Социальная адаптация детей
с ограниченными возможностями здоровья через игры-драматизации.
Данная форма работы была разработана для учащихся 1 класса с различными нарушениями интеллектуального развития на основе методики Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. «Сказкотерапия» и с использованием элементов артпедагогики (театральная деятельность обучающихся). Целями использования данной методики являются
- расширение возможностей социальной адаптации детей с ОВЗ через расширение диапазона социальных навыков,
- профилактика школьной дезадаптации,
- снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.
Формирование социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя систему игровых занятий с использованием метода “Игра в сказку”.
Цель: расширение возможности социальной адаптации детей посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.
Средства художественно-эстетического воздействия:
· театральный показ:
o кукольный театр
o театр игрушки
· художественное слово:
o сказка
o фольклорные жанры
· музыкальная деятельность
· элементарная театрализованная деятельность с участием детей
Обусловленность выбора метода “Игра в сказку”:
· игра является основным видом деятельности детей данного возраста;
· игра - способ взаимодействия ребенка с окружающим миром;
· игра - метод реконструктивного, лечебно-коррекционного воздействия при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений различного характера;
· игра - средство, помогающее стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации;
· сказка обогащает чувственный и эмоциональный опыт ребенка;
· сказка помогает воздействовать на недостатки характера и поведения, т.к. дает возможность на примере героев пережить и дать оценку отрицательным поступкам и проявлениям;
· сказка помогает формировать положительные качества личности;
· мораль сказки легче и понятнее усваивается детьми;
· персонажи и герои сказки вызывают естественный отклик в душе ребенка и, нередко, оказываются для ребёнка более важными “партнерами” коммуникации, чем взрослые;
· игра в сказку дает возможность моделирования бытовых ситуаций в игровой драматизации.
Принципы реализации игровой деятельности с использованием метода “Игра в сказку”:
· принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
· принцип доступности обучения;
· принцип систематичности и последовательности;
· принцип связи обучения с жизнью и практикой;
· принцип педагогической поддержки;
· принцип социально-адаптирующей направленности образования.
Условия реализации игровой деятельности с использованием метода “Игра в сказку”:
· организация взаимодействия специалистов для определения направленности педагогического процесса, постановки задач, выбора форм и методов воздействия;
· выбор игрового материала, музыкального репертуара, дидактических пособий, направленных на реализацию поставленных задач;
· организация специальных игровых занятий в сочетании с другими видами педагогического и психологического воздействия;
· организация среды, дающей возможность ребенку использовать и тренировать полученные навыки;
· создание “ситуации успеха” для каждого ребенка в процессе игровой деятельности.
Выбор сказки обусловлен:
· наличием проблемной ситуации;
· особенностями психофизиологического развития детей;
· индивидуальными и возрастными особенностями детей.
Репертуар:
· “Сказка о глупом мышонке”;
· “Заюшкина избушка”;
· “Петушок и его семья”;
· “Сказка про медведей”;
· “Маша и ее друзья”.
Продолжительность работы над одной сказкой - 1 учебный год с временными разрывами и включает 2 этапа.
1 этап - моделирование сказки;
2 этап - игровая драматизация.
Цикл занятий 1 этапа включает в себя:
· показ кукольного театра;
· показ театра игрушек;
· обыгрывание персонажей и сюжетов сказки;
· моделирование игровых ситуаций с игрушками кукольного театра.
Цикл занятий 2 этапа включает в себя:
· музыкально-двигательные этюды и упражнения;
· игры-драматизации;
· обыгрывание костюмов, атрибутов и декораций;
· театрализованное представление с участием детей.
Ожидаемые результаты:
· формирование у детей представлений об окружающей жизни и навыков взаимодействия с окружающим;
· развитие личностных качеств ребенка;
· преодоление эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с проблемами в развитии;
· успешная адаптация детей в условиях семьи или в условиях других учреждений.
Используемая литература:
1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. “Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании”.
2. Махалева М.Д. “Театрализованные занятия в детском саду”.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.