Способы формирования и реализации ИОП
Тьюторское сопровождение возможно и эффективно в такой среде, где практика развития строится как открытие индивидом своих возможностей, а не только и не столько как дотягивание до установленных норм.
В образовательной среде выделены и оформлены место и время не только для результативного действия, но и для пробы, попытки, инициативы в выборе средств, способов, замыслов на уровне сложности действия.
Необходима ориентировка в широком поле возможностей в ситуации избыточности ресурсов.
Составление индивидуальной образовательной программы
Способы формирования и реализации ИОП
Тьюторское сопровождение возможно и эффективно в такой среде, где
практика развития строится как открытие индивидом своих возможностей, а
не только и не столько как дотягивание до установленных норм.
В образовательной среде выделены и оформлены место и время не только для
результативного действия, но и для пробы, попытки, инициативы в выборе
средств, способов, замыслов на уровне сложности действия.
Необходима ориентировка в широком поле возможностей в ситуации
избыточности ресурсов.
тьютор выступает как в роли наставника, который помогает своему
подопечному в учебном процессе (в выборе индивидуальной траектории
обучения, в обеспечении материальной и технической базы учебного процесса,
в осуществлении связи с администрацией образовательного учреждения), так
и в роли друга психолога, который, учитывая индивидуальные особенности и
внеучебные интересы ребенка, создает среду для раскрепощения и развития
его путем включения в различные мероприятия.
В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не
столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор»,
сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетенциями, то есть
владеющих технологиями тьюторского сопровождения.
Поэтому на сегодняшний день главным является оказание помощи
педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении имитехнологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в
практику работы образовательных учреждений.
Интерактивное тьюторство:
Методическое обеспечение выстроено по следующим направлениям:
1. Педагогическое направление предполагает педагогические
консультации специалистов: логопеда, воспитателя, педагогов
дополнительного образования, а также просмотр мамой занятий,
проводимых в ДОУ по видео записи.
Психологическое направление включает в себя психологическую
2.
поддержку семьи в кризисной ситуации (тьюторинги), формирование
навыков общения между родителем и ребенком (под наблюдением
специалиста).
3. Коммуникативное направление предполагает информационную
поддержку родителей по средствам Интернет рассылок.
Основная цель — обеспечение сопровождения семьи, направленного на
выработку индивидуального образовательного маршрута и создание единого
информационно – образовательного пространства семьи и ДОУ.
При этом виртуальное общение с родителями требует от них уже
сформированных навыков самостоятельной учебной деятельности, умения
работать с информацией, умения видеть и выбирать образовательные
возможности, планировать, ставить образовательные цели, анализировать
достигнутые результаты. Технология виртуального общения с родителями –
это педагогическая технология, основанная на широком применении методов
развивающего обучения, проблемных и исследовательских методов в
сочетании с максимальным использованием достижений в области
информационнокоммуникационных технологий. Принимая во внимание, что
уровень психолого – педагогической компетенции родителей не всегдаотвечает данным требованиям, считаем обоснованным введение тьюторского
сопровождения по каждому направлению программы.
Тьютор, как сопровождающий образовательную программу, не берёт на
себя принятие какихлибо решений, не вынуждает обучающихся (в данном
случае родителей) делать определённый выбор и не гарантирует быстрый
образовательный результат. Ответственность тьютора состоит в следовании
ценностям профессии и создании необходимых условий для появления
образовательного результата и понимания того, что этот результат зависит в
большей степени от самих родителей.
Основная функция тьютора — сопровождение, но ведь «нельзя
сопровождать стоящего, а только идущего».
Тьютор может принимать на себя различные роли:
тьютор — методист: разрабатывает концепцию, содержание, подбирает
учебный материал, составляет индивидуальную образовательную
программу и варианты маршрутов,
тьютор — администратор: в этом качестве он отвечает за создание
благоприятной эмоциональной атмосферы, решает административные и
технические вопросы, планирует и участвует в проведении очных и
виртуальных образовательных событий,
тьютор — консультант: консультирует по какойто определенной теме,
оказывает помощь в систематизации знаний,
тьютор — аналитик: наблюдает и фиксирует личностные особенности,
способности, планы и намерения, интересы, склонности и мотивы.
Таким
образом,
проектировочная,
основными функциями
организационномотивационная,
тьютора являются:
информационно
консультационная, аналитическая и рефлексивная.