Павлов А.К. – аспирант кафедры педагогики Международного Института Независимых Педагогических Исследований
(МИНПИ)
Pavlov A. K. – graduate student of department of pedagogics of the International Institute of Independent Pedagogical Researches
(MINPI)
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
SOCIAL MATURITY OF THE IDENTITY OF SENIORS AS CONDITION OF SUCCESSFUL ADAPTATION TO THE MODERN SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT
Аннотация
В данной статье рассматривается социальная зрелость личности старшеклассников как условие успешной адаптации к современной социокультурной среде, выделены критерии определения социально зрелой личности, определено понятие «социальная компетентность личности».
Ключевые слова: социально зрелая личность, критерии определения социально зрелой личности, социальная компетентность личности, условие успешной адаптации, современная социокультурная среда.
Summary
In this article the social maturity of the identity of seniors as a condition of successful adaptation to the modern sociocultural environment is considered, criteria of definition of socially mature personality are marked out, the concept "social competence of the personality" is defined.
Keywords: socially mature personality, criteria of definition of socially mature personality, social competence of the personality, condition of successful adaptation, modern sociocultural environment.
Современное образование не может развиваться отдельно от тех процессов, которые происходят в социокультурной среде и активно влияют на него.
Сегодня становится очевидным, что мировая цивилизация развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости стран, народов, культур. Характерной чертой современной социокультурной ситуации является бурный рост культурных обменов, прямых контактов между странами. Начинают соприкасаться реальности различных культур и религий, народов, существовавшие до этого часто автономно, в разных культурных измерениях, изменяется мир массовой культуры. Можно утверждать, что современное социокультурное пространство структурируется на основе интеркультурных связей. Помимо этого, особенностями современного социокультурного пространства являются интеграция всех сфер жизни, рост коммуникаций, развитие особого открытого для всех информационного пространства.
В этой связи, мы являемся свидетелями формирования и развития нового типа личности, для которой характерна восприимчивость к новым реалиям современности, социальному заказу, адекватная реакция на общественное воздействие и умение его формировать, не просто многоязычие, но знание и понимание собственной и чужой культур. Успех в различных областях деятельности теперь зависит от способности быстро адаптироваться к различным социокультурным условиям, эффективно вступать в социокультурные взаимодействия.
Новый тип социокультурной реальности ставит перед современным образованием принципиально новые задачи. Современная система образования не может ограничиваться только трансляцией социокультурных норм и готового научного знания. В XXI веке узкопрофессиональная подготовка не отвечает требованиям времени, важным компонентом образования становится личная культура выпускника и его способность активно и эффективно взаимодействовать с социумом.
Одной из главных задач, стоящих перед современным образованием является выработка современной, адекватной времени, социальным и культурным запросам человека, личности и общества, стратегии профессионального образования и сопутствующей ей тактики. Подготовка будущего специалиста в системе современного образования должна быть ориентирована на обеспечение его субъектности, самостоятельности, инициативы, толерантности, устойчивости, т.е. всего того, что обеспечивает успешное и культурно-ориентированное вхождение молодого человека в социум, его личностное и профессиональное становление. В этом плане перспективным представляется компетентностный подход к образованию. Подготовка старшеклассников к успешной адаптации в современной социокультурной среде правомерно может и должна рассматриваться качестве одной из ведущих целей образования и обеспечивать становление их социальной компетентности.
Социальная компетентность считается неотъемлемой составляющей, основой процесса социализации личности, поскольку она предполагает социальную активность, социальную гибкость, социальную зрелость, умение сотрудничать, вступать в контакты, легкую совместимость, готовность к изменениям, к самоопределению, социальную ответственность, а также совокупность личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющейся современной социокультурной среде. Процесс формирования социальной компетентности решает задачи социальной адаптации, которая предполагает активное приспособление к условиям социальной среды, оптимальной включение в новые или изменяющиеся условия, достижение успехов в реализации целей; устойчивость в поведении и отношениях; развитие социальной активности, рассматриваемой как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленная на социально-значимое преобразование окружающей среды, инициативность и результативность действий.
Социальная компетентность представляет собой интегративную системную характеристику личности, которая соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания, практические социальные умения и навыки взаимодействия и деятельности, обеспечивающие успешную интеграцию человека в общество, его включение в различные социальные и профессиональные взаимодействия, а также эффективность его действий в широком социальном контексте. Многочисленные исследования социальной компетентности показывают, что основной характеристикой социально компетентного человека является социальная зрелость личности, которая проявляется в устойчивости нравственных норм, автономии и независимости от окружения, устойчивости к воздействиям неблагоприятных жизненных факторов, устойчивости и критичности к влияниям социального окружения, устойчивости ценностных ориентаций.
Когда человек социально зрелый, чётко и последовательно отстаивает свой статус, стремится соответствовать ему, воспринимает и соблюдает определенные социальные, профессиональные, корпоративные правила, нормы этикета и морали, тогда он предстаёт в сознании людей социально компетентным. Однако социально-компетентное поведение вовсе не предполагает действие в рамках устойчивых норм, а способность умело и гибко реагировать на появляющиеся возможности, осуществлять свой выбор и решать разногласия.
По своей сущности социальная зрелость есть отражение личностью общественных отношений и ее позиции к этим отношениям. Являясь формой самоопределения личности, социальная устойчивость отражает действительность не пассивно, а посредством общественных отношений, не абстрактно, а сквозь призму потребностей личности. Она определяет характер чувств, качеств и мотивов поведения, направленность деятельности, то есть социальная устойчивость моделирует систему принципов жизнедеятельности человека, проецирует императивы его действий и поступков.
Социальная зрелость – интегративное образование, которое сочетает в себе совокупность качеств, проявляющихся как психологическое выражение состояний личности, обуславливает ее направленность, активность, ответственность, обеспечивает творческую реализацию [См.: Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Издательство Казанского университета, 1992. - С.3]. Социальная зрелость – это, с одной стороны, определенная позиция личности, проявляющаяся в виде отношений к другим людям, коллективу, продуктам деятельности и общения, окружающей среде, себе самому, с другой стороны, гибкость в усвоении новых отношений, принципов, способность к нормотворчеству, изменению, совершенствованию.
Критериями социально зрелой личности являются:
- направленность социальной активности, проявляющейся в нравственной деятельности и поведении;
- степень включенности в различные виды деятельности, результативность участия в ведущей деятельности;
- готовность к сознательной актуализации требований нормативной нравственности;
- характер потребностно-мотивационной структуры, пробуждающей к реализации общественно значимых и личностно ценных целей;
- сознательность и ответственность.
Наличие социальной зрелости позволяет людям успешно адаптироваться в современной социокультурной среде, реализовывая свои потребности, возможности, способности, вступая во взаимоотношения с другими членами общества, социальными микрогруппами, институтами, организациями и социумом в целом. С другой стороны, социализация, успешно осуществляемая на основе высокой социальной зрелости, определяет стабильность самого общества, обеспечивая необходимую преемственность в его развитии.
Таким образом, одним из признаков конкурентноспособности личности, ее адаптации к современной социокультурной среде, социальной безопасности, служит факт наличия высокой социальной зрелости. В связи с этим, целью современного образования должно стать воспитание социально зрелых личностей, способных быстро перестраиваться в зависимости от изменяющихся требований современной жизни, умеющих постоянно совершенствоваться, искать пути реализации своих знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, отстаивая при этом свои взгляды и сохраняя личностные позиции.
Литература
1. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Издательство Казанского университета, 1992.
Literature
1. Sirotkin L. Yu. Formation of the personality: stability problem. Publishing house of the Kazan university, 1992.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.