.
Основные принципы:
обязательная согласованность курса с курсом алгебры как по содержанию, так и по
последовательности изложения. Каждая тема курса начинается с повторения соответствующей
темы курса алгебры и является развивающим дополнением к курсу математики.
– вариативность (сравнение различных методов и способов решения одного и того же уравнения
или неравенства);
– самоконтроль (регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть
непременным элементом самостоятельной работы учащихся).
При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы
организации работы: групповая, парная, индивидуальная; методы работы: частичнопоисковые,
эвристические, исследовательские, тренинги.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности:
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих
умений и качеств:
• развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи;
• креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива,
находчивость, активность при решении математических задач;
• формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
• выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии
и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на
математический и обратно;
• стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений,
способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)
конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами,
обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
• сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее
значимости в развитии цивилизации;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию
и оценивать ее достоверность;
• использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения курса учащиеся должны:• освоить основные приѐмы и методы решения нестандартных задач.
• уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать
собственный метод решения;
• успешно выступать на математических соревнованиях
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, втом числе с использованием
при необходимости справочных материалов, калькулятора;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с
использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными
свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Система оценивания: В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы
внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных
достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания,
характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Результативность
работы системы внеурочной деятельности так же определяется через анкетирование обучающихся
и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования),
практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел I. Действительные числа (5 часов)
• Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.
• Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел.
• Пропорции. Решение задач на пропорции.
• Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.
Учащиеся должны уметь:
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетать при вычислениях устные
и письменные приемы.
выполнять сравнение и упорядочивание чисел на координатной прямой.
уметь находить отношения между величинами, решать задачи на пропорции.
решать основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту,
процента от числа, процентное отношение двух чисел, а также более сложные
задачи.
Раздел II. Уравнения с одной переменной (8 часов)
Решение линейных уравнений с одной переменной.
• Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения.
•
• Модуль числа. Геометрический смысл модуля.
•
• Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.
•
Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Учащиеся должны уметь:
с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие
уравнения.
использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля при решении
уравнений.
решать простейшие линейные уравнения с параметрами.
решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки
условия задачи к алгебраической модели путѐм составления уравнения.
Раздел III. Комбинаторика. Описательная статистика (9 часов)
• Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
•
• Комбинаторное правило умножения
Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.• Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.
• Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое,
• мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое
•
применение статистики.
Учащиеся должны уметь:
решать комбинаторные задачи перебором вариантов и с помощью графов.
применять правило комбинаторного умножения для решения задач на применять правило
комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций.
распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие
вычисления.
находить среднее арифметическое, моду, медиану, наибольшее и наименьшее значение числовых
наборов.
Раздел IV. Буквенные выражения. Многочлены(6 часов)
• Преобразование буквенных выражений.
• Деление многочлена на многочлен «уголком».
• Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.
Учащиеся должны уметь:
выполнять преобразования буквенных выражений.
выполнять деление многочлена на многочлен «уголком».
возводить двучлен в степень.
Раздел V. Уравнения с двумя переменными(4 часа)
• Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых
уравнений к практическим задачам.
• Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными
способами.
Учащиеся должны уметь:
•
•
применять основные правила решения диофантовых уравнений.
решать системы линейных уравнений графическим способом, способами подстановки и
сложения.
Освоение курса завершается круглым столом «Подведение итогов», анкетированием с целью
определения обучающимися полезности для них данного курса.
Итоговое занятие (1 час)
Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса
Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов:
Алгебра. 7 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация/ под ред. Ф.Ф.Лысенко,
С.Ю. Кулабухова. Ростов на –Дону: ЛегионМ, 2011.
Анкета
1. Заинтересовал ли вас курс?
2. Какая тема вас больше всего заинтересовала и вы хотели бы изучить еѐ глубже?
3. Как вы думаете пригодятся ли вам полученные знания в жизни?
4. Оцените по пятибалльной шкале результаты освоения вами курса «Математический
калейдоскоп».
Для учителя:
1. Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 79 класс, М.,
Просвещение, 1990г.
2. А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 58 классы, М., Айриспресс, 2006г
3. А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебнометодическое пособие, М., «Экзамен», 2007.
4. В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебнометодическое пособие,
Цивильск, 2009г.
5. Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
6. Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса7. www.fipi.ru
8. http://matematika.ucoz.com/ http://uztest.ru/ http://www.ege.edu.ru/
9. http://www.mioo.ru/ogl.php
Для ученика:
1.. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта
работы в сельских районах. М.: Просвещение, 1990 г.
2. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П.Забавная арифметика. М.: Наука. Главная редакция физико
математической литературы, 1991 г.
3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки/ под редакцией Потапова М.К.. М.:Наука. Главная редакция
физико математической литературы, 1982 г.
4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.М.: АО
«СТОЛЕТИЕ», 1994 г.
5. Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики. М.: «Просвещение», 1967 г.
6. Званич Л.И., Кузнецова Л.В. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.
М.: Просвещение, 2007 г.
7. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры.78 классы.
8. http://www.mathnet.spb.ru/
9. http://talia.ucoz.com/index/ucheniku/018
10. http://mathprosto.ru/ http://www.etudes.ru/ http://www.berdov.com/
11. http://48classmathforum.ru/