Социально-педагогическое исследование выявления уровня знаний о организаторских качествах педагогов профессиональных коллежей.
Анализ литературы и научных исследований в области психолого-педагогических наук показал, что проблема формирования организаторских качеств у подрастающего поколения рассматривалась в различных аспектах как за рубежом, так и в нашем регионе.
Большое количество исследований посвящено вопросу воспитания организаторских умений в начальной и средней школе Л.М.Кувико (1978), Д.М.Мамедова (1987), Т.Х.Хасанов (1993) и мн.др.
В профессиональной отечественной педагогике исследователи в основном рассматривали вопросы организационно-педагогических условий управления кадрами в системе среднего специального образования (М.С.Алимов, 1997); дидактические основы активного обучения (И.А.Аллаёров, 1994); формирования профессиональной культуры будущих рабочих в процессе подготовки в средних профессиональных учебных заведениях (А.Т.Мамаджанов, 1997); социально-педагогические основы воспроизводства квалифицированных кадров в среднем специальном профессиональном образовании (А.А.Юлдашев, 2001).
Значительный интерес к проблеме организаторской деятельности и развитию личности проявляют психологи В.А.Гольнева, Л.И.Уманский, В.А.Токарева, М.Г.Давлетшин, Б.П.Кадыров, Б.М.Теплов, В.А.Крутецкий, Р.Ш.Каримова, Э.Г.Газиев, Р.И.Суннатова и мн. др.
Большое значение для понимания сущности организаторских качеств имеет работа Л.И.Уманского, где автор выделяет в структуре личности организатора общие и специфические компоненты, дает развернутую характеристику последних, рассматривает индивидуальные особенности личности организаторов, определяет структуру организаторской деятельности, ее основные этапы[1].
Вместе с тем в педагогических исследованиях проблема формирования организаторских качеств у подрастающего поколения в период ранней юности разработана недостаточно.
С целью исследования изучаемого вопроса в практике нами был проведен констатирующий срез на базе профессиональных педагогических колледжей г. Бухары и г.Гиждуван (педагогическое направление).
В констатирующем срезе было задействовано 30 учителей и 110 учащихся.
Тестирование 30 учителей было проведено с целью выявления уровня их знаний о таких организаторских качествах, как дисциплинированность, работоспособность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность.
Предложенный им тест включал в себя пять наименований организаторских качеств и три определения, из которых одно являлось правильным, и два вопроса.
Педагогам было предложено ознакомиться с содержанием теста, а затем подчеркнуть верное на их взгляд определение и дать ответы на два вопроса.
Просим Вас ознакомиться с содержанием теста и подчеркнуть верный на Ваш взгляд ответ.
1. Дисциплинированность – это:
- воспитанность;
- умение в точности исполнять предписания и осознание собственного и общественного долга;
- высокая культура поведения.
2. Работоспособность – это:
- много и правильно работающий человек;
- способность много работать, не снижая темпа и не делая ошибок;
- любовь к труду и потребность в нем.
3. Самостоятельность – это:
- решительность и активность в различных видах деятельности;
- способность видеть перспективы своей профессиональной (и другой) деятельности;
- способность принимать ответственные решения и действовать по своей инициативе.
4. Целеустремленность – это:
- способность целенаправленно решать поставленные задачи;
- умение усердно и продуктивно работать;
- стремление быстро и качественно выполнять различную работу;
- решительный поступок человека;
- проявлять желание самостоятельно выполнить какую-либо работу, организовать какое-либо мероприятие.
6. Формируете ли Вы эти качества у учащихся в процессе их обучения?
«Да», «В отдельных случаях», «Нет».
7. Работаете ли Вы над совершенствованием данных качеств у себя?
«Да», «В отдельных случаях», «Нет».
Количественный анализ результатов тестирования (таблица 1) педагогов показал, что правильное определение дисциплинированности дали 25 (83,25%) учителей; работоспособности – 18 (59,94%), самостоятельности – 17 (56,61%), инициативности – 10 (33,3%) учителей. Неправильное определение дисциплинированности дали 5 (16,65%) учителей, целеустремленности – 12 (39,96%), самостоятельности – 13 (43,29%), инициативности – 20 (66,6%).
В среднем 17 (56,67%) учителей имеют правильное представление об организаторских качествах и 13 (43,29%) – неправильное.
На 6-ой вопрос положительно ответили 7 (23,31%) учителей, в отдельных случаях – 12 (39,96%) учителей, отрицательный ответ был получен от 11 (36,63%) учителей. Лишь 14 (46,62%) учителей (7-ой вопрос) постоянно уделяют внимание совершенствованию отмеченных организаторских качеств у себя, а 16 (53,28%) педагогов иногда уделяют внимание данной работе.
Таблица 1
Результаты тестирования педагогов профессиональных колледжей
№ вопроса |
Количество учителей |
Варианты ответов |
||||||||
а |
б |
в |
да |
иногда |
нет |
|||||
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
|
|
|
||
1 |
30 |
|
|
25 (83,25%) |
5 (16,25%) |
|
|
|
|
|
2 |
30 |
|
|
18 (59,94%) |
12 (39,86%) |
|
|
|
|
|
3 |
30 |
|
|
|
|
17 (56,61%) |
13 (43,29%) |
|
|
|
4 |
30 |
18 (59,94%) |
12 (39,86%) |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
30 |
|
|
|
|
10 (33,3%) |
20 (66,6%) |
|
|
|
6 |
30 |
|
|
|
|
|
|
7 (23,31%) |
12 (39,96%) |
11 (36,63%) |
7 |
30 |
|
|
|
|
|
|
14 (46,62%) |
16 (53,28%) |
|
Примечание: плюс (+) – означает правильный ответ, минус (-) - неправильный;
вверху – количество учителей, внизу – процентное соотношение.
Правильные ответы: 1 вопрос – б, 2 вопрос – б, 3 вопрос – в,
4 вопрос – а, 5 вопрос – в.
Результаты тестирования учителей свидетельствуют о том, что в целом они владеют знаниями о таких организаторских качествах, как дисциплинированность, работоспособность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, но лишь эпизодически уделяют внимание формированию данных качеств у обучаемых.
Анализ результатов, полученных при наблюдении за педагогическим процессом, свидетельствует о том, что учителя не уделяют внимание на формирование у учащихся таких организаторских качеств, как дисциплинированность, самостоятельность, работоспособность, инициативность, целеустремленность.
Таким образом, анализ литературы, научных источников, практики подтвердили имеющееся противоречие между социальным заказом общества на качественную подготовку воспитателя к выполнению профессиональных функций, основу которых составляют организаторские качества, и неразработанностью научно-методической системы их формирования.
Литература
1. Баубекова Г.Д. Педагогическое мастерство. Учеб. пособие. - Ташкент, 2002. – 63 с.
2. Формирование всесторонне развитой личности в системе непрерывного образования Республики Узбекистан на современном этапе: Сб. науч.-метод. статей. – Ташкент, 2003. Ч.1. – 195 с.
3. Юлдашев А.А. Социально-педагогические основы воспроизводства квалификационных кадров в среднем специальном, профессиональном образовании: Дис. … канд. пед. наук. – Ташкент: ИРССПО, 2001. – 121 с
4. Скачано с www.znanio.ru
[1] Уманский Л.И. Психология организаторских способностей: Автореф. дис. … докт. психол. наук. – Курск, 1968. – С.40.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.