"Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством физической культуры"

  • docx
  • 27.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала zimina_i.v.-statya_1.docx

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством физической культуры.

В настоящее время большое внимание уделяется  вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация- процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается не в его связи с миром, а в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результат социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

          Одним из условий  успешной социализации детей с ОВЗ является занятие физической культурой и спортом, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и  почувствовать свою значимость.

Физическая культура выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует  сохранению, укреплению и развитию физических качеств, позволяет раскрыть горизонты физического потенциала.

Работы психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Ру­бинштейна, А. В. Запорожца свидетельствуют, что ни одно из ка­честв человеческой психики — воля, память, мышление, творче­ство и др., не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они фор­мируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жиз­ненно важные двигательные действия и движения.

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности. Физическая культура одновременно гармонически развивает личность ребен­ка, стимулирует раскованность и свободу его движений, способствует  акти­визации к творчеству. Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством

3адачи физического воспитания: 

·         укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия,

закаливание организма, содействие гармоничному физическому

развитию;

·        выработка устойчивости к неблагоприятным условиям; 

·        овладение основами разнообразных жизненно важных движений; 

·        развитие координационных способностей; 

·        формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на здоровье; 

·        выработка представлений об основных видах спорта; 

·        приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

·        воспитание дисциплинированности, честности, отзывчивости, смелости.

Еще в античные времена Аристотель отмечал: «Ничто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие». На протяжении веков доказывается, что именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Также нельзя не отметить положительное влияние занятий физкультурой и спортом на развитие личности. Чтобы физическая форма была на высоком уровне, в течение всей жизни  необходимы систематические занятия. Многолетние исследования показывают, что физический потенциал человека формируется, прежде всего, в первые два десятилетия. Именно в этот период нужно добиться, возможно более высокого для каждого человека уровня развития физических качеств. Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у детей с ОВЗ.

         Перед специальными (коррекционными) школами стоит очень важная задача — реабилитация и социализация детей с ОВЗ средствами образования. В решении этой задачи ведущее место занимает  физическая культура. А она, кроме обязательного физического воспитания, позволяет расширить рамки образовательного пространства за счет адаптивной физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта. Актуальной проблемой является разработка эффективных методов и средств коррекции и адаптации недостатков физического развития опорно-двигательного аппарата и мышечной работоспособности детей с ОВЗ.

Комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения у детей недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивающим его последующую коррекцию и служащим важным средством компенсации нарушений и социальной адаптации.

Данные статистики говорят о низком уровне физической подготовленности выпускников массовых школ, а среди выпускников спецшкол-интернатов этот процент еще ниже, что недопустимо, так как  решение многочисленных проблем детей с ОВЗ, повышение их двигательной активности и уровня физической подготовленности посредством систематической целенаправленной коррекционной работы — одно из ведущих условий подготовки детей к жизни и трудовой деятельности, процессам их реабилитации и интеграции в современном цивилизованном обществе.

Анализируя процесс физического воспитания детей с ОВЗ, надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки их к жизни.

В заключении хочется отметить, что проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки  детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Если в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.