"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"
Оценка 4.8
Работа с родителями +1
docx
классное руководство
1 кл
10.02.2019
"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"
В публикации представлены основные показатели благоприятной адаптации ребенка; деятельность администрации и учителей МБОУ СШ № 4 по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию.
Из опыта работы учителя начальных классов.
sotrudnichestvosroditelyami.docx
ВВЕДЕНИЕ
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в
первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть
к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет
формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти,
словеснологическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию
непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением,
подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем
школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана
действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим
интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные
требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период
адаптации к школе может быть травмирующим.
Адаптация естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении
(привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам,
новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей
жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит
не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в
школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в
поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или,
наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание
идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела.
Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину
этого показателя у более старших школьников.
1. Работа администрации и учителей МБОУ СШ № 4 начинается с проведения
родительских собраний в детских садах № 6, 9 «Школа – дом – одна семья» это
организационное собрание для родителей будущих первоклассников (проводится в
ноябре – декабре за год до посещения ребёнком школы). Цель собрания:
познакомить родителей с психологопедагогическими условиями школы, с
материальнотехнической базой, с особенностями организации учебно
воспитательного процесса, традициями
МБОУ СШ №4.
2. В январе начинается запись будущих первоклассников в школу (разработано положение
о порядке приёма граждан в первый класс)
3. В мае проводятся первое классное собрание: «Как здорово, что все мы здесь сегодня
собрались» Цель собрания: познакомить родителей будущих первоклассников с классной комнатой,
со зданием школы, с классным руководителем, сдруг другом. Помочь родителям в
подготовке ребёнка к будущей школьной жизни и новому социальному статусу: ученика.
4. В июне по желанию родителей и детей будущие первоклассники могут посещать лагерь
дневного пребывания при М БОУ СОШ №4, что помогает создать предпосылки к
дальнейшей успешной адаптации ребёнка.
5. В конце августа проводится родительское собрание:
«Трудности адаптации. Знакомство особенностями организации учебновоспитательного
процесса в первых классах»
В течение года проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации
специалистами МБОУ СШ №4 по вопросам адаптации.
Деятельность педагогического коллектива школы № 4 по организации благоприятной
адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному
образованию направлена на создание следующих психологопедагогических условий:
I. Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно
пространственной среды.
II. Организация оздоровительнопрофилактической работы.
III. Организация учебнопознавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.
IV. Организация внеучебной жизни первоклассников.
V. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
VI. Изучение социальнопсихологической адаптации детей к школе.
Психологопедагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к
обучению.
Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению
в школе.
За период обучения в первом классе у ребёнка должны сформироваться следующие
новообразования, которые характеризуют возрастной уровень развития:
1. Умение осознать своё назначение (конкретное представление ребёнка об
окружающей действительности)
2. Освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умение рационально
использовать время на уроке.
3. Овладение посильными приёмами самостоятельной работы.
4. Высокий, в соответствии с возможностями, уровень психических процессов,
особенно важных для деятельности для учения: воображения, мышления, связной
речи.
5. Формирование нравственных и эстетических представлений.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
1. Обучение весь год в 1ю смену с 8.00 часов.
2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному
объему учебной нагрузки. Дневная учебная нагрузка не более четырёх уроков
3. Первая неделя сентября адаптационная, т.е. не проводятся занятия.
Проводится работа по курсу «Введение в школьную жизнь», занятия строятся
в виде познавательно развлекательных мероприятий, с использованием
дидактических и спортивных игр на воздухе 4. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в
сентябреоктябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый,
а с ноября 4 урока по 35 минут. Остальное время заполняется целевыми прогулками,
экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими и дидактическими играми с
двигательной направленностью.
5. Облегченный день в середине учебной недели
6. 35минутный урок в течение всего учебного года с обязательным проведением не менее
двух физминуток по 1.5 2 минуты каждая. Физминутки рекомендуется проводить на 10
20 минутах уроков.
7. Продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут, а большой перемены –
не менее 15 минут. В это время организуется горячий завтрак в школьной столовой.
8. Для снятия статистического напряжения школьников на четвёртых уроках использовать
не классноурочную систему, а иные формы организации учебного процесса. Учителю
рекомендуется планировать последними часами уроки физической культуры, трудового
обучения, изобразительного искусства, музыки в форме уроков игр,
Уроковтеатрализаций, уроковэкскурсий, уроковимпровизаций, т.е. на этих уроков
обучение и закрепление учебного материала предлагается проводить в нетрадиционной
форме.
9. Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев по возможности
проводятся на свежем воздухе, на уроках используются различные игры и игровые
ситуации.
Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или
столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями
слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с
пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.
По возможности дидактические пособия и материалы для творческих работ
первоклассников хранятся в школе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Медикопедагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
• медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачамиспециалистами
(педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);
• мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью
выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью
проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;
• диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).
2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
• проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы
(в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);
• витаминизация;
• профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, оксалиновой мази и
т.д.);
• создание в школе условий для соблюдения санитарногигиенических навыков: мытья
рук, переодевания сменной обуви и т.д.;
• соблюдение санитарногигиенического и противоэпидемического режима;
• корригирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорнодвигательного
аппарата и зрения. Всё выше перечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет
избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей, создать
условия для успешной адаптации. Помочь каждому ребёнку в промежутке между
дошкольным и школьным детством войти в новую систему отношений с взрослыми,
сверстниками и самим собой.
"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"
"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"
"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"
"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"
"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.