Сопровождение – это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Современный этап развития образования ориентирует на создание условий полноценного формирования личности ребенка, его самореализации.
ЗПР
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Задержка психического развития поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном классе.
В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР основную роль играет психолого-педагогическое сопровождение, как специальная помощь ученику в процессе обучения и воспитания.
Для учащихся с ЗПР создается индивидуальная программа.
1. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;2. Нужно предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.);3. В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развить их речь и сформировать у них необходимые навыки;4. Во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Во время проведения работы с детьми, имеющими ЗПР, нужно придерживаться следующих правил:
2. Консультирование родителей о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах.
3. Консультирование педагогов. Оказывается методическая помощь педагогам - подготовка пакета документов, необходимых для работы с детьми данной категории, подготовка и представление рекомендаций учителям.
4. Коррекционно-развивающая работа (работа учителя-дефектолога, педагога-психолога и учителя-логопеда).
Организуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей.
Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и наблюдений за детьми. Для работы с детьми с задержкой психического развития составляется индивидуальный или групповой план работы (педагог-психолог, учитель-логопед).
6. Контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения учащихся с ЗПР в образовательном учреждении осуществляется через:
мониторинг реализации коррекционно-образовательного процесса (программы, условия, процесс реализации);
диагностику усвоения программы и психологического развития учащихся.
Цель программы: повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности
Программа сопровождения имеет профессиональную структуру:
Психологическая поддержка (психологическое сопровождение)
Цель – коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
2. Логопедическая поддержка (логопедическое сопровождение)
Цель – коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
3. Социальная поддержка (социальное сопровождение)
Цель – ознакомление обучающихся с правами и основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.
Медицинская поддержка (медицинское сопровождение)
Цель - формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
5. Педагогическая поддержка (педагогическое сопровождение)
Цель – обеспечение обучения детей умениям и навыкам выполнения учебных заданий, способам получения знаний, организации времени, социальной адаптации (адаптации в социуме детей, сверстников).
6. Воспитательное сопровождение
Цель – формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасной жизни и культуры поведения в общественных местах.
В программу входят следующие разделы:
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Описание курса в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание курса
Описание материально-технического учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Индивидуальная программа
Индивидуальная программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положиельных привычек.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.