"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"
Оценка 4.8

"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"

Оценка 4.8
Работа с родителями +1
docx
классное руководство
1 кл
10.02.2019
"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"
"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению" В публикации представлены основные показатели благоприятной адаптации ребенка; деятельность администрации и учителей МБОУ СШ № 4 по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию. Из опыта работы учителя начальных классов.
sotrudnichestvosroditelyami.docx
ВВЕДЕНИЕ Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в  первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть  к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.  Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет  формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти,  словесно­логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию  непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением,  подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем  школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана  действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим  интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные  требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период  адаптации к школе может быть травмирующим. Адаптация­ естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении  (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей  жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит  не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в  школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: •     сохранение физического, психического и социального здоровья детей; •     установление контакта с учащимися, с учителем; •     формирование адекватного поведения; •     овладение навыками учебной деятельности.     Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в  поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или,  наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.       При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела.  Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников. 1. Работа администрации и учителей МБОУ СШ № 4 начинается с проведения  родительских собраний  в детских садах № 6, 9 «Школа – дом – одна семья» ­ это  организационное собрание для родителей будущих первоклассников (проводится  в  ноябре – декабре за год до посещения ребёнком школы). Цель собрания:  познакомить родителей с психолого­педагогическими условиями школы, с  материально­технической базой, с особенностями организации учебно­ воспитательного процесса, традициями  МБОУ СШ №4. 2.  В январе начинается запись будущих первоклассников в школу (разработано положение  о порядке приёма граждан в первый класс) 3.  В мае проводятся первое классное собрание:  «Как здорово, что все мы здесь сегодня    собрались» Цель собрания: познакомить родителей будущих первоклассников с классной комнатой,  со зданием школы, с классным руководителем, сдруг другом. Помочь родителям в  подготовке ребёнка к будущей школьной жизни и новому социальному статусу: ученика.  4. В июне по желанию родителей и детей  будущие первоклассники могут посещать лагерь  дневного пребывания  при М БОУ СОШ №4, что помогает создать предпосылки к  дальнейшей успешной  адаптации ребёнка. 5. В конце августа проводится  родительское собрание:  «Трудности адаптации. Знакомство особенностями организации учебно­воспитательного  процесса  в первых классах»       В течение года проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации  специалистами МБОУ СШ №4 по вопросам адаптации. Деятельность педагогического коллектива школы № 4  по организации благоприятной  адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному  образованию направлена на создание следующих психолого­педагогических условий: I. Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно­ пространственной среды.            II. Организация оздоровительно­профилактической работы. III. Организация учебно­познавательной деятельности первоклассников в     адаптационный период. IV. Организация внеучебной жизни первоклассников. V. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества. VI. Изучение социально­психологической адаптации детей к школе. Психолого­педагогические условия благоприятной адаптации      первоклассников к  обучению.  Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению    в школе. За период обучения в первом классе у ребёнка должны сформироваться следующие  новообразования, которые характеризуют возрастной уровень развития: 1. Умение осознать своё назначение (конкретное представление ребёнка об  окружающей действительности) 2. Освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умение рационально  использовать время на уроке. 3. Овладение посильными приёмами самостоятельной работы. 4. Высокий, в соответствии с возможностями, уровень психических процессов,  особенно важных для деятельности для учения: воображения, мышления, связной  речи. 5. Формирование нравственных и эстетических представлений. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.  СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО ­ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ. 1.  Обучение весь год в 1­ю смену с 8.00 часов. 2.  Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки. Дневная учебная нагрузка ­  не более четырёх уроков 3. Первая неделя сентября ­ адаптационная, т.е. не проводятся занятия.     Проводится работа по курсу «Введение в школьную жизнь», занятия строятся      в  виде    познавательно ­ развлекательных мероприятий, с использованием      дидактических    и спортивных игр на воздухе 4.  «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре­октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, а с ноября  ­ 4 урока по 35 минут. Остальное время заполняется целевыми прогулками,  экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими и дидактическими играми с  двигательной направленностью. 5.  Облегченный день в середине учебной недели 6.  35­минутный урок в течение всего учебного года с обязательным проведением не менее  двух физминуток  по 1.5­ 2 минуты каждая. Физминутки рекомендуется проводить на 10­ 20 минутах уроков. 7. Продолжительность перемен между уроками не менее  10 минут, а большой перемены –  не менее 15 минут. В это время организуется  горячий завтрак в школьной столовой. 8. Для снятия статистического напряжения школьников на четвёртых уроках использовать  не классно­урочную систему, а иные  формы организации учебного процесса. Учителю  рекомендуется планировать последними часами уроки физической культуры, трудового  обучения,  изобразительного искусства, музыки в форме уроков ­ игр, Уроков­театрализаций, уроков­экскурсий, уроков­импровизаций, т.е. на этих уроков  обучение  и закрепление учебного материала предлагается проводить  в нетрадиционной  форме.  9. Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев по возможности  проводятся на свежем воздухе, на уроках используются различные игры и игровые  ситуации.          Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или  столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями  слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с  пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.         По возможности  дидактические пособия и материалы для творческих работ  первоклассников хранятся в школе. ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО­ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1. Медико­педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников: •     медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами­специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом); •     мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью  проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ; •     диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития). 2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний: •   проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы      (в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита); •     витаминизация; •     профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, оксалиновой мази и     т.д.); •     создание в школе условий для соблюдения санитарно­гигиенических навыков: мытья  рук, переодевания сменной обуви и т.д.; •     соблюдение санитарно­гигиенического и противоэпидемического режима; •     корригирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно­двигательного  аппарата и зрения. Всё выше перечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет  избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей, создать  условия для успешной адаптации. Помочь каждому ребёнку  в промежутке между  дошкольным и школьным детством войти в новую систему отношений с взрослыми,  сверстниками и самим собой.

"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"

"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"

"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"

"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"

"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"

"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"

"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"

"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"

"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"

"Сотрудничество с родителями: адаптация первоклассников к школьному обучению"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2019