Обучение детей с ТМНР (детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития) осложняется тем, что у данной категории детей наблюдаются первичные и вторичные признаки нарушений. Программа окружающий социальный мир имеет своей целью познакомить ребёнка с элементарными правилами жизни в обществе и далее социализировать.
Социализация детей с ТМНР
Окружающий социальный мир
Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и
предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основные задачи:
1) знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы
поведения),
2) формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Планируемые результаты:
социально эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира), развитие
мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.
представления о мире, созданном руками человека:
интерес к объектам, созданным человеком;
представления о доме, школе, расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование,
одежда, посуда, игровая площадка и др.), транспорте и т.д.;
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте,
в общественных местах.
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы
контакта, соответствующие возрасту и полу ребёнка.
накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
Планируемые результаты освоения программы в 2 классе
Минимальный уровень
Достаточный уровеньУмение ориентироваться в классе, в
помещениях школы. Соблюдение правил
учебного поведения.
Обращение за разрешением к взрослым, когда
ситуация этого требует.
Умение соблюдать гигиенические правила в
соответствии с режимом дня (чистка зубов
утром и вечером, мытье рук перед едой и
после посещения туалета) под руководством
взрослого.
Представления о профессиях людей, работающих
в школе, о школьных
принадлежностях.Представление о себе как о
девочке, о своей семье.
Умение соблюдать гигиенические правила в
соответствии с режимом дня (чистка зубов утром
и вечером, мытье рук перед едой и после
посещения туалета) под руководством взрослого.
Представление о дружеских взаимоотношениях.
Соблюдение правил учебного поведения.
Соблюдение очередности. Следование правилам
игры. Обращение за разрешением к взрослым,
когда ситуация этого требует. Соблюдение
общепринятых норм поведения дома, на улице, в
общественных местах.
Наименовани
е разделов
учебного
предмета
Представле
ние о себе
Количест
во
часов,отв
е денных
на
изучение
разделов
учебного
предмета
12
Содержание учебного предмета
Форма
организац
ии
учебных
занятий
Очная
урок
Содержание тем учебного
предмета
Узнавание (различение)
мальчика и девочки по
внешнему виду.
Идентификация себя как
девочка.
Узнавание, различение
частей тела.
Узнавание частей головы.
Различение частей головы.
Сообщение сведений о
себе.
Семья
12
Сообщение сведений о
семье, домашних делах.
Очная
урок
Основные виды
учебной
деятельности
Игровая,
(сюжетноролевая,
дидактическая),
элементарная
трудовая (ручной
труд),
используются
предметные и
сюжетные
картинки,
фотографии с
изображением
членов семьи
ребенка;
семейный альбом,
рабочие тетради с
изображениямиСамообслужи
вание
74
Прием пищи. Обращение с
одеждой и обувью.
Одевание.Туалет.
Гигиена тела. Уход за
полостью рта, волосами.
Очная
урок
контуров
взрослых и детей
для
раскрашивания,
пиктограммы и
видеозаписи
действий, правил
поведения,
пиктограммы с
изображением
действий,
операций
самообслуживани
я, используемых
при этом
предметов и др.
демонстрационая.
Календарнотематическое планирование
Тема урока
№
темы
1 четверть
Школа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Моя классная комната
Моя школа
Распорядок школьного дня
Профессии людей, работающих в школе,
Школьные принадлежности
Ролевая игра: «Школьные друзья»
Ролевая игра: «Я – ученик»
Общение со взрослыми
2четверть
Поведение дома, на улице, в общественных местах
дата прове
дения
Кол
во
часов
8ч
1
1
1
1
1
1
1
1
8 ч
1
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.1110
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Квартира, дом, двор.
Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)
Мой дом
Типы домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные).
Места общего пользования в доме
Помещения квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната,
туалет, балкон).
Убранство дома.
Предметы мебели
3 четверть
Сервировка стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож)
Предметы посуды, предназначенные для приготовления пищи
Электроприборы (телевизор, видеоплеер, магнитофон)
Электроприборы (утюг, лампа, вентилятор, обогреватель)
Электроприборы (микроволновая печь, тостер, блендер, электрический
чайник, фен)
Часы
Электронные устройствах (телефон, компьютер, планшет).
Предметы домашнего обихода и их использование в повседневной жизни
Поведение в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и
т.д.).
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
26
Свойства бумаги, ее применение
4четверть
27
28
29
30
Свойства стекла, его применение
Свойства резины, ее применение
Свойства металла, его применение
Свойства ткани, ее применение
1
1
1
1
1
1
1
10 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8 ч
1
1
1
1
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
03.04
10.04
17.04
24.0431
32
33
34
Свойства керамики, ее применение
Свойства пластмассы, ее применение
Транспорт
Правила дорожного движения
1
1
2
01.05
08.05
15.05
22.05