Рациональная подготовка учителя к уроку - один из важнейших компонентов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.
В самой подготовке можно выделить три раздела, включающие комплексы определенных действий:
I. - Уточнение расписание, номера урока по плану, темы, связи с предыдущими и последующими уроками;
- формулировка задач урока, подбор основного и дополнительного материала (упражнения, заданий, игр), определение особенностей
- проведения (методических приемов, оборудования, размещения);
- практическое уточнение (повторение) отдельных упражнений;
- расчёт времени и построение структурной схемы урока (модели);
- составление плана или конспекта урока.Рациональная подготовка учителя к уроку - один из важнейших компонентов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.
В самой подготовке можно выделить три раздела, включающие комплексы определенных действий:
I. - Уточнение расписание, номера урока по плану, темы, связи с предыдущими и последующими уроками;
- формулировка задач урока, подбор основного и дополнительного материала (упражнения, заданий, игр), определение особенностей
- проведения (методических приемов, оборудования, размещения);
- практическое уточнение (повторение) отдельных упражнений;
- расчёт времени и построение структурной схемы урока (модели);
- составление плана или конспекта урока.
Составление плана урока методом
«графического моделирования»
высокую
эффективность
обеспечивающих
Рациональная подготовка учителя к уроку один из важнейших
компонентов,
учебно
воспитательного процесса.
В самой подготовке можно выделить три раздела, включающие
комплексы определенных действий:
I. Уточнение расписание, номера урока по плану, темы, связи с
предыдущими и последующими уроками;
формулировка задач урока, подбор основного и дополнительного
материала (упражнения, заданий, игр), определение особенностей
проведения (методических приемов, оборудования, размещения);
практическое уточнение (повторение) отдельных упражнений;
расчёт времени и построение структурной схемы урока (модели);
составление плана или конспекта урока.
II. Подготовка помощников (ассистентов) из числа учащихся;
проверка и подготовка мест занятий и инвентаря.
III. Мысленная настройка (просмотр плана урока);
разминка.
Учителям хорошо знакомы перечисленные действия, за исключением
построения структурной схемы урока, на которой и остановимся подробно.
Известно, что в плане или конспекте урока раскрываются задачи,
содержание, дозировка упражнения, методические приемы и указания.
Однако общепринятая форма записи не даёт полной возможности подробно
планировать все стороны занятий.
Урок физической культуры представляет собой единство трех сторон
содержательной, методической и организационной, которые в совокупности
обеспечивают достижение намеченной цели. Содержательная сторона
определяется программой и документами планирования; методическая
особенностями занимающихся, материалом и педагогическим опытом
учителя;
реализацию
содержательной и методической сторон и выступает в виде структуры
урока, способов его построения.
Организация решения задач в ходе занятия осуществляется учителем в
различном порядке: последовательно, параллельно, комплексно. Поэтому
компоненты урока могут располагаться и реализовываться поразному: в
различной последовательности, с разделением и без разделения класса на
подгруппы, с совмещением решаемых задач. При составлении плана по
общепринятой схеме представить урок в целом, во всей его структурной
сложности учителю затруднительно. Нелегко также произвести расчёт и
распределение времени на все этапы и микроэтапы занятия.
организационная
направлена
на успешнуюсхемы
урока.
в
На
этом чертеже
В то же время подготовка к нему требует ясного представления об
уроке в целом, т.е. о структуре будущего урока, как целостной
педагогической системе.
Успешному решению этой задачи способствует применение метода
«графического моделирования». В данном случае модель это чертёж
структурной
необходимой
последовательности и во временном масштабе изображаются с нужной
деталировкой все этапы и микроэтапы занятия.
Структурная схема представляет собой прямоугольник, по нижней
горизонтали которого наносятся метки времени в определенном масштабе
(например, 1 см 3 мин, что потребует 15 см ширины), а на верхней
горизонтали указывается продолжительность этапов урока в минутах. На
схему наносятся вертикальные линии, ограничивающие этапы и микроэтапы
урока, моменты смены видов деятельности, и горизонтальные линии,
обозначающие деление класса на подгруппы. Штриховкой намечаются
организационные микроэтапы урока (перестроения, смена мест, установка
снарядов и т.п.). Полезно также отметить условными обозначениями или
сокращенными надписями наиболее важную информацию. (Рис. 1).
На рисунке 2 приводится структурная схема одного из конкретных
уроков.
Урок 57, VI класс.
Задачи: учить элементам тактических действий;
развивать прыжковую выносливость;
закреплять умение выполнять броски мяча в кольцо.
I. 1. Построение, ходьба, бег. Упражнение в прыжках.
2. Броски мяча в кольцо в движении разученным способом (у двух
щитов с обеих сторон).
II. 1. Выполнение элементов тактических действий: держание игрока с
мячом и без мяча, уход от опеки защитника изменением направления и
рывком.
Упражнения. В парах (без мяча) нападающий и защитник.
Нападающий произвольно передвигается от одной лицевой линии к
противоположной, меняя скорость и направление бега. Защитник,
передвигаясь в защитной стойке спиной вперед, старается затруднить
продвижение нападающего.
То же, но нападающий передвигается с ведением мяча. В колонне (по
одному) на месте пересечения боковой и средней линий. Один игрок у
щита с мячом. Он передает мяч первому в колонне, который выбегает
вперед, тот ведет мяч к кольцу. Передавший мяч становится защитником и
пытается помешать нападающему выполнить бросок в кольцо.
Тактические действия выполняет половина класса, другая упражняется
в это время в прыжках.2. Учебная игра в баскетбол.
III. Упражнения на осанку.
На рисунке 2 видно, что схема дает ясное представление о всей
сложной структуре приведенного урока.
Структурная схема является дополнением к общепринятому плану или
конспекту урока. Наиболее удобно схему размещать сразу после заглавной
части плана. Много места рисунок не займет 45 см по высоте листа.
Имея перед собой структурную схему, легче составлять текстовую часть
конспекта, так как ясно видны лимиты времени на каждый этап,
возможности размещения подгрупп, последовательность и совмещение
материала. Опытный учитель, имеющий большой педагогический стаж,
может использовать вместо планаконспекта урока только план,
составленный по методу «графического моделирования» (рис. 3).
Рис. 1
Условные обозначения:
х ходьба, б бег; пу прыжковые упражнения; бст броски с разных
точек; н÷з нападающие и защитники; п прыжки; б/м без мяча; с/м с
мячом; мальчики; девочки.
м
д
2 8 10 10 8 5 2
Д О З И Р О В К А
Упражнения
с малым
мячом
Метание Мяча
с отскоком
0,5–1 2 м
м
Канат
2,5 м
д
д
м
Эстафета
Игра
со
скакалкой
2 раза
«Разведчики»
0 6 12 18 24 30 36 42 45
Рис. 2
В Р Е М Я У Р О К А
Д О З И Р О В К А
1 4 5 6 8 8 6 6 1
х, б
пу
бст
м
д
Н÷з
б/м с/м
н÷з
Иг ра
д
м0 6 12 18 24 30 36 42 45
"
б/м
с/м
В Р Е М Я У Р О К А/Метод графического моделирования/
проведения урока волейбола с учащимися 11х классов методом «Круговая тренировка»
П Л А Н
Дата: 05 апреля 2009 года
Задачи урока:
I. Образовательные:
II. Оздоровительные:
III. Воспитательные:
1. Совершенствование техники передач, верхней прямой подачи, атакующего/нападающего
удара.
2. Развитие скоростносиловых качеств, ловкости, силовой выносливости.
3. Проверка знаний по разделу «Волейбол».
1. Воспитание правильной осанки.
2. Обучение самоконтролю за физической нагрузкой.
1. Воспитание силы воли, самостоятельности, организованности, дисциплины,
внимательного отношения к товарищам.
Метод проведения →
ОРУ в движении:
1. Различная ходьба
2. Упражнения для рук
3. Упражнения для
туловища
4. Упражнения для ног
3'
3'
1'
Фронтальный, поточно
4'
4'
круговой
в
о
г
у
р
к
2
1
0
1
г
е
Б
и
и
н
е
ж
и
в
д
в
У
Р
О
я
и
н
е
о
р
т
с
е
р
е
П
я
и
н
е
н
ж
а
р
п
у
е
ы
в
е
о
р
т
С
е
и
н
е
щ
б
о
о
с
,
т
р
о
п
а
р
,
е
и
н
е
о
р
т
с
о
П
Д О З И Р О В К А /мин./
12'
Круговая тренировка
1' х 8 станций
4'
Игровой,
команд
ный
1 I. Передача снизу
№
в стену
и
м
а
ч
я
м
и
м
ы
н
в
и
б
а
н
с
а
т
е
ф
а
т
с
Э
а
д
н
а
м
о
К
а
д
н
а
м
о
К
II. Сочетание
передач сверху и
снизу у стены
2 III. Проверка знаний
№
на приборе
программируемого
типа (ноутбуке)
V. Верхняя прямая
подача мяча на
тренажере «Мяч на
тросе»
VI. Передача мяча
двумя руками снизу
на тренажере
«Падающий мяч»
VII. Атакующий
удар на тренажере
«Мяч на пружине»
8'
Круговая
тренировка
30" х 8 станц.
Станция I
Станция II
Станция III
Станция IV
Станция V
Станция VI
Станция VII
2'
4'
Фронтальн
ый
»
с
о
р
п
о
с
с
е
р
п
с
к
Э
«
а
с
ь
л
у
п
т
е
ч
с
д
о
п
,
м
о
д
а
н
е
и
н
а
д
а
З
Задание
на дом
сгибание и
разгибание
рук в упоре
лежа
/отжима
ния/
4 серии
х 3050 раз
(ежедневн
о)О'
.
Т
О
о
п
ж
а
т
к
у
р
т
с
н
и
,
а
к
о
р
у
ч
а
д
а
з
а
с
ь
л
у
п
т
е
ч
с
д
о
П
IV. Передача мяча
двумя руками
сверху у стены
VIII. Передача мяча
двумя руками
сверху на тренажере
«Падающий мяч»
Станция VIII
м
а
т
р
а
к
м
ы
н
ь
л
о
р
т
н
о
к
о
п
Время урока →
Части урока →
5'
10'
15'
Подготовительная
часть 15'
20' 25' 30'
II. Основная часть 24'
35'
40'
45'
Заключи
т часть –
6'
Замечания по уроку: 1. ______________________________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________________________
Учитель:_____________ /Королев А.В./