Социально-педагогическое исследование выявления уровня знаний о организаторских качествах педагогов профессиональных коллежей.
Оценка 4.8

Социально-педагогическое исследование выявления уровня знаний о организаторских качествах педагогов профессиональных коллежей.

Оценка 4.8
doc
24.11.2020
Социально-педагогическое исследование выявления уровня знаний  о организаторских качествах педагогов профессиональных коллежей.
мақола янги.doc

Социально-педагогическое исследование выявления уровня знаний  о организаторских качествах педагогов профессиональных коллежей.

Анализ литературы и научных исследований в области психолого-педагогических наук показал, что проблема формирования организаторских качеств у подрастающего поколения рассматривалась в различных аспектах как за рубежом, так и в нашем регионе.

Большое количество исследований посвящено вопросу воспитания организаторских умений в начальной и средней школе Л.М.Кувико (1978), Д.М.Мамедова (1987), Т.Х.Хасанов (1993) и мн.др.

В профессиональной отечественной педагогике исследователи в основном рассматривали вопросы организационно-педагогических условий управления кадрами в системе среднего специального образования (М.С.Алимов, 1997); дидактические основы активного обучения (И.А.Аллаёров, 1994); формирования профессиональной культуры будущих рабочих в процессе подготовки в средних профессиональных учебных заведениях (А.Т.Мамаджанов, 1997); социально-педагогические основы воспроизводства квалифицированных кадров в среднем специальном профессиональном образовании (А.А.Юлдашев, 2001).

Значительный интерес к проблеме организаторской деятельности и развитию личности проявляют психологи В.А.Гольнева, Л.И.Уманский, В.А.Токарева, М.Г.Давлетшин, Б.П.Кадыров, Б.М.Теплов, В.А.Крутецкий, Р.Ш.Каримова, Э.Г.Газиев, Р.И.Суннатова и мн. др.

Большое значение для понимания сущности организаторских качеств имеет работа Л.И.Уманского, где автор выделяет в структуре личности организатора общие и специфические компоненты, дает развернутую характеристику последних, рассматривает индивидуальные особенности личности организаторов, определяет структуру организаторской деятельности, ее основные этапы[1].

Вместе с тем в педагогических исследованиях проблема формирования организаторских качеств у подрастающего поколения в период ранней юности разработана недостаточно.

С целью исследования изучаемого вопроса в практике нами был проведен констатирующий срез на базе профессиональных  педагогических колледжей   г. Бухары и г.Гиждуван  (педагогическое направление).

В констатирующем срезе было задействовано 30 учителей и 110 учащихся.

Тестирование 30 учителей было проведено с целью выявления уровня их знаний о таких организаторских качествах, как дисциплинированность, работоспособность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность.

Предложенный им тест включал в себя пять наименований организаторских качеств и три определения, из которых одно являлось правильным, и два вопроса.

Педагогам было предложено ознакомиться с содержанием теста, а затем подчеркнуть верное на их взгляд определение и дать ответы на два вопроса.

Просим Вас ознакомиться с содержанием теста и подчеркнуть верный на Ваш взгляд ответ.  

1. Дисциплинированность – это:

- воспитанность;

- умение в точности исполнять предписания и осознание собственного и общественного долга;

- высокая культура поведения.

2. Работоспособность – это:

- много и правильно работающий человек;

- способность много работать, не снижая темпа и не делая ошибок;

- любовь к труду и потребность в нем.

3. Самостоятельность – это:

- решительность и активность в различных видах деятельности;

- способность видеть перспективы своей профессиональной (и другой) деятельности;

- способность принимать ответственные решения и действовать по своей инициативе.

4. Целеустремленность – это:

- способность целенаправленно решать поставленные задачи;

- умение усердно и продуктивно работать;

- стремление быстро и качественно выполнять различную работу;

- решительный поступок человека;

- проявлять желание самостоятельно выполнить какую-либо работу, организовать какое-либо мероприятие.

6. Формируете ли Вы эти качества у учащихся в процессе их обучения?

«Да», «В отдельных случаях», «Нет».

7. Работаете ли Вы над совершенствованием данных качеств у себя?

«Да», «В отдельных случаях», «Нет».

Количественный анализ результатов тестирования (таблица 1) педагогов показал, что правильное определение дисциплинированности дали         25 (83,25%) учителей; работоспособности – 18 (59,94%), самостоятельности – 17 (56,61%), инициативности – 10 (33,3%) учителей. Неправильное определение дисциплинированности дали 5 (16,65%) учителей, целеустремленности – 12 (39,96%), самостоятельности – 13 (43,29%), инициативности – 20 (66,6%).

В среднем 17 (56,67%) учителей имеют правильное представление об организаторских качествах и 13 (43,29%) – неправильное.

На 6-ой вопрос положительно ответили 7 (23,31%) учителей, в отдельных случаях – 12 (39,96%) учителей, отрицательный ответ был получен от           11 (36,63%) учителей. Лишь 14 (46,62%) учителей (7-ой вопрос) постоянно уделяют внимание совершенствованию отмеченных организаторских качеств у себя, а 16 (53,28%) педагогов иногда уделяют внимание данной работе.

Таблица 1

Результаты тестирования педагогов профессиональных колледжей

№  вопроса

Количество учителей

 

Варианты ответов

а

б

в

да

иногда

нет

+

-

+

-

+

-

 

 

 

1

30

 

 

25

(83,25%)

5

(16,25%)

 

 

 

 

 

2

30

 

 

18

(59,94%)

12

(39,86%)

 

 

 

 

 

3

30

 

 

 

 

17

(56,61%)

13

(43,29%)

 

 

 

4

30

18

(59,94%)

12

(39,86%)

 

 

 

 

 

 

 

5

30

 

 

 

 

10

(33,3%)

20

(66,6%)

 

 

 

6

30

 

 

 

 

 

 

7

(23,31%)

12

(39,96%)

11

(36,63%)

7

30

 

 

 

 

 

 

14

(46,62%)

16

(53,28%)

 

 

Примечание: плюс (+) – означает правильный ответ, минус (-) - неправильный;

вверху – количество учителей, внизу – процентное соотношение.

Правильные ответы: 1 вопрос – б, 2 вопрос – б, 3 вопрос – в,

4 вопрос – а, 5 вопрос – в.

 

Результаты тестирования учителей свидетельствуют о том, что в целом они владеют знаниями о таких организаторских качествах, как дисциплинированность, работоспособность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, но лишь эпизодически уделяют внимание формированию данных качеств у обучаемых.

Анализ результатов, полученных при наблюдении за педагогическим процессом, свидетельствует о том, что учителя не уделяют внимание на формирование у учащихся таких организаторских качеств, как дисциплинированность, самостоятельность, работоспособность, инициативность, целеустремленность.

Таким образом, анализ литературы, научных источников, практики подтвердили имеющееся противоречие между социальным заказом общества на качественную подготовку воспитателя к выполнению профессиональных функций, основу которых составляют организаторские качества, и неразработанностью научно-методической системы их формирования.

 

Литература

1.     Баубекова Г.Д. Педагогическое мастерство. Учеб. пособие. - Ташкент, 2002. – 63 с.

2.      Формирование всесторонне развитой личности в системе непрерывного образования Республики Узбекистан на современном этапе: Сб. науч.-метод. статей. – Ташкент, 2003. Ч.1. – 195 с.

3.     Юлдашев А.А. Социально-педагогические основы воспроизводства квалификационных кадров в среднем специальном, профессиональном образовании: Дис. … канд. пед. наук. – Ташкент: ИРССПО, 2001. – 121 с


4.      Скачано с www.znanio.ru



[1] Уманский Л.И. Психология организаторских способностей: Автореф. дис. … докт. психол. наук. – Курск, 1968. – С.40.

Социально-педагогическое исследование выявления уровня знаний о организаторских качествах педагогов профессиональных коллежей

Социально-педагогическое исследование выявления уровня знаний о организаторских качествах педагогов профессиональных коллежей

Вместе с тем в педагогических исследованиях проблема формирования организаторских качеств у подрастающего поколения в период ранней юности разработана недостаточно

Вместе с тем в педагогических исследованиях проблема формирования организаторских качеств у подрастающего поколения в период ранней юности разработана недостаточно

Самостоятельность – это: - решительность и активность в различных видах деятельности; - способность видеть перспективы своей профессиональной (и другой) деятельности; - способность принимать ответственные решения…

Самостоятельность – это: - решительность и активность в различных видах деятельности; - способность видеть перспективы своей профессиональной (и другой) деятельности; - способность принимать ответственные решения…

Таблица 1 Результаты тестирования педагогов профессиональных колледжей № вопроса

Таблица 1 Результаты тестирования педагогов профессиональных колледжей № вопроса

Литература 1. Баубекова

Литература 1. Баубекова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2020