«Социальная защита детей из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах»
Автор:
Ступак Евгения Ивановна
социальный педагог
Муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Школа-интернат №8 города Донецка»
2020 г.
Донецк
ВВЕДЕНИЕ
1. СЕМЬИ, ДЕТИ КОТОРЫХ ОКАЗАЛИСЬ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1 Особенности социально-педагогической деятельности
1.2. Семья как объект социально-педагогической деятельности
1.3. Анализ понятия «семья, находящаяся в сложных жизненных обстоятельствах» в научной литературе и государственных нормативно-правовых актах
2. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ С ДЕТЬМИ, КОТОРЫЕ ОКАЗАЛИСЬ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.
2.1. Алгоритм выявления, профилактики и устранения наличия в семье сложных жизненных обстоятельств.
2.2. Патронаж как одна из форм работы социального педагога с семьями, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах.
2.3 Алгоритм работы социального педагога семьей с детьми, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
А. С. Макаренко
Социальный педагог школы - интернат в межаттестационный период работал над проблемой «Социальная защита детей из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах».
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение и социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем и подростковом возрасте ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющие, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами).
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет ее успешность, какие пласты культуры он усваивает, на стремление к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных обстоятельствах, адаптируются к изменившимся ситуациям его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Таким образом, семья - организм или малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основано на супружеском союзе или родственных связях.
Современная семья переживает сложный этап эволюции, переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений. Иными становятся система власти и подчинение в семейной жизни. Другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни.
Беспокойство вызывают семьи, неспособные обеспечить надлежащий уровень семейного воспитания.
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений приводит к увеличению риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состояниям. Неблагоприятные условия семейного воспитания способствуют накоплению у детей отрицательного опыта нежелательных навыков и привычек, от которых непросто освободиться. Негативное поведение родителей, нередко накладывает отпечаток на всю его последующую жизнь. Не случайно В.П. Сухомлинский придавал особое значение тому, что главным воспитательным фактором выступает семья.
Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе. Отсутствие в семьях заботы, психологическая нестабильность, физическое и сексуальное насилие толкает детей к побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.
Особая актуальность социальной работы с такими семьями объясняется тем, что неблагополучный тип семьи порождает неблагополучное детство, провоцирует рост количества детей с девиантным поведением. Семейные проблемы становятся проблемой общества. Существование около двадцати пяти вариантов определения группы неблагополучных или проблемных семей, усложняет восприятие и понимание содержания социальной работы. Поэтому определение и анализ понятия «семья, находящаяся в сложных жизненных обстоятельствах» как объекта и субъекта социальной работы, позволит детализировать формы и методы социальной поддержки конкретной категории семей.
Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни.
Социальный педагог — это тот специалист, который в первую очередь должен быть привлечен к решению этой проблемы. К его компетенции относится деятельность, направленная на всестороннюю помощь детям из семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Исследованием социальных проблем семей посвящены работы отечественных и зарубежных ученых – Л. Алексеевой, О. Арсеньевой, О. Гуляр, Ф. Думко, Н. Щербак и др. Рассмотрению социально-педагогической деятельности с семьей как с системой, институтом, группой, коллективом в аспекте социальной политики и социальной работы посвятили свои работы О. Беспалько, Т. Бессонова, А. Капская, Р. Овчарова, Л. Олифриенко, С. Толстоухова, И. Трубавина и другие исследователи. Психологические аспекты сложных жизненных обстоятельств семьи и семейного неблагополучия рассмотрели М. Буянов, А. Варга, О. Венгер, Н. Синягина, В. Целуйко и другие ученые.
Объектом исследования данной работы является семи обучающихся МОУ «Школы-интернат № 8 города Донецка», находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах.
Предметом исследования является социально-педагогическая деятельность с обучающимися и их семьями, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах.
Цель работы: проанализировать понятие «семья, находящаяся в сложных жизненных обстоятельствах» в научной литературе и нормативно-правовых актах; выделить подходы к определению понятия «семья, находящаяся в сложных жизненных обстоятельствах»; детализировать формы и методы социальной поддержки конкретной категории семей.
Задачи исследования:
§ доказать, что проблемная семья нуждается в социальной защите и психолого-педагогической поддержке, которая может осуществляться социальными педагогами;
§ показать, что проблемная и неблагополучная семья является объектом социально-педагогической деятельности;
§ разработать программу социального патронажа неблагополучных и проблемных семей, семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;
§ провести анализ наличия в семье признаков сложных жизненных обстоятельств.
§ обобщить научную литературу по проблеме влияния семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах на процесс социализации ребенка.
§ изучить особенности социализации детей из семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;
§ выявить основные виды и причины дезадаптации ребенка из семьи, находящейся в сложных жизненных обстоятельствах;
§ обосновать пути решения проблемы успешной социализации ребенка из семьи, находящейся в сложных жизненных обстоятельствах.
Гипотеза исследования.
1. Предположение, что:
§ проблемная семья нуждается в социальной защите и психолого-педагогической поддержке, которую может осуществлять социальный педагог;
§ необходимы новые методики и технологии для осуществления социально-педагогической деятельности с семьями, находящимися в сложных жизненных обстоятельствах;
2. Решение проблемы социализации ребенка из семьи такой категории возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
§ раннее выявление и постановка на учет ребенка из семьи, находящейся в сложных жизненных обстоятельствах;;
§ определение причин возникновения сложных жизненных обстоятельств семьи;
§ осуществление информационной помощи семье;
§ организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска» при кардинационно - организационной помощи со стороны общеобразовательного учреждения, социального педагога.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ социально-психологических, педагогических источников, патронирование семей, тестирование, обработка и анализ полученных данных.
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей.
Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей.
Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам).
Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.
Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые семьи, дети в которых оказались в сложных жизненных обстоятельствах, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, такие семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи.
В современной научной литературе используют различные подходы для определения понятия «неблагополучная семья». К категории неблагополучных семей относят различные типы проблемных семей, определяя их как дисфункциональные, с ослабленным потенциалом, с нарушением воспитательной функции, нарушением социального потенциала, кризисные, с нарушением внутрисемейных взаимоотношений, проблемные, асоциальные, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, и т. п. Каждое из определений понятия «неблагополучие», или «сложные жизненные обстоятельства» раскрывает определенный аспект и требует дополнительного уточнения.
Существует мнение, что каждая семья переживает ряд кризисных ситуаций. Различные периоды жизни семьи вызывают у детей и родителей стрессы, провоцирующие настоящие кризисы.
М. Буянов считает, что только система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. Неблагополучная семья – это не асоциальная семья. Семья неблагополучная при условии, что в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие эмоционально-психическое состояние. Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является индикатором семейного благополучия. Однако для целей социальной семейной республиканской политики типы семей определяются по иному основанию – объективному риску социальной уязвимости, а значит нуждаемости в социальной поддержке республики, целенаправленных особых льготах и социальных услугах и поддержке.
В Донецкой Народной Республики, на законодательном уровне, уделяется огромное внимание защите прав детей и социальной поддержке семьи, профилактика безнадзорности и правонарушений , семейным формам воспитания, утвержден перечень льготных категорий детей. Кроме того, Приказом МОН ДНР № 905 от 15.12.2015г. определено, что сложные жизненные обстоятельства и социально опасное положение – это обстоятельства, объективно нарушающие нормальную жизнедеятельность личности, последствия которых она не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, частичная утрата двигательной активности в связи со старостью или состоянием здоровья, одиночество, сиротство, отсутствие жилья или работы, насилие, неуважительные, негативные отношения в семье, малообеспеченность, психологические и психические расстройства, стихийные бедствия, катастрофа и т. п.). Таким образом, сложные жизненные обстоятельства – это неблагоприятные для человека события, когда ему объективно необходима посторонняя помощь со стороны государства, общества, ближайшего окружения для восстановления своей нормальной жизнедеятельности.
Исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделить целый ряд факторов социального риска, отрицательно сказывающихся на репродуктивных функциях семьи, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки.
Такими индикаторами наличия в семье признаков сложных жизненных обстоятельств являются:
Социально-медицинские: инвалидность, алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, беременность несовершеннолетних;
Социально-бытовые: малообеспеченность (неполноценное питание, отсутствие необходимой одежды), отсутствие минимальных бытовых условий (отопления, водо-газоснабжения, электроэнергии и т. д.), отсутствие/потеря собственного жилья, грубое нарушение санитарно-гигиенических норм проживания семьи;
Социально-педагогические: низкий уровень воспитательного потенциала семьи (недостаточное внимание к ребенку, его развитию и жизни), беспризорность, бездомность ребенка, уклонение от выполнения родительских обязанностей, самовольный уход детей с постоянного места жительства;
Психологические: конфликты (поколений, детей со сверстниками, детей с воспитателями/учителями и т. д.), насилие (физическое, экономическое, психологическое, сексуальное), психологические дисбалансы (стрессы, агрессия, депрессия, истерические проявления).
В этой работе под «семьей, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах» мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
Следует отметить, что каждая третья семья в школе-интернате была выявлена в результате того, что родители систематически уклонялись от выполнения своих обязанностей. Дети из таких семей поступают на обучение в школу-интернат тогда, когда семья уже находится в глубоком кризисе. Вследствие позднего выявления семей, которые уже имеют комплекс социально опасного положения его принимают как «норму», где нет понимания проблем и мотивации относительно их решения, в школе-интернате удается решить с позитивным результатом.
Таким образом, главной задачей социального педагога общеобразовательного учреждения является своевременное выявление, еще на ранних стадиях возможного неблагополучия семей с детьми, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах и путем своевременного предоставления комплексных услуг увеличить количество семей, выведенных из-под социального сопровождения с позитивным результатом, т.е. способных самостоятельно адаптироваться в обществе.
В своей работе я сталкиваюсь с разными семьями. Это семьи, где ребёнок проживает в неблагоприятных условиях (отсутствие гигиенических принадлежностей, постельного белья, личного спального места, продуктов питания, сезонной одежды и обуви), в постоянных ссорах членов семьи, где родители - пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Также требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.
Приведу некоторые варианты неблагополучия в семьях, с которыми я работаю:
1. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.
3. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей; заторможенность в развитии детей; эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ; вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы, растлевающую духовно, сопряженную с риском для жизни; отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье; допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.
4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить феминизацию мальчиков и девочек.
5. Семьи со сводными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.
6. Семьи с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы.
7. Семьи умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.
8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психике, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их неуживчивость со сверстниками и педагогами.
Основной своей задачей, как социального педагога, в работе с семьей, я считаю, разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей я начинаю с её изучения.
Только за последние четыре года в нашем образовательном учреждении почти вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей, возросло количество сирот, детей оставшихся без родительского попечения. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина - отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Все это приводит к ослабленности детского организма.
Ввиду специфики образовательного учреждения, в основном я работаю с семьями, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах. Количество этих семей возрастает в связи с тем, что мы с вами живем в такое сложное время, когда наша страна находится в условиях войны, экономической и политической блокады, особая категория семей, которые дают нам детей психологически незащищенных. Моей прямой задачей как социального педагога является изучение психолого-педагогической особенности личности и ее микросреды, условий жизни семьи; обеспечить ребенку из такой семьи душевный покой и свободу, чувство защищённости и уважение.
На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия, оказание помощи детям из семей контрольной категории, состоящий из 6 пунктов:
1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:
§ Органы социальной защиты населения;
§ Отдел образования;
§ Общественные организации;
§ Здравоохранения;
§ Службы по делам семьи и детей;
§ Служба занятости населения;
§ Сектора полиции по делам несовершеннолетних.
2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:
§ Классные руководители;
§ Воспитатели;
§ Педагоги школы;
§ Врачи;
§ Участковый инспектор;
§ Родственники;
§ Соседи;
§ Друзья.
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:
§ Документы социально-медицинского патронажа;
§ Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
§ Материалы психодиагностики;
§ Результаты рейдов;
§ Жалобы и заявления граждан;
§ Материалы о правонарушениях;
4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.
А) НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%
§ Бродяжничество;
§ Агрессивность;
§ Хулиганство;
§ Кражи;
§ Вымогательство;
§ Правонарушения;
§ Аморальные формы поведения;
§ Неадекватные реакции на замечания взрослых.
Б) НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.
§ Низкая успеваемость;
§ Неврастения;
§ Отсутствие навыков личной гигиены;
§ Неуравновешенность психики;
§ Табакокурение ;
§ Болезни;
§ Недоедания;
§ Уклонение от учебы.
В) НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%
§ Конфликты с учителями;
§ Конфликты с воспитателями;
§ Частое употребление неформальной лексики;
§ Суетливость или гиперактивность;
§ Конфликты с родителями;
5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЕМЬЮ, ДЕТИ КОТОРОЙ ОКАЗАЛИСЬ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
§ Консультирование;
§ Обучающие консультации для родителей;
§ Помощь общественных организаций;
§ Влияние через СМИ;
§ Пропаганда здорового образа жизни;
§ Пропаганда семейных ценностей;
§ Оказание материальной помощи;
§ Административные штрафы;
§ Постоянный патронаж;
§ Принудительное лечение от алкоголизма;
§ Помощь в трудоустройстве родителей;
§ Лишение родительских прав;
6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
§ Помощь в сборе документов для получения социальных льгот;
§ Обеспечение бесплатным содержанием в детских учреждениях:
¾ проживание;
¾ обеспечение одеждой и обувью;
¾ обеспечение санитарно-гигиеническими принадлежностями;
¾ обеспечение учебными принадлежностями;
¾ обеспечение сбалансированным питанием;
¾ лечение детей и оздоровление (санатории, ДОЦ);
¾ обучение;
¾ развивающие мероприятия (кружки, секции).
§ Трудоустройство.
§ Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает семьям с детьми, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах, образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
1. Диагностические:
§ ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых),
§ исследование сложившихся проблемных ситуаций.
По необходимости представители администрации школы-интерната посещают семьи с целью изучения условий проживания детей в семье.
2 Контрольные:
§ оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный);
§ анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
3 Адаптационно – реабилитационные:
§ оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении семей с детьми, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах, и, прежде всего, асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей.
В своём опыте при работе с семьёй я использую наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии.
Еще одна форма работы с семьей - социально – педагогический мониторинг семьи – это система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе важных решений.
Сущность социально – педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Важную роль в осуществлении социально – педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты.
2.3 Алгоритм работы социального педагога семьей с детьми, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах
Опираясь на предшествующий опыт работы социально-психологической службы школы по вопросам социально – педагогической помощи различным типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога с семьей, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах, мы выделили следующие этапы работы социального педагога с такой семьей, которые реализуются непосредственно через школу и представили в виде схемы:
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;
2 этап: первичное обследование жилищных условий семьи;
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7 этап: составление карты семьи;
8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)
9 этап: составление программы работы с семьей;
10 этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11 этап: выводы о результатах работы с семьей с детьми, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах.
Сведения, которые мне необходимо знать, как социальному педагогу, о семье:
1. Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат.
3. Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
Я как социальный педагог образовательного учреждения – в первую очередь педагог, а во вторую - собственно социальный работник. Поэтому для меня актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и традиций школы, педагогическое стимулирование активности личности, использование таких социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность.
с целью повышения качества социального ежегодно в начале учебного года в школе-интернате проводится общественный смотр условий содержания, обучения, воспитания, оздоровления, трудоустройства и социальной защиты несовершеннолетних льготной категории, в ходе которого идет работа по обновлению базы данных обучающихся, их социальной среды, условий жизни.
Для того чтобы помочь учащимся, которые испытывают трудности в общении, обучении и поведении, можно использовать следующие рекомендации:
1. принимайте ребенка таким, какой он есть;
2. предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
3. расширяйте кругозор ребенка;
4. включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
5. игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих;
6. развивайте в ребенке положительные эмоции;
7. с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
8. чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;
9. не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дает оценку собственному поступку.
Жизнь убеждает в том, что издержки в воспитании детей — это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи.
Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке семей с детьми, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.
Целью данной работы было выявление специфики деятельности социального педагога с семьями с детьми, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах. Опыт исследования позволил ориентировочно выделить три группы проблемных семей.
1. Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
2. Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
3. Семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей.
Основная задача социального педагога при патронаже семей с детьми, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, – укрепление взаимодействия, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности взрослых за воспитание детей, воздействие на состояние ребенка, корректировка его поведения.
Социальный педагог помогает родителям осознать позитивные и негативные события, происходящие в семье. Увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, учит преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия. Следует принимать как данность сложившиеся в семье ролевые отношения и границы между поколениями, даже в случае полного несогласия с ними. Весьма желательным является вовлечение в процесс реабилитации ребенка семьи в расширенном составе, включая бабушек, дедушек, других родственников, контактирующих с ребенком.
Таким образом, главная задача социального педагога в контексте нашей работы на сегодняшний день — совмещать воспитательную работу с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий. Думается, что инновационность опыта социально-педагогической деятельности, рост числа научных разработок и рекомендаций вызовут к жизни новые методики и технологии работы социального педагога с неблагополучными и проблемными семьями.
1. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: 2000 г.
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М.: «Просвещение», 2001
3. Василькова Ю.В., Василькова М.А. Социальная педагогика. М.: 2000 г.
4. Иванников В. Социальная служба помощи детям и молодежи: пути развития /ст. ж-ла Воспитание школьников. 1993 г. № 4. стр. 52.
5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М., 2004.
6. Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью /ст. ж-ла Воспитание школьников. 1996 г. № 5. стр. 32.
7. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. — Мн., 2005.
8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2004.
9. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. — М., 2004.
10. Педагогика. 2000. № 1. стр. 147.
11. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей /ст. ж-ла
12. Подласый И.П. Педагогика кн. 2. М.: 2000.
13. Семейно-бытовая культура /сост. Водзинский Д.И. Народная Асвета 1987 г.
14. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.
15. Социальная педагогика /Под ред. Никитина В.А. М.: 2000.
16. Чередниченко И.В. Трудные дети или трудные родители? М.: 1992 г.
17. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. — М., 2002.
18. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия».
Перечень нормативно–правовых документов
1. КОНСТИТУЦИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
2. Закон ДНР «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Постановление №1-166П-НС) 30.04.2015г.
3. Закон ДНР «О социальной защите инвалидов» (Постановление №1-181П-НС) 15.052015г.
4. Закон ДНР «Об образовании» (Постановление №1-233П-НС от 19.06.2015г.
5. Закон ДНР «Об образовании ( Постановление №111-НС от 04.03.2016г.
6. Приказ МОН №139 от 06.05.2015г. «Об утверждении Типового положения о школе-интернате (общеобразовательной, специальной, санаторной)» (зарегистрировано в Министерстве Юстиции Донецкой Народной Республики 14.05.2015г. № 119)
7. Приказ МОН № 905 от 15.12.2015г. « Об утверждении инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении»
8. Приказ Мин ТСП и МОН №69/2/531 от 17.09.2015 г. «Об утверждении льготных категорий детей и перечня документов» ( зарегистрировано в Министерстве Юстиции Донецкой Народной Республики 24.09.2015 г. № 521)
9.Приказ Министерства труда и социальной политики ДНР № 7/5 от 22.01.2016 г. « О создании координационного совета по защите прав детей и социальной поддержки семьи» ( зарегистрировано в Министерстве ДНР 15.02.2016 г. № 1010).
10. Международная декларация прав человека
11. международная декларация прав ребенка
12. международная декларация о правах инвалида
13. Международная конвенция о правах ребенка
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.