Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Русский язык
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Урок 134 (115).
Тема: Составление схем предложений и предложений по схемам
– Развитие умений различать понятия часть речи и член предложения; представлять предложения с второстепенными
членами в виде схем, составлять на основе схем предложения с разным порядком слов, находить и исправлять ошибки в
схемах предложений.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Словарная работа.
– Дополните предложение главным членом. Выпишите грамматическую основу
каждого предложения. Подчеркните букву безударного гласного, не
проверяемую ударением.
1) Дует холодный северный ... (ветер).
2) В поле ... васильки (голубеют).
3) Звонко чирикают неугомонные ... (воробьи).
– Чем отличаются главные члены предложения от второстепенных? (Без
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1главных членов не бывает предложения.)
II.
Формулирование
проблемы.
1 3 3
– Как показать на схеме, что второстепенные члены определяют,
дополняют или поясняют главные члены предложения или другие
второстепенные члены?
– Составим план урока.
План (примерный).
III. Открытие
новых знаний.
2 3 4 2
Поиск решения.
– Запишите предложение:
С листьев падали крупные капли дождя.
– Покажите связь слов в предложении с помощью вопросов и стрелок
(как выполняли во 2м кл.).
– Такая схема не всегда удобна, особенно когда предложение занимает
несколько строчек.
– Можете ли вы предложить другую форму записи, которая лучше,
нагляднее помогла бы представить отношения между главными и
второстепенными членами в предложении? (Да. Этой записью мы
пользовались на предыдущих уроках.)
– Составим алгоритм этой записи. (Ученики проговаривают «шаги» и
выполняют схему предложения.)
1) Выписать грамматическую основу.
2) Найти второстепенные члены, поясняющие подлежащее. Выписать их с
вопросом под подлежащим.
3) Найти второстепенные члены, поясняющие сказуемое. Выписать их с
© ООО «Баласс», 2014
2IV. Развитие
умений.
вопросом под сказуемым.
4) Найти второстепенные члены, поясняющие второстепенные
члены. Выписать их с вопросом под этими второстепенными членами.
– Прочитайте предложение. (Падали капли.)
– Прочитайте словосочетания. (Падали с листьев, крупные капли, капли
дождя.)
2 3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 413 – развивается умение составлять предложения с опорой
на схему.
– Рассмотрите первую схему. Назовите грамматическую основу. Сколько
в предложении второстепенных членов?
– Какой член предложения он поясняет? Как вы это определили?
– Составьте предложение. (Весело блестит солнце. Солнце весело
блестит.)
– Вы составили предложения правильно. Порядок может быть различен,
но при любом порядке будет одна и та же схема.
2. Упр. 414 – развивается умение находить ошибки в выделении
грамматической основы предложения, исправлять их, представлять
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014
3предложения в виде схем.
– Прочитайте первое предложение. Согласны ли вы с той грамматической
основой, которая выделена? (Нет. Подлежащее отвечает на вопрос кто?
или что? Здесь подчёркнуто прилагательное, отвечающее на вопрос
какие?)
– Выполните схему предложения.
Ученик выполняет работу на доске с комментированием.
Аналогично выполняется всё упражнение. Четвёртое предложение –
более трудный случай, так как подчёркнутое существительное песни
отвечает на вопрос что? Поэтому следует установить действующее
лицо для слова поёт – это ВинниПух, значит, подлежащее – это
слово ВиниПух, а не песни.
3. Упражнения в различении понятий «части речи» и «члены
предложения».
а) Работа с памяткой «Не смешивай эти понятия»:
– Какие понятия нельзя смешивать? (Части речи и члены предложения.)
– Какие части речи знаете? На какие две группы их можно разделить?
– Какие есть члены предложения?
– На какие две группы их можно разделить?
Вывод: каждое слово – это определённая часть речи, и одновременно
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2014
4это слово, попадая в предложение, становится его членом.
б) Упр. 409 – развивается умение различать члены предложения и
способы их выражения разными частями речи.
Самостоятельное выполнение с коллективной проверкой.
Примечание: слово все – местоимение – учитель называет сам.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
в) Задание № 5, тема 11 в рабочей тетради.
– Назовите свой вариант ответа. (1)
– Объясните его выбор.
V. Итог урока.
4 4
– Рассмотрите схемы предложений. Найдите правильную.
– Какие ошибки допущены?
© ООО «Баласс», 2014
5– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Словарный самодиктант (по памятке «Готовься к словарным
диктантам!» на с. 128).
2. П. Задание № 9, тема 11 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2014
6