Социально-педагогический проект
ВОСПИТАТЕЛЯ С ПОДРОСТКАМИ (КАТЕГОРИЯ «ДЕТИ-СИРОТЫ») С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.Актуальность проекта
Вступая в самостоятельную жизнь, наши выпускники сталкиваются со многими проблемами, которые кажутся им неразрешимыми. В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации обучающихся из числа детей-сирот является совершенствование системы работы нашего учреждения по воспитанию и обучению , подготовке обучающихся сирот к самостоятельной жизни после выпуска из техникума. Проблемное поле социально-педагогической работы, социально-государственный запрос актуализируют исследовательскую задачу поиска основных направлений организации ипроцесса формирования самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.. Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность. Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности. Это особенно важно для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку им во взрослой жизни приходится рассчитывать, прежде всего, на самих себя.
Обучение самостоятельному проживанию обучающихся-сирот с особыми образовательными возможностями направлено на развитие их самостоятельности в решении повседневных жизненных задач в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности; на самореализацию и нормализацию их жизни в обществе.
Таким образом, возникла необходимость создания проекта «Умею жить сам»
2.Цель: формирование социально-психологической готовности обучающихся к самостоятельной жизни.
Основные задачи
- формирование у обучающихся навыков доступной бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности;
– развитие личностного потенциала обучающихся и поддержка их самореализации;
- развитие самостоятельности в решении повседневных жизненных задач в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности;
- Ожидаемые результаты
-приобретение обучающимися навыков самостоятельной жизни
-умение взаимодействовать в социуме
-развитое самосознание (умение принимать правильные самостоятельные решения)
-потребность в ведении здорового образа жизни, умение организовывать свою досуговую деятельность.
Основные формы и методы
занятия, включающие практические работы, экскурсии, деловые и ролевые игры, лекции, беседы, наблюдение, анкетирование, опрос, консультации, тренинговые занятия.
3.Сроки и этапы реализации проекта
Сроки реализации Проекта |
сентябрь 2020– август 2021 |
|
Этапы реализации Проекта |
Первый этап: сентябрь 2020 – декабрь 2020 (диагностико-организационный) Основное содержание: создание условий проживания близких к домашним(отдельное жилое помещение ,оборудованное всем необходимым) Ключевой результат: разработка педагогической, методической документации, обеспечивающей реализацию Проекта, создание учебной квартиры . |
|
Второй этап: январь 2021 – июль 2021 (практический) Основное содержание: организация самостоятельной жизнедеятельности группы обучающихся Ключевой результат: Наличие у обучающихся знаний, умений, навыков, необходимых в самостоятельной жизни(уход за собой, общение, проведение свободного времени) |
||
Третий этап: июль 2021 рефлексивный Основное содержание: экзамен-практикум. Ключевой результат: приобретение обучающимися навыков самостоятельной жизни |
||
Исполнители проекта |
Воспитатели, старший воспитатель, воспитатели психолог,социальные педагог |
|
Порядок контроля реализации Проекта |
Совещания при старшем воспитателе по реализации Проекта
Мониторинг реализации Проекта |
2 раза в месяц
постоянно |
4.Ресурсное обеспечение проекта. Бюджет проекта
Для подготовки и проведения мероприятий в рамках реализации проекта в «Техникуме» имеется благоустроенное общежитие. Учебное проживание будет создано на базе свободного изолированного помещения в общежитии. Мебель и оборудование приближены к современной обстановке обычных квартир: в комнатах должно быть всё необходимое (кровати-тахты, шкафы для одежды, письменные столы, в общей комнате – мягкий уголок). Кухня, помимо разнообразной посуды, должна быть оснащена бытовыми приборами ( микроволновая печь, кухонный комбайн, электрический чайник, электрическая плитка, холодильник и т.д.).
Работают в рамках Проекта социальный педагог, имеющих специальное педагогическое образование и психолог,2 воспитателя.
. В течение рабочей смены воспитатель осуществляет обучение, контроль за обучающимися. Кроме того, педагоги планируют обучение, описывают его в дневнике наблюдений, анализируют результаты педагогической работы. Основной задачей психолога является создание такого психологического климата в квартире, который способствует позитивному настрою обучающихся на совместное проживание, благоприятствует налаживанию доброжелательных конструктивных отношений между всеми участниками образовательного процесса (обучающимися и специалистами).
5.Содержание деятельности и основные мероприятия Проекта «Умею жить сам»
Обучение самостоятельному проживанию обучающихся осуществляется по трем направлениям:
-бытовая деятельность,
- социально-коммуникативная деятельность,
- досуговая деятельность.
Содержание обучения бытовой деятельности включает формирование умений по выполнению гигиенических процедур, уборке помещений, уходу за вещами, планированию расходов, совершению покупок, приготовлению пищи, осуществлению коммунальных и других платежей.
Обучение социально-коммуникативной деятельности включает развитие общения, выстраивание межличностных отношений, ориентацию в социальном пространстве, соблюдение общепринятых норм и правил в процессе социальной и бытовой деятельности.
Содержательное направление «Досуговая деятельность» предполагает обучение организации своего свободного времени, формирование потребности и умения культурно отдыхать дома и за его пределами, например принимать гостей и ходить в гости, посещать общественно-культурные места, ходить на прогулку, выезжать за город и т.д. В ходе обучения по каждому из обозначенных направлений происходит развитие личностного потенциала обучающихся и поддержка их самореализации. Таким образом, выделенные направления охватывают все основные сферы жизнедеятельности человека, кроме трудовой деятельности.
Прием на обучение самостоятельному проживанию происходит на добровольной основе.. Основными условиями приёма являются:
• Желание обучающегося участвовать в обучении.
• Возраст (принимаются ребята достигшие 18-летнего возраста).
Продолжительность обучения самостоятельному проживанию длится от 1 до 6 месяцев. В этот период происходит формирование отдельных умений и навыков самостоятельного проживания. Обучающиеся приобретают опыт проживания в новых условиях, по возможности учатся выполнять операции бытовой деятельности, общаться и взаимодействовать с окружающими.
В ходе первых двух недель обучения на каждого обучающегося составляется психолого-педагогическая характеристика , и программа обучения . Психолого-педагогическая характеристика состоит из двух частей: в первой части содержатся общие сведения, социальная картина развития и индивидуальные особенности обучающегося, во второй части описательная оценка сформированности навыков самостоятельной жизни до и после обучения.
Обучение происходит не в классно-урочной форме, а в процессе естественного хода жизни, строящегося на основе принципа нормализации. Обучающиеся, как и все взрослые люди, живут в обычном ритме трудовой недели: в будние дни – придя с учёбы , готовят, убирают, стирают, и т.д. А по выходным – проводят досуг. Процесс обучения условно разделён на несколько этапов. Первый этап – обучающиеся знакомятся с режимом, новыми обязанностями, требованиями.. Педагоги налаживают взаимоотношения в группе, включают молодых людей в различные виды бытовой деятельности, наблюдают за обучающимися .Второй этап – на этом этапе работы идёт формирование умений и навыков. Педагоги оказывают только необходимую помощь обучающимся, чтобы закрепить правильное выполнение действий; учат проживающих самостоятельно переходить от выполнения одной деятельности к другой. На третьем этапе –уменьшается объем помощи со стороны сопровождающих, молодые люди максимально самостоятельно планируют и выполняют домашние дела. Именно на данном этапе, благодаря повышению уровня самостоятельности при выполнении раз- личных видов деятельности, изменяется самооценка обучающихся, появляется стремление самостоятельно выполнять бытовую деятельность , растет интерес к активной социальной жизни, возникает желание жить отдельно .
6.Управление проектом и контроль за ходом его реализации
Один из специалистов является руководителем команды Проекта. Он организует и координирует работу по Проекту, обеспечивает своевременное заполнение и ведение необходимой документации, координирует решение материально-технических и финансовых вопросов деятельности.
Для того чтобы отследить происходящие в развитии обучающихся изменения, педагогами ведется ежедневный дневник наблюдений, в котором отражаются действия обучающихся и дается качественная характеристика их выполнения, так же отмечается эмоциональный фон и особенности поведения. Изменения в развитии самостоятельности обучающихся отмечаются в индивидуальных программах с помощью оценочных знаков в начале и в конце обучения . В конце обучения на каждого обучающегося вновь составляется характеристика, где отражаются изменения, произошедшие в ходе курса учебного проживания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.