Муниципальный конкурс социальных проектов
для обучающихся образовательных учреждений Омской области
«Моя жизненная позиция»
Авторы: Шпикат Никита Евгеньевич
ученик 9 класса
Шмаль Елена Евгеньевна
ученица 11 класса
БОУ «Чекрушанская СОШ»
Тарский муниципальный район
село Чекрушево Омской области
Руководитель: Сажина Светлана Яковлевна
учитель технологии, ИЗО
БОУ «Чекрушанская СОШ»
Чекрушево 2023
Содержание
Введение |
3 |
1. Идея проекта «Чистое село» |
5 |
1.2. Этапы реализации проекта «Чистое село» |
6 |
1.3. План реализации проекта «Чистое село» |
7 |
2. Реализация проекта «Чистое село» |
9 |
2.1. Краткая характеристика достигнутых результатов |
10 |
Заключение |
11 |
Список использованной литературы |
13 |
Приложения |
14 |
Введение
«Помоги своим личным участием всему живому
на планете, и ты спасёшь себя, человек!»
За последнее время серьезными экологическими проблемами стали загрязнение биосферы, изменение биологических качеств планеты, ухудшение здоровья человека. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.
Настоящей работой мы хотели бы обратить внимание на такую проблему, как экологическое состояние берегов водоёмов и территорий нашего села, а также развитие экологической культуры населения.
К сожалению, на большинстве природных территорий, в окрестностях села, за летний период постоянно накапливается много бытового мусора. И чаще всего рядом находится водоём, который также подвергается загрязнению. Инициативная группа 9-11 класса заинтересовалась этой экологической проблемой и в результате появилась идея создания данного проекта.
Одна из актуальных проблем современного общества - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и умеющей активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему.
Данныё проект включает в себя мероприятия практического характера, ориентированные на общественно - полезные дела.
В условиях активных общественных преобразований в нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы социального проектирования, позволяющие эффективно решать важные проблемы социума, не ожидая муниципального финансирования.
Одной из таких проблем села Чекрушево, которую можно решить без привлечения больших финансовых средств с участием молодёжи села являются проблемы экологического характера:
1. загрязнение бытовыми отходами берегов реки Степановки;
2. свалка, которая находится недалеко от села;
3. индивидуальные свалки, которые жители села организовывают около своих домов и вокруг села.
В среде учащихся 9-11 класса возникла идея организовать школьников и жителей села на решение экологических проблем.
Цель проекта:
Организация социально значимой деятельности по благоустройству территории села и очистки берегов реки Степановки от бытового мусора в ходе сотрудничества со сверстниками и жителями села.
Задачи проекта:
· Внести определённый вклад в улучшение экологического состояния природных территорий села Чекрушево.
· Воспитывать у школьников экологическую культуру, учить беречь удивительную красоту родной земли.
· Актуализировать проблему чистоты природных территорий среди населения села.
Для решения этих задач необходимо решить ряд практических задач, которые позволят осуществить цель проекта:
1. Организовать экологическую акцию по уборке мусора с берегов реки Степановки учащимися.
2. Организовать обращение жителей села в Администрацию сельского поселения по поводу переноса свалки на территорию, далёкую от села.
3. Подготовить фильм об экологических проблемах села.
4. Организовать выступление агитбригады «Прости нас родная природа» с показом подготовленной мультимедийной презентации.
5. Провести в школе конкурс плакатов «Природа села в опасности».
6. Организовать митинг по привлечению жителей села к экологическим проблемам с использованием плакатов «Природа в опасности».
7. Провести экологическую акцию «Начни с дома своего», «Чистое село».
8. Совместно с Администрацией села провести конкурс «На лучшую усадьбу».
Гипотеза: если благоустроить наше село, очистить его от мусора, то произойдет экологическое улучшение.
Ожидаемые результаты:
7. Очищение территории села Чекрушево и берегов реки Степановки от бытового мусора.
1. Идея проекта «Чистое село»
В последние годы экологическая проблема стала актуальной не только для школы, но и для всего села.
Уровень общей культуры сельского населения низок. Красота должна окружать человека повсюду: на улицах светлого и чистого села, во взаимоотношениях с окружающим миром. Воспитанием красивых мыслей и поступков занимается, прежде всего, школа, но это должно сопровождать нас и тогда, когда мы выходим из стен школы. Чтобы воспитать в себе красивую личность, надо сделать красоту неотъемлемой частью жизни села.
У обучающихся 9 класса возник интерес самим разработать и реализовать предложения по благоустройству села. Охватить всю территорию села сразу невозможно, поэтому в первую очередь решено заняться благоустройством школьной территорией, близлежащих улиц, парка.
Любовь к малой Родине начинается с любви к своему дому, к своей улице, к своему населенному пункту. Каждый человек любит свою Родину по-своему. Чтобы помочь людям нашего села раскрыть свою любовь, мы решили запустить социальный проект «Чистое село». Наш проект включает себя несколько подпроектов: «Цветущий уголок», «Зона отдыха» и «Чистая улица» (Приложение 1).
Их появление неслучайно, оно вызвано желанием учащихся преобразить территорию села. Дети, а так же их родители, хотят, чтобы наше село стало более красиво и ухожено.
Используемые педагогические технологии: социальное проектирование, организация исследовательской деятельности, технология коллективной организации деятельности.
Проект представляет собой серию социально значимых дел по благоустройству школы, микрорайона школы и благотворительных акций.
1.2 Этапы реализации проекта «Чистое село»
· Проведение мониторинговых исследований.
· Создание волонтерских отрядов из учащихся школы.
· Исследование наиболее значимых экологических проблем села Чекрушево.
· Разработка плана реализации проекта (Приложение 2)
· Информирование родителей о проведении акций «Чистый берег», «Внимание, свалка», «Чистое село».
· Выявление и паспортизация несанкционированных свалок на территории села Чекрушево.
· Уборка береговой зоны реки Степановки на территории села Чекрушево.
· Разработка и изготовление информационных листовок, призывающих к охране природы.
· Информирование жителей села Чекрушево через информационные бюллетени о проведении акций «Чистый берег», «Внимание, свалка» и «Чистое село».
· Анализ результатов реализации социального проекта «Чистое село»
· Планирование дальнейшей деятельности
1.3 План реализации проекта «Чистое село»
Чтобы достичь цель данного проекта решили провести опрос среди населения села.
Работу организовали, разбив класс на группы.
Целью опроса анкет являлось: изучить мнение жителей о санитарном состоянии улиц села, связанного с накоплением твердых бытовых отходов, наметить пути реализации проблемы.
Методы:
Первая группа самостоятельно провела исследование среди различных категорий населения для изучения мнения жителей о различных аспектах проблемы накопления ТБО.
Вторая группа встречались с представителями Администрации сельского поселения и руководством СПХ «Чекрушанский».
Третья группа занималась изучением СанПинов, рассматривала нормативные документы, материалы, напечатанные в газетах и журналах.
В опросе населения «От кого зависит чистота улиц нашего села?» принимали участие: 7 человек от 7 до 12 лет, 15 человек - от 13 до 17 лет, 15 человек - от 18 до 25 лет, 20 человек - от 26 до 36 лет, 31 человек - от 36 до 50 лет, 12 человек - старше 50 лет, из них 25 - обучающихся, 29- рабочих, 13 - служащие, 25 - пенсионеры и 8 неработающих. (Приложение 3)
Вывод: проанализировав анкету «От кого зависит чистота улиц нашего села?» Получили следующие результаты:
1. Не все жители бережно относятся к чистоте нашего села.
2. А вот жить в чистом селе хотят все.
3. Выходили на уборку не все жители, а только те, которым не безразлично в каком селе мы живём, те которые действительно любят своё село, а также учащиеся школы.
4. На вопрос: «Приходилось ли вам бросать мусор на улице?» 65 человек ответили - «да». Мотивируя это тем, что всё равно всё перегниёт и станет удобрением.
5. 84 человека ответили, что грязный вид улиц села влияет на их здоровье и настроение.
Проанализировав опрос, наметили план действий.
![]() |
Определив первую из экологических проблем, существующих в нашем селе, мы приступили к её решению.
Вторая группа пошла в Администрацию сельского поселения. В ходе встречи с главой поселения и управляющей делами были достигнуты договорённости по предоставлению на безвозмездной основе трактора с телегой. Чтобы жители села могли навести порядок на территории своего двора и прилегающему к нему участку улицы.
Участники этой группы встретились с руководством СПХ «Чекрушанский», где также решали вопрос о предоставлении трактора с телегой для вывозки накопившегося мусора. Руководство хозяйства также пошло нам навстречу. Ведь все хотят жить в чистом селе и дышать чистым воздухом! Договорившись с транспортом, оставалось решить ещё один главный вопрос. Необходимо было организовать жителей села.
На общешкольной линейке через учащихся мы обратились к родителям с призывом поддержать нашу акцию «Чистое село» и принять в ней активное участие. Также мы написали и развесили по селу на магазинах, на здании конторы СПХ «Чекрушанский», здании СДК обращение к жителям села, листовки (Приложение 4).
Был проведен опрос «Отношение населения к экологии села» (Приложение 5).
Можно сделать вывод большинство населения села Чекрушево не считают село экологически чистым, их не устраивает окружающая среда в селе. Одна из главных проблем антисанитарное состояние территории села и реки Степановки.
Таким образом, выявилось противоречие между запросами педагогического коллектива, учеников и родителей нашей школы и теми условиями, которые созданы в селе.
2. Реализация проекта «Чистое село»
На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители и в ближайший от села лес, где когда-то были прекрасные ягодные и грибные места, и в овраги, расположенные неподалёку от береговой линии реки Степановки. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия. Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности, безусловно, влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к экологической катастрофе.
Наша село окружают леса, которые мы посещаем во время экскурсий, ходим в походы на лыжах, летом - за грибами и ягодами. И очень печально видеть, как то там, то здесь появляются «партизанские» свалки.
Наш экологический отряд «Родник» совместно с учащимися, педагогами, родителями БОУ «Чекрушанская СОШ», жителями села провели акции «Чистый берег», «Чистое село» (Приложение 6). По окончанию были выпущены бюллетени и информационная статья «Чистое село» (Приложение 7).
2.1.Краткая характеристика достигнутых результатов
Оценка эффективности проекта
№ |
Критерии и показатели эффективности |
1 |
В результате действия проекта достигнут конечный результат |
2 |
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем |
3 |
Положительный опыт реализации проекта может быть использован другими коллективами |
4 |
Широкое распространение информации о проекте |
5 |
Проект затрагивает природный и социальный аспекты окружающей среды |
6 |
Педагоги и учащиеся, работающие по проекту, получили положительные эмоции от своей деятельности |
Перспективы реализации проекта
№ |
Перспективы проекта |
1 |
Повышение уровня экологической культуры |
2 |
Продолжение наблюдения за чистотой природных объектов села Чекрушева и берегов реки Степановки |
3 |
На основе данного проекта разработка нового социально-экологического проекта, направленного на охрану природы родного края |
4 |
Ежегодная организация экологической акции «Сбережем природу родного края», «Чистое село» |
5 |
Перенос свалки на удалённую от села территорию.
|
6 |
Реализация подпроектов «Цветущий уголок» (2015-2016 гг.), «Зона отдыха» (2016-2017 гг.)
|
Методы изучения результативности:
· Фотоматериалы о ходе реализации проекта;
· Опрос, наблюдение, анкетирование.
Заключение
Создание и реализация данного проекта - благоустройство села, способствует улучшению условий жизни социума.
Ценность этой работы заключается в следующем:
1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами.
2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности.
3. Изыскание моментов сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов.
4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.
В результате реализации проекта была создана команда единомышленников из школьников, учителей и общественности, проведён анализ, и оценка экологического состояния села, проведена работа по повышению уровня самосознания населения.
Работа учащихся по облагораживанию села заслужила признание со стороны сельчан. Также можно отметить, что Администрация сельского поселения, руководство СПХ «Чекрушанский», родители, совет школы и наши социальные партнеры всегда откликаются на просьбы предоставить машину для мусора, брус для беседки, материал для украшения двора. Благодаря четкой организации и активной пропаганде наших школьных ценностей, проектов, акций, родители сами часто приходят с предложениями помощи.
Группа актива экологического отряда подсчитала количество небольших мусорных свалок. Чтобы определить состав мусора участники проекта посетили 8 из 15 свалок и заполнили «паспорт» на каждую. Проведение паспортизации свалок позволило выяснить, что большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%) , на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).
В результате обсуждения ребята предложили наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду - это рециркуляция (повторное использование) отходов. Красочно оформили плакат - листовку для школьного пресс-центра, где обнародовали итоги паспортизации свалок и как можно использовать мусор с пользой - часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможности сдать в приемный пункт; одежду в хорошем состоянии, которая уже не носится, отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в библиотеку; старые игрушки отдать в детский сад.
Был проведён также опрос населения, который показал, что не все жители села задумываются о последствиях загрязнения бытовыми отходами и мусором.
Главной причиной замусоривания окрестностей нашего села большинство опрошенных выбрали: «Недостаточное количество контейнеров для мусора» (65%), «Низкий уровень культуры» (35%).
Все проведенные исследования были совместно обсуждены, дополнены выводами и предложениями: обратиться с письмом к главе сельской администрации Корневу И.В. и предложить ему следующие пути решения проблемы.
Предварительно своими руками выполнили плакат-растяжку, нарисовали карту маршрута уборки территории села и берега реки Степановка от мусора. Ребята прошли по улицам села с плакатами, призывая местных жителей не засорять улицы. Собрали мусор по дорогам, канавам, кюветам, на остановках. Школьники пытались тем самым привлечь внимание односельчан и сельскую администрацию к сложившейся проблеме в селе.
При работе над проблемой мы увидели, что к нам относятся доброжелательно, с пониманием, с желанием оказать поддержку и помощь не только представители Администрации Чекрушанского сельского поселения, руководители СПХ «Чекрушанский», но и жители села. Все участники данной акции почувствовали себя активными гражданами своего села, ответственными за его процветание и благополучие.
Население начинает проявлять сознательность и понимает, наконец, что экологическая безопасность - это очень актуально на сегодняшний день.
Каждый участник проекта составлял индивидуальный план выполнения проекта, анализировал и оценивал свою работу (Приложение 8).
Работа по данному направлению будет продолжена и в следующие годы, мы планируем начать реализацию подпроектов «Зона отдыха», «Цветущий уголок».
Наш проект - не конечная цель. Это только начало большой и кропотливой работы по изучению и улучшению экологического благополучия нашего места проживания. Дальнейшая работа пойдёт под девизом: «Созидая себя - созидай природу!».
Человеческая цивилизация производит огромное количество мусора, который уже образует целые материки в океане. Возможно через многие тысячи лет наши потомки-археологи (если выживут) с большим интересом будут рассматривать эти «следы жизни» своих предков.
Список использованной литературы
1. Журнал «Приусадебное хозяйство» № 2, 2011год
2. Журнал «Приусадебное хозяйство № 4, 22012 год
3. Кудрявцев Д.И. Как обустроить приусадебный участок.- М.: Просвещение, 2005. – 160с.:ил.
4. Маргайяин Г.И. Ассортимент декоративных растений для озеления пришкольной территории.- Мн.,2002.- 420 с.: ил.
Приложение 1
Подпроект «Чистая улица»
Актуальность подпроекта: направлен на воспитание гражданской ответственности за состояние своего села, своей улицы; уборки территории.
Цели подпроекта: вернуть былой вид улицам села, очистить их от мусора.
Ожидаемые результатыподпроекта:
- благоустройство улиц;
- соблюдение санитарных норм содержания территории домов жителями;
- воспитание патриотизма в детях и взрослых;
- соблюдение чистоты жителями на всей территории села.
Этапы реализации подпроекта:
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
1. |
Проведение заседания актива школы по разработке подпроекта «Чистая улица», создание инициативной группы
|
Сентябрь 2020 год |
2. |
Разработка подпроекта «Чистая улица» |
Сентябрь 2020 год
|
3. |
Мероприятие по поддержанию проекта среди учеников, родителей и органов местного самоуправления
|
Октябрь 2020 год |
4. |
Проведение экологической трудовой акции по ликвидации мусора, организация учащихся школы и жителей на уборку мусора в селе. |
Первая декада октября 2020 года
|
5. |
Привлечение спонсоров, заинтересованных решением данной проблемы.
|
|
6. |
Организация массовых субботников на улицах села. |
Осень, весна, лето
|
7. |
Размещение объявлений в газете и других источниках.
|
В течение года (по мере необходимости) |
Приложение 1
Участники подпроекта: учащиеся и учителя БОУ «Чекрушанская СОШ», жители села.
Смета подпроекта:
№ п/п |
Наименование
|
Количество
|
Цена
|
1. |
Бумага А4, А3 |
1 пачку 3 пачки |
300 рублей
|
2. |
Мешки для мусора |
3 упаковки |
200 рублей
|
3. |
Транспорт для необходимых работ вывоза мусора |
|
1000 рублей |
4. |
Плата за объявления в газету |
|
300 рублей
|
Итого: |
|
|
1800 рублей
|
Подпроект «Зона отдыха»
Актуальность заключается в том, что в нашем селе есть небольшой пятачок, который находится в центре села недалеко от школы, детского сада, СДК. Учащиеся и органы местного самоуправления хотят облагородить его, дабы обеспечить дополнительное место отдыха сельчанам.
Цели подпроекта: очистка участка от мусора, облагораживание территории цветочными насаждениями, установка мест отдыха.
Ожидаемые результаты:
- очистить территорию от мусора;
- бережное отношение школьников к окружающей среде и, в частности, к зоне отдыха;
- развитие экологической культуры взрослого населения села Чекрушево.
Приложение 1
Этапы реализации подпроекта:
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
1. |
Проведение заседания актива школы по разработке подпроекта «Зона отдыха», создание инициативной группы. |
Сентябрь 2021 год |
2. |
Презентация учащимися подпроекта «Зона отдыха» |
Сентябрь 2021 год
|
3. |
Организация конкурса дизайнерских проектов «Зона отдыха» |
Третья декада января 2021 года
|
4. |
Подведение итогов конкурса, определение лучшего проекта «Зона отдыха» |
Первая декада февраля 2021 года
|
5. |
Установление сотруднических отношений с администрацией сельского совета в деле реализации подпроекта «Зона отдыха»
|
Апрель 2021 год
|
6. |
Организация субботника для очищения от мусора территории |
Третья декада апреля 2021 года
|
7. |
Закупка необходимого материала и семян, заготовка емкостей для выращивания рассады
|
Третья декада апреля 2021 года
|
8. |
Проведение посадки семян. Создание оптимальных условий для роста и развития рассады
|
Апрель 2021 года
|
9. |
Создание клумб на участке по разработанному макету и уход за ними: - подготовка почвы для посадки; - перенесение макета цветочной композиции на участок земли; - посадка цветочной рассады по схеме композиции; - регулярное ухаживание за созданным объектом «зеленого строительства», полив, подкормка, прополка
|
В течение периода
|
10. |
Анализ проделанной работы и составление плана на следующий год
|
Осень 2021 года
|
Участники подпроекта: учащиеся, учителя и родители БОУ «Чекрушанская СОШ», жители села.
Приложение 1
Смета подпроекта:
№ п/п |
Наименование
|
Количество
|
Цена
|
1. |
Семена цветов |
30 пачек |
600 рублей
|
2. |
Удобрения |
6 пакетов |
200 рублей
|
3. |
Краска масляная разных цветов
|
7банок по 3кг
|
2500 рублей
|
4. |
Кисти |
7 штук |
150 рублей
|
5. |
Гвозди |
5 кг |
250 рублей
|
6. |
Транспорт для необходимых работ (вывоза мусора, подвоза земли, пил. материала и т.д.)
|
|
1000 рублей |
7. |
Пил. материал (тес, бруски) |
1 куб |
6000 рублей
|
8. |
Призовой фонд
|
|
1000 рублей |
Итого: |
|
|
11700 рублей
|
Подпроект «Цветущий уголок»
Актуальность. «Красота спасёт мир», - утверждали великие гуманисты. Воспитать красивую личность можно только тогда, когда вокруг неё всё прекрасно. Человек чувствует себя комфортно, когда его окружают красивые аллеи парков и садов, цветущие газоны и ярко оформленные клумбы.
Человек не может представить свою жизнь без растений, поэтому очень важно научить ребенка с раннего возраста понимать, беречь и создавать живую красоту своими руками. Наш участок перед домом культуры выглядит бедно, мало разновидностей цветов, недостаточный уход за ними. Необходимость благоустройства участка является бесспорной.
Цели подпроекта: декоративное оформление участка возле Дома культуры; развитие ответственной позиции детей по отношению к окружающему миру.
Приложение 1
Ожидаемый результат:
- благоустроенный участок около Дома культуры;
- готовность школьников продолжать благоустройство своей школы и села.
Этапы реализации подпроекта:
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
1. |
Организация общешкольного конкурса на лучший проект ландшафтного дизайна
|
Январь 2022 год
|
2. |
Обращение к органам власти с предложением по благоустройству территории
|
Март 2022 год
|
3. |
Сбор команды учеников и родителей, готовых принять участие в исполнении проекта
|
Апрель 2022 года
|
4. |
Выбор лучшего проекта Подготовка эскиза цветочной композиции и пояснительной записки к нему, красочное оформление макета ландшафтного дизайна, расчет количества растений, необходимых для создания объекта
|
Апрель 2022 года
|
5. |
Закупка необходимого материала и семян, заготовка емкостей для выращивания рассады.
|
Апрель 2020 года
|
6. |
Проведение посадки семян. Создание оптимальных условий для роста и развития рассады
|
Май 2022 года
|
7. |
Создание «Цветочного уголка» на участке по разработанному макету и уход за ним: подготовка почвы для посадки; перенесение макета цветочной композиции на участок земли; посадка цветочной рассады по схеме композиции; регулярный уход за созданным объектом «зеленого строительства», полив, подкормка, прополка
|
В течение периода
|
8. |
Анализ проделанной работы и составление плана на следующий год.
|
Осень 2022 года
|
Приложение 1
Смета проекта:
№ п/п |
Наименование
|
Количество
|
Цена
|
1. |
Семена цветов |
30 пачек |
600 рублей
|
2. |
Удобрения |
6 пакетов |
200 рублей
|
3. |
Краска масляная разных цветов
|
7банок по 1кг
|
1000 рублей
|
4. |
Кисти |
7 штук |
150 рублей
|
5. |
Гвозди |
3 кг |
150 рублей
|
6. |
Транспорт для необходимых работ (вывоза мусора, подвоза земли, пил. материала и т.д.)
|
|
1000 рублей |
7. |
Пил. материал (тес, бруски) |
1 куб |
6000 рублей
|
8. |
Призовой фонд
|
|
1000 рублей |
Итого: |
|
|
10100 рублей
|
Приложение 2
План-график реализации проекта
План мероприятий подготовительного этапа
№ |
Мероприятие
|
Ответственный |
1 |
Установление связей с отделом по экологии Тарский район, с ведущим специалистом по охране окружающей среды
|
Учитель биологии, Сотникова А.В., Сажина С.Я.
|
2 |
Проведение анализа экологического состояния природной территории вблизи села. Осмотр основных природных мест отдыха жителей села
|
Учитель биологии, Сотникова А.В., Сажина С.Я., учащиеся 9-11 класса |
3 |
Изучение экологического состояния села, реки Степановки. Экскурсия к близлежащим водоёмам села |
Учитель биологии, Сотникова А.В., Сажина С.Я., учащиеся 9-11 класса
|
4 |
Конкурс рисунков «Что вредит природе?» Конкурс рисунков «Мой любимый уголок природы»
|
Учитель ИЗО, технологии Сажина С.Я., учащиеся 1-11 классы
|
План мероприятий проектировочного этапа
№ |
Мероприятие
|
Ответственный |
1 |
Разработка коллективного проекта: - создание проектной группы; -составление плана работы по реализации проекта
|
Сажина С.Я. |
2 |
Презентация проекта в интернет-сети, в средствах массовой информации
|
Сажина С.Я. |
Приложение 2
План мероприятий практического этапа
№ |
Мероприятие |
Ответственный |
1 |
Создание трудовых объединений (учащиеся и педагоги): - работа в группах; - работа в парах
|
Сажина С.Я., 9-11 класс |
2 |
Экскурсии: - ознакомительная; - практическая; - информационная |
Сажина С.Я., 9-11 класс |
3 |
Природоохранные акции, экологический десант: - уборка берега реки от бытового мусора; - уборка берега озера от бытового мусора; - очистка природной территории; - обновление, ремонт сооружений для отдыха (скамейки, столы); - оборудование специальных мест для мусора
|
Творческие группы педагогов, учащиеся школы
|
4 |
Информационно-просветительская работа: - экран работы учащихся (реализация проекта); - природоохранные буклеты; - экологические листовки; - информационные щиты (размещение в природе); - рисунки, плакаты, стенгазеты
|
Творческая группа педагогов, учащиеся школы |
5 |
Организация учебно-развивающих мероприятий: - конкурс «Лучшая трудовая экологическая бригада»; - конкурс рисунков на тему «Моё село»; - создание презентации «Природа родного края»; - создание фотоальбома «Так было и так стало…» - создание видеоролика «Наш проект»
|
Творческая группа педагогов, учащиеся школы
|
Приложение 2
План мероприятий заключительного этапа
№ |
Мероприятие |
Ответственный
|
1 |
Анализ реализации проекта. Подведение итогов проекта
|
Творческие группы проекта |
2 |
Презентация результатов проекта на разных уровнях. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах с результатами реализации проекта
|
Творческие группы педагогов |
Приложение 3
Анкета опроса
«От кого зависит чистота улиц нашего села?
№ п/п |
Вопросы |
Да (чел.) |
Нет (чел.) |
1. |
Всегда ли вы бережно относитесь к чистоте села? |
63 |
37 |
2. |
Нравится ли вам жить в чистом селе? |
100 |
0 |
3. |
Принимаете ли участие в уборке территории села?
|
53 |
47 |
4. |
Приходилось ли вам бросать мусор на улице?
|
65 |
35 |
5. |
Влияет чистота на улицах села на ваше здоровье и настроение? |
84 |
16 |
Приложение 4
Агитационная работа экологического отряда «Родник»
Обращения к жителям села (листовки)
Приложение 4
Приложение 4
Приложение 5
Анкета «Отношение
населения к экологии села»
Приложение 6
Акции по очистке территории села Чекрушева,
берегов реки Степановка
Приложение 7
Информационная статья к социально-экологическому проекту
«Чистое село» (опыт реализации)
В 2020 году в образовательном учреждении учащимися 9 класса с классным руководителем Сажиной Светланой Яковлевной был разработан социально-экологический проект «Чистое село». В данное время проект находится на стадии реализации. В течение года педагогами и учащимися была проделана огромнейшая работа по проекту. В результате анализа промежуточных результатов работы, были сделаны выводы об улучшении экологического состояния природных территорий села и берегов реки Степановка. Проект согласован и реализуется в тесном контакте с Администрацией сельского поселения и руководством СПХ «Чекрушанский», советом школы.
Когда возникла идея создания проекта «Чистое село», в планы школьников входило приведение в порядок только территории села и берегов реки Степановка. В дальнейшем, при разработке проекта, наши планы расширились. Было принято решение заниматься очисткой и других природных территорий, которые расположены на отдалённом расстоянии от села. Далее у творческой группы педагогов и учащихся возникла ещё одна идея - в местах отдыха на природе сооружать скамейки, столы, и оборудовать места для бытового мусора. А название проекта решили оставить прежним, так как ребятам оно понравилось.
В результате первого экологического десанта «Помоги реке», проведённого в рамках проекта, был очищен берег реки Степановки. Далее проведены природоохранные акции «Первый шаг» и экологический десант.
Итог - была очищена территория берега реки Степановка, находящегося в окрестностях села. Следующим шагом было проведение акции «Помоги природе!». В процессе проведения акции, группой учащихся и педагогов была приведена в порядок природная территория, расположенная в окрестностях села. В этом месте часто проходят различные районные спортивные мероприятия, занятия туристических клубов, а также это одно из постоянных мест отдыха жителей нашего села. Учащиеся убрали бытовой мусор, а педагоги обновили сооружения для отдыха (скамейки, столы).
Все результаты работы участники проекта освещают на школьном сайте в интернете сekruchevo@mail.ru и в районной газете «Тарское Прииртышье». Статьи в газету пишет Сажина Светлана Яковлевна вместе с учащимися школы. Учащиеся самостоятельно фотографируют все проводимые практические мероприятия и выбирают лучшие снимки для печати в районную газету и для создания презентаций и фото отчётов.
На протяжении года, с того времени как проект находится на стадии реализации, образовательное учреждение и участники проекта получили много устных и письменных благодарностей от администрации муниципального образования Тарского района, от управления образования Тарского района, а также от жителей села Чекрушева, от администрации сельского поселения.
Необходимо отметить, что участие в проекте осуществляется учащимися на добровольной основе с опорой на интерес, на создание ситуации успеха.
Что касается финансирования проекта, то оно полностью осуществляется за счёт образовательного учреждения и не требует больших вложений. Поездки совершаются на школьном автобусе. Для работы необходимы всего лишь бензин для транспорта, мешки для сбора мусора и перчатки.
Данный проект очень прост в реализации и достаточно эффективен в процессе экологического воспитания учащихся. Участие в реализации проекта даёт школьникам почувствовать свою значимость в общественной деятельности, повышает социальную активность и воспитывает правильную гражданскую позицию.
Приложение 8
Рефлексия
1. Лист планирования самостоятельной деятельности
учащихся (индивидуально или в группе) по проекту (рефлексия)
Намеченные мероприятия:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Комфортно ли ты чувствовал(а) себя в группе? _____________________________________________________________________________
2. Интересна ли была для тебя тема проекта?
_____________________________________________________________________________
3. Какую роль выполнял(а) в работе группы?
_____________________________________________________________________________
4. Легко ли находил(а) нужную информацию? _____________________________________________________________________________
5. Что понравилось в ходе проекта?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что не понравилось в ходе проекта?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 8
3. Оценка этапов работы и видов деятельности учащихся по социально-экологическому проекту «Чистое село»
№ п/п |
Название этапа |
Вид деятельности участника проекта
|
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.