СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В
РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Г.В. Зайцева, учитель экономики МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»
С.Ф. Соколов, И. Устюжанин , ЧОУ ВО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», г.
Челябинск
Социальная ответственность бизнеса перед обществом на сегодняшний день — это проблема планетарного масштаба, которая касается каждого человека. Исторически было определено, что «добровольное, самостоятельное желание укрепления, поддержки державы основано на понимании того, что хорошая жизнь может быть только в независимом, сильном государстве. Желание жить лучше, повысить уровень собственного благосостояния в стабильном обществе продвигало бизнес. Активная поддержка предпринимательства государством и взаимная поддержка предпринимательскими слоями общества привели к становлению мощной, экономически стабильной Российской империи к началу XX в.» [2, c.25]. Современная экономика России находится в поиске определения форм сотрудничества между бизнесом и обществом, одним из основных направлений в развитии взаимодействия между предпринимательством и обществом может быть корпоративная социальная ответственность.
В современной экономике и менеджменте, безусловно, существует понятие корпоративной социальной ответственности (КСО). Согласно концепции КСО, бизнес в своем развитии должен учитывать интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние предпринимательской деятельности на различные направления социальной общественной среды.
В определённом смысле КСО — это новое понятие для российской реальности. В последние годы отечественные компании заявляют о создании социальных стратегий, цель которых предполагает не только увеличение прибыли, но и создание некоторых подходов к взаимодействию с обществом [4].
Крупные организации мирового сообщества тратят миллионы долларов на создание имиджа социального гражданства своих компаний. Для примера стоимость написания отчёта КСО в компаниях такой страны, как Канада, составляет около 500 000 долларов. Для работы над отчетом КСО привлекаются лучшие специалисты в сфере КСО. Стремление больших компаний к формированию системы КСО направлено на увеличение спроса со стороны потребителей, за счёт чего достигается максимизация прибыли.
В России становление корпоративной социальной ответственности находится в зачаточном состоянии, что вполне объяснимо. Становлению Российского бизнеса не более 35 лет, именно поэтому социальная ответственность лишь начинает развиваться. В Европе, в Америке бизнес прошел все этапы развития, общество сформировано, каждый бизнесмен, получающий прибыль, осознает необходимость служения обществу, его развитию, помощи людям. Поэтому истинное формирование КСО в России, в том числе в малом предпринимательстве, впереди.
В таблице 1 дана сравнительная характеристика моделей корпоративной социальной ответственности в Европе и России.
Таблица 1. Сравнительная характеристика моделей корпоративной социальной ответственности в странах Европы и России
Сравниваемые индикаторы |
Европа |
Россия |
Основные заинтересованные стороны
|
— Персонал — Потребители — Сообщество — Акционеры |
— Государство — Собственники — Персонал — Потребители |
Стимулирующие силы развития КСО |
— Сами корпорации — НКО — Государство |
— Государство — Сами корпорации — Местные власти |
Роль неправительствен ных (некоммерческих) организаций |
— Многочисленны и многообразны — Одни из основных драйверов, сотрудничающих с бизнесом в вопросах КСО(«Гринпис», «Бизнес в Сообществе» и т.д.) — Большое влияние на общественное мнение и реальные механизмы давления на бизнес в целом |
— Пока сравнительно немногочисленны — Скорее помощники, чем двигатели КСО — В вопросах КСО пока недостаточно известны в обществе и не обладают существенным влиянием |
Социальная отчетность |
— Социальная отчетность инициируется самим бизнесом — Стандарты социальной отчетности хорошо адаптированы и широко применяются — Социальная отчетность ориентирована на всех заинтересованных сторон |
— Социальная отчетность находится на начальном этапе — Зачастую отсутствует понимание как целостной системы и недооценивается ее полезность в долгосрочной перспективе — Социальная отчетность в основном ориентирована на государство и акционеров |
Представители малого и среднего бизнеса не имеют возможностей для выполнения социальных обязательств, вследствие слишком больших затрат в отличие от крупных компаний с наличием государственной поддержки. Для развития КСО, малые предприятия должны быть мотивированы со стороны государства.
В России в отличие от прогрессивных западных стран ситуация в отношении создания систем КСО иная:
— не выделяются дополнительные средства для организации
благотворительности;
— отсутствует желание улучшить экологическое состояние, благоустроить прилегающие территории;
— не применяются меры для формирования командной деятельности
работников на предприятии;
— ухудшается качество продукции в погоне за минимизацией издержек;
— не формируются взаимовыгодные отношения среди субъектов рынка, включающих конкурентов.
Анализируя КСО в Челябинской области можно прийти к выводу, что отсутствует методика внедрения и продвижения систем в отношении экологической охраны окружающей среды, экологии человека, повышения уровня образования. Одновременно Челябинская область глубоко интегрирована в глобальную экономику за счёт сбыта металлов и металлопродукции и иной сырьевой продукции. Но в связи с сокращением потребностей мирового рынка в части реализации металлов, происходит процесс обострения социальных проблем, который связан, прежде всего с сокращением персонала в вышеперечисленных отраслях. Часто руководители используют кризисную ситуацию в отрасли для своей выгоды, снижая заработную плату работникам, тем самым увеличивая прибыль компании.
Одновременно, необходимо отметить, что на крупных предприятиях оборонной промышленности система КСО не только работает, но и развивается. В крупных государственных компаниях, а также компаниях с государственным участием система КСО действует на достаточно хорошем уровне, что связано с их финансовой обеспеченностью.
Для малого и среднего бизнеса ситуация совершенно противоположная. Полное отсутствие систем КСО в малом предпринимательстве России определяется следующими факторами:
— неофициальная заработная плата;
— отсутствие уплаты социальных взносов; — ненормированное рабочее время; — несоблюдение техники безопасности.
Сегодня, в условиях капиталистического общества для большинства организаций работники и сотрудники — это всего лишь ресурсы, своеобразный расходный материал, с помощью которых достигаются цели, нежели ценный капитал, от которого зависит будущее компании. Руководитель предприятия должен оценить отличительные качества каждого сотрудника, необходимо осознать суть конкуренции на начальном этапе для региона, а затем и для глобальной экономики, что требует от владельца бизнеса навыков глобального мышления и знания основных принципов социальной ответственности.
Руководитель, владелец бизнеса должен качественно изменить подход к осуществлению управления бизнесом, поскольку развитие корпоративных социальных программ во многом зависит именно от организации деятельности управления. Предприятие это огромный механизм, «руководитель предприятия, предприниматель должен обладать универсальными знаниями с целью определения функций, направлений деятельности организации. Зная перечень бизнес-процессов действующих в коммерческой организации, предприниматель получает возможность выбора проблемных бизнес-процессов и принятия решений [1, c.21] в развитии бизнеса.
Однако, часто несоответствующим образом разрабатываемые решения приводят к тому, что формы реального КСО подменяются глянцем корпоративных отчётов, как малого и среднего, так и крупного бизнеса. Тем не менее, кризисная ситуация заставляет по-новому взглянуть на концепцию КСО, и существуют возможности обратить систему развития КСО, используя новые решения для развития социально ответственного бизнеса. С помощью концепции КСО в бизнесе решаются наиболее перспективные задачи в области экономике, такие как: инновации, эффективное использование человеческого капитала и прочие.
Существуют рекомендации международных организаций, которые закладывают основы КСО:
1) Обязанности компаний в области прав человека Организации Объединённых
Наций (ООН);
2) Всеобщая декларация прав человека;
3) Конвенция международной организации труда;
4) другие документы, разработанные организациями экономического сотрудничества и развития.
В России ведётся работа над документами, определяющими деятельность в области социальной ответственности. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) был основан летом 1990 года и объединил ведущих представителей современного бизнеса. Участники РСПП выступили с инициативой о создании хартии российского бизнеса, которая и была принята в 2004 году. В документе РСПП изложен свод принципов, являющихся основой формирования стратегий развития компаний и индикаторы её достижения. Социальные принципы, провозглашенные в РСПП, применимы к деятельности любой организации. Они должны быть интегрированы в деятельность современных организаций. На момент 2017 года под хартией подписалась 261 организация с общей численностью работников свыше 7 миллионов человек. В список входят как крупные государственные, так и негосударственные предприятия, а также представители малого и среднего бизнеса [4]. Компании достаточно заплатить членский взнос, после уплаты которого она автоматически входит в состав РСПП, но требования, которые предъявляются к ней, она может не выполнять. Отсутствует механизм, контролирующий организации Союза РСПП.
Существует меморандум о принципах КСО, который был принят Ассоциацией менеджеров в 2006 г. В нём изложен перечень обязательств, которые бизнесмен должен добровольно принять на себя: ответственное участие в общественном развитии, добросовестная деловая практика, развитие персонала и прочие [3].
В России существует корпоративный экологический кодекс — это добровольные обязательства компаний по соблюдению правил, которые определяются профессионалами бизнеса и экологами. Стоит вновь отметить, что данные документы имеют лишь формальный характер и не являются обязательными для исполнения, даже в случае их принятия.
Крупные компании в той или иной степени выполняют требования организаций к развитию КСО, так как их деятельность традиционно связана с выходом на международный уровень и отношениями с иностранными компаниями, которые предъявляют высокие требования к социальной деятельности.
Интерес вызывает развитие и продвижение систем КСО в сфере малого и среднего бизнеса. Здесь существуют некоторые барьеры на пути приобщения к практике КСО:
1) Стремление к ограниченности получаемой прибыли. Сумма средств направляемых на реализацию программ КСО, напрямую зависит от объёма прибыли компании.
2) Отсутствие интереса со стороны общественности организаций. Внимание средств массовых информаций и общественных движений направлено на крупные корпорации, при этом рассказывать о социальной ответственности малого бизнеса для них не представляет интереса. Одно из важнейших условий КСО является демонстрация обществу, но если о ней не рассказывают СМИ, то она остаётся незамеченной и не формирует положительный имидж фирмы.
3) Небольшой круг партнёров, за счёт чего снижаются требования к осуществлению КСО.
Универсальным способом решения проблем осуществления КСО является интеграция усилий с другими фирмами, а также поддержка со стороны государства.
Для российского малого и среднего бизнеса можно предложить следующие варианты реализации практических мероприятий в сфере социальной ответственности, которые не только дадут возможность улучшить состояние фирмы, но и поднимут ее социальную значимость в обществе, улучшать имидж, а, значит, будут способствовать привлечению и увеличению прибыли, а, значит, поспособствуют и развитию компании:
1) Улучшение экологической ситуации путем создания очистных сооружений и благоустройства прилегающих территорий.
2) Ориентация на производство качественного продукта.
3) Формирование ответственных отношений с бизнес-партнёрами.
4) Развитие благотворительности и социальных программ для работников.
5) Формирование лучших условий труда работников.
Улучшение экологической ситуации путем создания очистных сооружений и благоустройства прилегающих территорий — любые проекты по озеленению и уборкам прилегающих территорий, сохранение природных объектов и прочие. Экологические мероприятия необходимо утвердить на законодательном уровне. Осуществление экологических программ должно рассматриваться, как служение обществу, региону, служить развитию территорий базирования бизнеса.
Изменение ситуации от получения сиюминутной прибыли, когда в погоне за минимизацией издержек и максимальной прибылью производители заменяют качественные материалы их некачественными или уступающими по характеристикам аналогами, тем самым ухудшая отношение целевой аудитории к продукту. Новые подходы должны работать на выпуск качественных продуктов для потребителя. Здесь так же необходимо обновлять законодательную часть в сфере стандартизации и качества продукции, повышая требования к производству для производителя и организации контроля государственных органов.
Существующие взаимоотношения между организацией и фирмамипоставщиками или предприятиями-заказчиками, её конкурентами, определяют положение фирмы на рынке, сопутствуют развитию современных предприятий. Необходимо так организовать бизнес, чтобы происходило развитие добросовестной конкуренции с интеграцией усилий к созданию благоприятного климата между субъектами рынка. Проблема нечестной конкуренции особо остро всплывает именно на уровне малого и среднего бизнеса, где органы, контролирующие развитие конкурентного развития бизнеса не так активны и многие споры могут решаться годами, что для развиваемого предпринимательства бывает фатальным.
Формирование лучших условий труда работников, в том числе включающее некоторые виды деятельности, такие, как:
организация социальных программ для поддержания здоровья работников, их
семей, оказания помощи в сложных жизненных ситуациях; объединение работников, воспитание командного духа (teambuilding) — благоприятной атмосферы в коллективе и чувства организации работы для достижения общей цели, что задаёт позитивный настрой для всех работников организации. Подобный замысел может быть реализован путем обучением руководителей компаний, где они обрели бы навыки «тимбилдинга» и смогли бы больше узнать о его пользе для применения внутри коллективов. Для работников предприятий возможна организация тренингов.
Любая фирма в той или иной степени может осуществлять благотворительные и социальные программы: участие в развитии детских домов, выступление в спонсорских мероприятиях для детей-инвалидов; создание фондов для осуществления социальных программ.
Государственным структурам необходимо обучать владельцев бизнеса основам организации предпринимательской деятельности во избежание банкротства и бессмысленного вложения сил в потенциально разрушаемый бизнес. Обучение специалистов, продвижение малого бизнеса, организация программ поддержки и преференций для тех, кто применяет современные методы развития бизнеса, в том числе и берет на себя корпоративную ответственность, развивая бизнес, — это одна из основных форм поддержки малого предпринимательства для его дальнейшего развития и превращения в стабильное предприятие на рынке.
Корпоративная социальная ответственность — это концепция развития и продвижения современного бизнеса, в соответствии с которой представители бизнеса учитывают интересы и направления развития общества. Фирма, организация или компания может разрабатывать и применять системы корпоративной социальной ответственность в рамках своих возможностей. Крупным фирмам проще участвовать в такой деятельности, за счёт гораздо большей прибыли и поддержки со стороны государства. Но и мелкий бизнес должен работать, применяя системы корпоративной социальной ответственности.
Список литературы:
1. Зайцева, Г. В. Аутсорсинг: история и современность : Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов [Текст]: cб. науч. тр./ Обществ. палата Челяб. обл.; НОУ ВПО «Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина»; Редкол.:Л. В. Виницкий, Е. А. Захарова, С.Б. Синецкий, Г. И. Ладошина. — Челябинск : НОУ ВПО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», 2014.— 213 с.
2. Зайцева, Г. В. Исторические факты развития предпринимательства и налогообложения в России: Современное развитие малого бизнеса [Текст] : материалы II Всерос. Конф. / НОУ ВПО «Челяб. Ин-т экономики и права им. М.В. Ладошина» ; отв. ред.: С.Б. Синецкий; редкол.: Е. А. Захарова, В. В. Кванина, В. А. Баскаков]. — Челябинск, 2014. — 191 с.
3. Нефинансовые отчёты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчётности. Аналитический обзор /Под общ. Ред. А. Н. Шохина — РСПП, М., 2006 г.
4. Деловое объединение России Ассоциация Менеджеров. Меморандум о принципах КСО. // URL: http://www.amr.ru/pdf/121106.pdf . дата обращения 30.04.17 г.
5. Историческая справка. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. // URL: http://рспп.рф/about/history, дата обращения 30.04.17 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.