«Социализация учащихся через получение собственных знаний по предметам химии, физики и биологии, изучения проблем технологий, охраны окружающей среды и воздействие факторов на здоровье человека, а также развитие профессиональной и социальной мобильности, гармонизирующей личности как фактора среды»
Авторы практики
Патрина Елена Геннадьевна, учитель физики и математики,
Красюкова Елена Викторовна, учитель химии, биологии.
Наименование образовательной организации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа – гимназия № 37 г. Волжского Волгоградской области»
Уровень образования
Основное общее образование.
Основной задачей на данном этапе инновационного поиска является масштабирование системы педагогических средств индивидуализации содержания образования как триады: сопровождение, координация и целостности взаимодействия с учащимися. Подчеркивая задачу современного учителя в создании условий для приобретения учащимися социального опыта в различных видах деятельности, педагоги в своем арсенале имеют разнообразие методов и форм работы. Метод исследования ключевых ситуаций, позволяет реализовать учебно-исследовательскую деятельность при изучении предмета любого естественно-научного цикла, где каждый следующий урок является продолжением предыдущего исследования. Переход от «От ситуации к задаче, от задачи к проблемному эксперименту, от эксперимента к исследованию, от исследования к проекту». Реализация разных форм: КТД, ролевые и деловые игры, общественно-полезные акции, коммуникативные тренинги, познавательные экскурсии и походы, конкурсно - развлекательные программы, турниры и соревнования проблемные дидактические задачи носит выстроенную двухэтапную логику: первый в 6-8 классах – «Поиск» – создание условий для восприятия социального опыта взаимодействия с различными социальными группами; второй в 9 классе – «Выбор» – создание условий для осознанного выбора модели социальных взаимоотношений с окружающей действительностью.
Ключевые слова:
Социализация учащихся, гармоничная личность, метод исследования ключевых ситуаций, учебно – исследовательская деятельность, ключевая ситуация, исследование – открытие, «образовательное путешествие»
Есть в жизни всех людей порядок некий,
Что прошлых дней природу раскрывает.
Поняв его, предсказывать, возможно
С известной точностью грядущий ход
Событий, что ещё не родились,
Но в недрах настоящего таятся (В. Шекспир).
Социализация учащихся через получение собственных знаний в информационном потоке одна из главных задач образования. Необходимость в развитии гармоничной личности, способной думать принимать решение – ключ к решению образовательных задач. Какие необходимо при этом использовать формы и методы? Наиболее благоприятным является метод исследования ключевых ситуаций, который позволяет реализовать учебно-исследовательскую деятельность при изучении предмета любого естественнонаучного цикла.
Почему именно учебно-исследовательская деятельность? Во-первых, создает условия для развития креативного подхода к обучению, во-вторых способствует более глубокому и осознанному усвоению знаний, формирует умение моделировать исследовательскую деятельность и в - третьих осуществляет широкий перенос знаний и исследовательских умений в повседневной жизни. Наше глубокое убеждение в том, что участие в учебно-исследовательской деятельности есть один из главных способов превращения ученика из простого наблюдателя – к активному участнику учебной деятельности, соратнику. У учащихся появляется желание узнать больше, через выход за пределы изучаемой темы на уроке. Внеурочная деятельность превращается для ребенка в путешествие по еще неизведанному маршруту. Каждый следующий урок является продолжение исследования предыдущего, а переход «От ситуации к задаче, от задачи к проблемному эксперименту, от эксперимента к исследованию, от исследования к проекту» – движение ученика в собственном развитии (ситуация-задача-проблемный эксперимент-исследование-проект).
Что самое трудное в физике, химии, биологии? Задачи! Именно с них все начинается. С точки зрения учеников, которые не понимают, что задачи — не «приложение к теории», а ее составная часть. Не существует отдельного «умения решать задачи» — это побочный продукт умения размышлять. И что делают ученики?
· Пытаются сразу найти ответ на поставленный вопрос.
· Ищут с этой целью «нужную формулу» в учебнике («с теми же буквами»).
· Это и есть следствие того, что начинаем с задач «на подстановку»!
Сравним 2 подхода: 1 – решение конкретной задачи, 2 – ключевая ситуация? В чем отличие? В задаче сформулирован один вопрос, а к ситуации мы сами можем формулировать вопросы. Но каждая ситуация даст нам задачу. А дальше мы уже можем исследовать ситуацию. Как можно модифицировать исходную ситуацию для постановки и решения новых задач? Получаем «Золотое правило решения задач». И продолжаем исследование от задачи к проблемному эксперименту, а от него к исследованию. Любой учебный материал можно рассматривать как исследование. Метод эксперимента – неотъемлемая часть познания! Таким образом, через решение небольших экспериментальных задач на уроках и дома, рождается тема для дальнейшего исследования. Учебно-исследовательская деятельность — органическая часть общего исследовательского подхода ДЛЯ ВСЕХ, а не работа «избранных» для участия в конкурсах. Уроки–исследования позволяют выстроить нужную последовательность мыслительных действий. «Венцом» работы над учебным исследованием является проект. Невозможно делить МИР на уроки литературы, физики, химии, биологии, истории и математики. Целостность учебно-воспитательного процесса – основа познания окружающего мира. При обучении приемам исследовательской деятельности нужно изменять уровни реализации «исследовательского обучения» [1]:
1. Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.
2. Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
3. Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.
Система работы по развитию исследовательских способностей школьников, сложившаяся в нашей практике:
· организация исследовательской деятельности на уроке
· ведение «Дневника экспериментального марафона»
· проведение наблюдений или эксперимента дома
· продолжение исследования на занятиях факультативов, кружка
· самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, поиск информации, в том числе и в Интернете и т.д.)
· целенаправленная подготовка к участию в НПК школьников
· повышение интереса к изучению предметов химии, биологии, физики
· подготовка ребят к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по предметам физики, химии, биологии.
С чего начинается исследование? Любое исследование – открытие. Необходимо создать условия каждому ребенку проявить индивидуальность и творчество. Наша задача – задать вектор! Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Исследование нового обязательно станет неотъемлемой частью познания – девиз! Движение ученика в собственном развитии выступает основой в построении учебного диалога с учителем, при этом каждый ученик имеет право на собственный путь развития.
Исследование через проблему, через эксперимент выступает как метод научного познания, основная задача которого – учить мыслить! Мини-исследование – очень важный шаг к самостоятельности ученика. Самостоятельно проведенная работа – жизненный опыт, который педагог обязан использовать для приобретения учеником и социального опыта в различных видах деятельности. Для этого мы ставим подзадачи: мотивировать познавательную потребность, способствовать осознанию собственных возможностей в коллективной деятельности. Основными формами нашей работы являются: коллективные творческие дела, ролевые и деловые игры, общественно-полезные акции, коммуникативные тренинги, экскурсии, походы, игровые и конкурсно -развлекательные программы, фестивали, ярмарки, турниры, соревнования, познавательные экскурсии. Казалось бы, уже известные методики, техники и т.д. превращаются для нас педагогов неким трамплином к творчеству.
Одно из новых направлений мы называем «образовательным путешествием». Организация внеурочной деятельности и каникулярного времени наших учащихся для всех нас стала одним из главных направлений. Это и пришкольный лагерь для ребят, созданный учителями для подготовки к сдаче ОГЭ, это и поездки по городам России и зарубежья, это и посещение предприятий Волгоградской области и других регионов и ВУЗов, не только с целью знакомства, там мы являемся активными участниками различных видов деятельности. Если изначально наши поездки и походы были организованы для интереса учащихся, то позже нам понадобилась более содержательная поддержка и составляющая этого процесса.
Реализация такого опыта позволяет сегодня гарантированно достигать и других серьезных образовательных результатов. То пространство, которое использовалось изначально, оказалось для нас уже недостаточным, поэтому нужны были новые вливания педагогических технологий, поддержка родительской общественности, и т.д. Для ребенка такие походы и поездки – поиск образовательных ресурсов, потребление знаний через общение с другими людьми, обмена информации с ними. Используя свой потенциал, все эти направления мы создаем у детей желание идти дальше, творить, исследовать, намечать цели. Мышление уже приобретает личностный, эмоциональный характер, формируется абстрактно-логическое мышление, учащиеся тянутся к поиску закономерностей и принципов.
На ступени основного образования ребенок будет не только решать познавательные задачи, но и будет включён в практическое действие своего познавательного опыта, но только жить настоящим, но и определять характер своей деятельности в будущем. Мы взрослые должны правильно повернуть желание ребёнка расти и развиваться, прививать им навыки научения. Это должно проходить с начальной школы, чтобы ребенок чувствовал, что учитель – это не просто контролер ОТК по получению знаний, а помощник, соратник. Мы должны сами учиться, чтобы быть всегда им интересны. Система работы заключена в следующем:
1 этап «Удивление» – 5 – 6 класс.
Цель – создание условий для поддержания интереса к новым, до сих непонятным и неизвестным наукам физики, биологии, химии.
Задача: способствовать проявлению инициативы у учащихся для расширения и углубления уже имеющихся знаний.
2 этап «Интерес» – 7 – 8 класс.
Цель: создание условий для осознанного выбора модели социальных взаимоотношений с окружающей действительностью.
Задачи: развивать все больший интерес к изучению предметов химии, физики, биологии; развивать способность к рефлексивному анализу собственной деятельности.
3 этап – «Выбор» – 9 класс.
Цель: осознанный выбор будущей деятельности.
Задача: всесторонне изучив материал, успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
Это позволяет педагогам разглядеть увлеченных натур, инструментально поддержать в учащемся процесс самоутверждения, саморазвития. Однако мы не можем учитывать и того факта, что с возрастом у ребенка меняются интересы, не всегда бывает так, что увлекало в подростковом возрасте, будет интересно и в дальнейшем. Поэтому такой метод позволяет ребенку понять тот факт, а стоит ли связать себя с данным видом деятельности или поискать себя в чем-то другом. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению – это основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя.
Литература:
1. Юркевич В.С. Исследовательская работа школьников: противоречия, ограничения, перспективы// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей/ В.С.Юркевич, под общ. редакцией А.С. Обухова.-М.: НИИ школьных технологий,2006.-С.78-80
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.