Министерство образования и науки Амурской области
государственное общеобразовательное автономное учреждение
Амурской области
ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
март 2021 г.
Особенности работы по социально-бытовой ориентировке обучающихся с умственной отсталостью.
Доклад на МО воспитателей подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Иванова Елена Викторовна.
Никому в мире до сих пор не удалось разработать безотказную педагогическую «кулинарную книгу» с достаточным количеством качественных альтернативных идей, универсальное содержание которой подходило бы для работы с любым ребёнком. Сложно также создать такие программы для лиц с умственной отсталостью, которые позволяли бы им функционировать согласно нормам общежития и подчиняться стандартным требованиям, поставленным обществом. Каждый человек является частью общества и имеет право играть в нем значимые роли. Человек с умственной неполноценностью, ограниченный в выполнении своих ролей, без соответствующей помощи не сможет социально развиваться.
Воспитание является видом искусства, в котором важнейшую роль играет ощущение нужд момента, обстоятельств, места и времени. К сожалению, то, что в воспитании учеников с умственной неполноценностью является самым важным, что обуславливает их будущие жизненные возможности, предоставлено интуиции учителей-воспитателей. Обучение детей и молодежи умению справляться с собой, жизненной предприимчивости и самостоятельности, а также совместной жизни с другими людьми до сих пор нуждается в методической доработке. Чем большим количеством методик владеет воспитатель, тем легче он справляется с планированием и определением цели работы, а также техник социализации. В педагогической и психологической литературе достаточно интересных методов, но на все предложения, которые действительно могут вдохновить на создание собственных воспитательных методов, следует смотреть с точки зрения перспективы воспитанников, поскольку не их нужно приспосабливать к методикам, а наоборот. Именно поэтому необходимо постоянно модифицировать или объединять множество методов работы. Специфика обучения лиц с умственной неполноценностью заключается в комплексном, интегрированном воспитании и обучении, основанном на познании мира многими органами чувств.
Главной целью воспитания является развитие автономии ученика путем его персонализации и социализации, а также - в рамках имеющихся у него реальных возможностей – наделение такими навыками, чтобы он мог получить максимальную независимость в жизни и наравне с остальными участвовать в формах общественной жизни, сохраняя право быть другим.
Ситуации, способствующие высвобождению чувства независимости.
Особенностью человеческой природы является разнообразие навыков и способность, несмотря на различные ограничения, проживать жизнь боле или менее с пользой и осмысленно.
- 2 -
Важно не только то, чем природа наградила человека, но и то, как человек использует это свое «приданое» и какой делает выбор. В случае с детьми
с умственной неполноценностью по понятным причинам выбор будет достаточно ограниченным, но в рамках своих ограничений они должны иметь собственную автономию, то есть возможность поступать согласно своему выбору.
Нормально развивающийся ребенок достигает автономии во время контактов со взрослыми и сверстниками. Однако для её достижения необходим определенный уровень самостоятельности действий, поэтому дети с умственной неполноценностью способны функционировать независимо только в границах своих индивидуальных возможностей, то есть в том, что связано с задачами повседневной жизни (личная гигиена, еда, одевание, перемещение по местам общего пользования и знакомым улицам и т.п.). Выработка определенного автоматизма и поощрение подражать поведению других – это средства, которые должен использовать воспитатель везде, где логичное обучение превышает возможности ребенка.
Формирование самостоятельности и независимости, понимаемых как способность самому себя обслуживать и выполнять простые повседневные действия, часто возвышается до ранга важнейшей задачи реабилитации. Самостоятельностью принято называть не только способность выполнять различные задания, но и умение управлять собственным поведением. Это означает и выбор целей, выбор путей и способов действий, а также принятие решений, касающихся собственной персоны. Занимаясь социализацией умственно неполноценных детей, необходимо помнить, что как физические условия жизни, так и психические потребности умственно неполноценного человека требуют, чтобы он как можно в меньшей степени зависел от людей. Однако всегда в определенной степени он будет от них зависеть. Мы должны научить их принимать решения, дать каждому ребенку возможность выбора. Вначале выбор может касаться вида игрушки, одежды, цвета карандаша, потом можно ввести более сложные ситуации выбора.
Если мы хотим научить умственно неполноценного ребенка какому-то действию, необходимо методично шаг за шагом показывать как совершается данное действие, а также предоставить время на самостоятельные упражнения и экспериментирование. В воспитательных действиях должно найтись место тому, чтобы дети демонстрировали умение и самостоятельность в простых повседневных ситуациях, чтобы имели право выбора и принятия решений о своем свободном времени, интересах, поддержании дружеских контактов – везде, где это возможно. В ходе побуждения ребенка к действию стоит до минимума ограничить опеку и руководство, поскольку у каждого человека есть естественная потребность управлять собой. Однако предоставление слишком большой свободы не
- 3 -
всегда дает возможность научиться принимать решения правильным образом.
То, как будет складываться жизнь умственно неполноценного человека, во многом зависит от него самого, в тот момент, когда он полностью осознает свои возможности. Выполнение лишь простейших действий не дает им возможности изучить свои ограничения. Картина собственной личности обычно раздвоена и состоит как бы из двух картин: каким бы я хотел быть и какой я есть. Самооценка ребенка всегда должна определяться и учитываться в процессе воспитания. Чем сильнее она искажена, тем больше времени и усилий мы должны потратить на процесс социализации.
Ситуации, развивающие социальные навыки.
События в жизни наших детей не слишком разнообразны, поэтому их социальное развитие находится под угрозой. Мы знаем, что выполнение какой-либо роли в группе имеет огромное значение для эмоционального и социального развития человека. Чтобы уметь играть сколько-нибудь значимую роль в группе, необходимо научиться придавать своему голосу и поведению важный тон, замечая при этом других членов группы. Подготовкой к этому могут быть различные игры с зеркалом или игра в дирижера и др.
От естественной игры через подражание простому ситуационному поведению легче перейти к более сложным ролям, например, дежурного, помощника для более беспомощного товарища или при подготовке к какому-либо мероприятию. Правила поведения в группе очень важны для каждого ребенка, поскольку упорядочивают окружающий его мир. Отсутствие правил или их избыток приводит к ограничению свободы и спонтанной активности, а также угрожает чувству безопасности.
Соблюдение правил требует подчинения, поэтому сложнее всего будут подчиняться дети с повышенной агрессивностью или заторможенные. Но и в этом случае не стоит отказываться от последовательных упражнений. Здесь уместна игра типа «ведущий-ведомый»; или один ребенок отбивает ритм на барабане, другие ему подражают.
Если ребенок играет с тем, что уже хорошо знает, воспитатель должен следить, чтобы у него не возникли стереотипы, и он не действовал по ситуации. Воспитатель должен так организовать занятия, чтобы ребенок постепенно познавал партнера и пытался установить с ним контакт, например, в совместной игре. Нельзя долгое время позволять ребенку участвовать в неподходящей игре, например, слишком трудной или слишком легкой. В первом случае ребенок теряется в хаотичной действительности или
прекращает активность, во втором случае он посчитает игру рутиной и погрузится в схематичность своих действий.
- 4 -
Если мы хотим развивать социальные навыки детей, необходимо помнить о создании положительных эмоциональных связей внутри группы. Ничто так замечательно не объединяет группу, как общие цели, задачи, определенные задания, выполняемые всеми в одно и то же время (например, совместные занятия рисованием, изготовление поделок, организация и подготовка к праздникам), и ровно доброжелательное ко всем отношение воспитателя. Дети сразу чувствуют отсутствие симпатии воспитателя к одному из товарищей, чувствуют резкий тон разговора, укоры и комментарии в его адрес и зачастую копируют поведение учителя или воспитателя, также выражая негативное отношение к товарищу.
Ситуации, способствующие развитию коммуникации и приобретению коммуникативных навыков.
Речь наряду с мышлением и эмоционально-мотивационной сферой определяет психическое развитие человека. Языковое функционирование умственно неполноценных детей в значительной мере зависит от создаваемых социальных ситуаций. Ситуации, особенно вредные с точки зрения эмоциональной жизни ребенка (например, изоляция, отверженность), существенным образом влияют и на развитие речи. Если мало доверять информации, передаваемой умственно неполноценным ребенком, считая, что им нельзя доверять, и не слишком охотно слушать их неуклюжие рассказы, дети чувствуют, что их не слышат и не понимают, и они могут прекратить всякое общение со взрослыми, вести себя агрессивно. Наиболее эффективной формой корректировки и стимулирования речи у детей данной группы происходит благодаря естественной необходимости коммуникации, происходящей в результате социальных взаимодействий. По мере развития (в том числе языкового) сообщения ребенка должны становиться все богаче. Это связано с накоплением его собственных впечатлений, получаемых в результате спонтанной или направляемой активности, и прежде всего, в результате действий, которые предшествуют словам. Как известно, без знания языка не существует коммуникации, так как она происходит в психической и социальной сферах. Именно здесь следует искать причины нарушения процессов коммуникации, которые проявляются во время межличностных контактов.
Попыткам установить партнерские отношения должны предшествовать многочисленные упражнения, чтобы ребенок проявил свое подлинное «я». В построенной таким образом ситуации диалога он имеет намного больше шансов развития собственной активности и инициативы в установлении межличностных контактов. Находясь в воспитательном учреждении, дети ведут общественную жизнь. Воспитатель должен понимать их просьбы, а они должны понимать, чего от них ждет воспитатель. Роль воспитателя заключается в поиске подходящего способа общения с такими детьми: следует создавать ребенку частые ситуации для «диалога», обмена
- 5 -
сообщениями с ровесниками не только словесно, но и с помощью невербальной коммуникации («языка тела», игры в пантомиму, с помощью специальных таблиц общения и т.п.) Важно также соединять речевые упражнения с движением и ритмом, ощущением, слушанием и восприятием зрительных, тактильных и других раздражителей. Соответствующим образом сконструированные игры и инсценировки, имитирующие определенные места (дом, двор, магазин, почту, поезд и т.п.), могут благотворно влиять на форму высказываний ребенка, определять тематический круг беседы и стиль высказывания (описание, диалог, рассказ о событиях). Благодаря таким упражнениям и активному участию ребенка в игре, обогащается и упорядочивается его словарный запас (активный и пассивный), происходит овладение навыком создавать спонтанные высказывания в контексте, определенном игрой. То, что ребенок ни о чем не спрашивает, не означает, что он не интересуется миром. Важно создавать, как можно больше возможностей задавать вопросы и давать ответы, сохраняя равновесие ролей автора и адресата речи.
При создании новых ситуаций для умственно отсталых детей необходимо обдумывать каждый шаг, а не отпускать воспитанников «в свободное плавание» ради превратно понимаемой идеи интеграции. Разумеется, ребенок должен сначала изучить себя, свое ближайшее окружение, а затем постепенно изучать и исследовать более отдаленное пространство и новые места.
Март 2021 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.