Попова Н. М., Прокопьева М. В.
Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы с углублённым изучением отдельных предметов, Республика Марий Эл
Социализация младшего школьника в условиях взаимодействия семьи и школы
Проблема социализации личности ребёнка младшего школьного возраста в современной педагогике постепенно выходит на первый план. Это связано с множеством факторов: меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка, современной реформой образования, увеличением социально-педагогических проблем детей.
Ключевые слова: социализация, социальная педагогика, семейное воспитание.
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Семейное воспитание в широком смысле слова является изначальной формой социализации и воспитания детей. В процессе социализации происходит развитие и становление личности. Для успешной социализации необходимо учить младших школьников вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.
В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп [2]. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности, успешная социализация в обществе. Социализация ребенка будет осуществляться более эффективно, если:
– обеспечить включенность детей в реальные социально значимые отношения;
– регулировать отношения детей и взрослых на основе гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей;
– реализовывать права ребенка на основе взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.
Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказывают существенное влияние на семью. На современном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями основ педагогики. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. Главным организатором в этой работе должна выступать школа. В частности, деятельность классного руководителя должна быть направлена на организацию сотрудничества семьи и школы, благоприятно воздействовать на общий климат семьи, на развитие ее педагогической направленности, тем самым способствуя повышению познавательной и социальной активности личности ребенка.
Для достижения задач эффективного взаимодействия школы с семьей нами были определены следующие направления совместной работы с родителями: просветительское — научить родителей видеть и понимать измене-
ния, происходящие с детьми; консультативное — совместный психолого-педагогический поиск
методов эффективного взаимодействия с ребенком в процессе приобретения им общественных и учебных навыков; коммуникативное — обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Для успешного взаимодействия семьи и школы нами выбраны следующие формы и методы работы:
– анкетирование и тестирование;
– изучение условий семейного воспитания;
– психолого-педагогическое просвещение родителей;
– взаимодействие с родительским комитетом;
– совместная деятельность обучающихся с родителями [1].
Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости, поэтому этот возраст является важным в процессе воспитания детей. Роль родителей здесь велика, как значима и роль педагога. К сожалению, опыт показывает, что часть родителей остается сторонними наблюдателями, в то время, когда другие активно участвуют в школьной жизни своего ребенка. В данном случае педагог привлекает родителей к инновационной деятельности школы: к активному участию родителей в педсоветах в форме круглого стола, к деятельности в различных школьных и управленческих структурах. Взаимодействие школы и семьи в этом направлении должно привести к следующим результатам деятельности:
– возрастанию заинтересованности родителей во взаимодействии со школой;
– нахождению самых разнообразных точек творческого и воспитательного соприкосновения школы и родителей;
– преодолению противоречий между семьей и школой.
Активные формы взаимодействия с родителями — важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия, дарящие ощущение праздника, радости, веселья долго согревают и детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Важно также изучение условий семейного воспитания.
Социально-культурный параметр семьи обучающегося зависит от образовательного уровня его родителей и их участия в жизни общества.
Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни.
Демографический параметр определяется структурой семьи [3; 4].
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей во внеурочную деятельность. Сотрудничество семьи и классного руководителя осуществляется в ходе тематических родительских собраний в классе, консультативной работы, работы с семьями обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле, привлечения родителей к работе по искоренению вредных привычек. Также популярны такие формы работы с родителями, как лекции, дискуссии, семейные советы, круглый стол, устный журнал, беседы, анкетирование, педагогически направленное наблюдение. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело педагогов и родителей может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей и школы. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. Положительный опыт общения позволяет учителю в трудных ситуациях решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Педагог находит не только единомышленников, но и помощников.
Список литературы
1. Бочарова В. Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание. — Москва, 2007.
2. Кондаков А. М. Новые стандарты общего образования // Психолого-педагогическое обеспечение образовательной инициативы «Наша новая школа» : материалы научной сессии ПИ РАО от 08.04.2011 г. — Москва, 2011.
3. Торохтий В. С. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума // Материалы IX научно-практической межвузовской конференции молодых ученых учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — Москва, 2007.
4. Торохтий В. С. Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном пространстве // Пространство и общение: взаимосвязи и взаимозависимости. — Екатеринбург, 2010.
Выпуск 11 299
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.