Социализация младшего школьника неотъемлемая часть педагогического процесса.
В настоящее время одним из направлений деятельности отечественной школы признано совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного педагогического процесса. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения, осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства. Новый закон дает также полное представление о сущности образовательного процесса, из которого становится ясно, что школьникам важно приобрести не только знания, умения, навыки, но и ценностные установки, опыт деятельности и компетенции. Этот же закон определяет термин воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Учитывая требования к Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, главное в педагогической деятельности сегодня – это развитие и воспитание ученика для его социализации. (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. –М: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения). Социализация как явление, рассматривается в аспекте процессуальном и результативном, где основным ядром выступают социальные отношения. Именно они определяют социокультурную среду, становление личности, развивают способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретать опыт самореализации, самовоспитания, самоопределения. Приобретение опыта адаптации к реалиям социальной жизни в процессе получения образования помогает ребенку быть успешным, находиться в центре общественных событий. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что гуманизация образования, определяя приоритет общечеловеческих ценностей, призвана развивать способность детей ориентироваться в социальных ситуациях. Как институт социализации семья отражает всю совокупность социальных отношений — к обществу, труду, людям, друзьям, соседям, животным и т. д. По мнению Д. Т. Лихачева, семья выполняет свои социальные и воспитательные функции в сферах долга любви и интереса. Именно на этих сферах жизни у детей рождается гуманизм по отношению к другим людям, формируются потребности к самостоятельному самовыражению и самоутверждению
По мнению Н.Ф.Головановой, «каждый ученик, даже младший школьник, — всегда носитель своего собственного образа жизни: он сам вступает во взаимодействие с окружающим миром природы, культуры, информации, с людьми. Поэтому смысл детства вовсе не в подготовке к будущей взрослой жизни, «скроенной» по нашим сегодняшним несовершенным образцам, а в полноценном проживании этого времени» [3,с.4].
Л.И. Божович считает младший школьный возраст периодом рождения социального «Я» ребенка, где ключевым моментом становится оформление социальной позиции школьника с ведущей учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте у детей возрастает интерес к социальной тематике, что важно учитывать при построении программы социализации [1]. Согласно исследованиям Н.Ф. Головановой, учащиеся начальной школы интересуются широким кругом социальных тем: война и мир, дружба и любовь, ненависть, конфликты и насилие, конформность и свое «Я», планирование жизненных целей и поиск смысла жизни, политика, экономика, болезни и горе, религия, творчество, различный жизненный опыт людей, социальные роли, права и обязанности членов общества, значимость членов семьи и многие другие [3].
В процессе обучения в начальной школе можно использовать широкое разнообразие методов и приемов обеспечения социализации учащихся. Важным средством социализации учащихся начальной школы является совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации. Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы должна быть направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни
Литература:
Головина Н. Ф. Социализация и воспитания ребенка: учеб. пособие / Н. Ф. Головина. — СПб., 2004.
Кон
И. С. Ребенок и общество. — М.: Академия, 2013.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды /
Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии,
1995
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.