Социализация младшего школьника неотъемлемая часть педагогического процесса
Оценка 4.6

Социализация младшего школьника неотъемлемая часть педагогического процесса

Оценка 4.6
docx
14.09.2024
Социализация младшего школьника неотъемлемая часть педагогического процесса
Социализация младшего школьника неотъемлемая часть педагогического процесса.docx

Социализация младшего школьника неотъемлемая часть педагогического процесса.

        В настоящее время одним из направлений деятельности отечественной школы признано совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного педагогического процесса. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения, осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства. Новый закон дает также полное представление о сущности образовательного процесса, из которого становится ясно, что школьникам важно приобрести не только знания, умения, навыки, но и ценностные установки, опыт деятельности и компетенции. Этот же закон определяет термин воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.                                         Учитывая требования к Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, главное в педагогической деятельности сегодня – это развитие и воспитание ученика для его социализации. (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. –М: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).                                                                                   Социализация как явление, рассматривается в аспекте процессуальном и результативном, где основным ядром выступают социальные отношения. Именно они определяют социокультурную среду, становление личности, развивают способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретать опыт самореализации, самовоспитания, самоопределения. Приобретение опыта адаптации к реалиям социальной жизни в процессе получения образования помогает ребенку быть успешным, находиться в центре общественных событий. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что гуманизация образования, определяя приоритет общечеловеческих ценностей, призвана развивать способность детей ориентироваться в социальных ситуациях.                                                                                             Как институт социализации семья отражает всю совокупность социальных отношений — к обществу, труду, людям, друзьям, соседям, животным и т. д. По мнению Д. Т. Лихачева, семья выполняет свои социальные и воспитательные функции в сферах долга любви и интереса. Именно на этих сферах жизни у детей рождается гуманизм по отношению к другим людям, формируются потребности к самостоятельному самовыражению и самоутверждению

По мнению Н.Ф.Головановой, «каждый ученик, даже младший школьник, — всегда носитель своего собственного образа жизни: он сам вступает во взаимодействие с окружающим миром природы, культуры, информации, с людьми. Поэтому смысл детства вовсе не в подготовке к будущей взрослой жизни, «скроенной» по нашим сегодняшним несовершенным образцам, а в полноценном проживании этого времени» [3,с.4].

Л.И. Божович считает младший школьный возраст периодом рождения социального «Я» ребенка, где ключевым моментом становится оформление социальной позиции школьника с ведущей учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте у детей возрастает интерес к социальной тематике, что важно учитывать при построении программы социализации [1]. Согласно исследованиям Н.Ф. Головановой, учащиеся начальной школы интересуются широким кругом социальных тем: война и мир, дружба и любовь, ненависть, конфликты и насилие, конформность и свое «Я», планирование жизненных целей и поиск смысла жизни, политика, экономика, болезни и горе, религия, творчество, различный жизненный опыт людей, социальные роли, права и обязанности членов общества, значимость членов семьи и многие другие [3].

В процессе обучения в начальной школе можно использовать широкое разнообразие методов и приемов обеспечения социализации учащихся. Важным средством социализации учащихся начальной школы является совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации. Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы должна быть направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни

 

 

Литература:

Головина Н. Ф. Социализация и воспитания ребенка: учеб. пособие / Н. Ф. Головина. — СПб., 2004.

Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: Академия, 2013.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Социализация младшего школьника неотъемлемая часть педагогического процесса

Социализация младшего школьника неотъемлемая часть педагогического процесса

По мнению Н.Ф.Головановой, «каждый ученик, даже младший школьник, — всегда носитель своего собственного образа жизни: он сам вступает во взаимодействие с окружающим миром природы, культуры,…

По мнению Н.Ф.Головановой, «каждый ученик, даже младший школьник, — всегда носитель своего собственного образа жизни: он сам вступает во взаимодействие с окружающим миром природы, культуры,…

Социализация младшего школьника неотъемлемая часть педагогического процесса

Социализация младшего школьника неотъемлемая часть педагогического процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2024