На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье.
В нашей стране сейчас делаются попытки создания оптимальных условий для успешной коррекции развития, воспитания, обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, его социально трудовой адаптации.
В последнее время наметилась тенденция к интеграции детей с ограниченными возможностями в массовую общеобразовательную школу, формированию
у них потребности к качественному образованию в течение всей жизни.
Российские документы федерального
значения:
Конституция РФ
Кодексы - Гражданский, Семейный, Уголовный, трудовое законодательство
Законы РФ «Об образовании» с изменениями и дополнениями
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
ФЗ № 120 (24.06.1999 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Распоряжения Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации
Постановления правительства Архангельской обл., постановления, приказы и распоряжения (ООиП,КДН) администрации МО «Котлас».
Социальный педагог при работе с детьми с ОВЗ обеспечивает защиту прав личности обучающихся, их социально-педагогическую безопасность, социальную поддержку и содействие ребенку и его семье в трудных жизненных ситуациях посредством:
- изучения условий семейного воспитания и социального статуса семей школьников с
ОВЗ;
- разъяснения существующего законодательства, прав и обязанностей родителей
(законных представителей) детей с ОВЗ;
- взаимодействия с органами социальной защиты населения;
-взаимодействия с различными органами профилактики, органами опеки и попечительства, КДН с целью анализа ситуации, оказания помощи, защиты прав ребёнка, с ОВЗ, направления информации, ходатайства о принятии мер административного характера;
- решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей и
подростков с ОВЗ, их социальной адаптации в современном обществе;
- разработки и осуществления комплекса мероприятий по профилактике употребления
ПАВ среди учащихся школы этой категории;
- вовлечения обучающихся с ОВЗ в систему дополнительного образования, внеклассной
и внешкольной деятельности в ОУ и по месту их жительства.
В результате оперативного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики детской безнадзорности, беспризорности и семейного неблагополучия, а также межведомственного обмена информацией на территории МО «Котлас» удается выявить более полную картину и тревожные стороны семейных проблем.
(ООиП, КДН, ОДН ОП, ГСУ Котласский «СРЦН», детская поликлиника и др.)
Группа детей с ОВЗ довольно неоднородна:
- это достаточно большая категория обучающихся, страдающих соматическими и психическими заболеваниями,
это дети с ослабленным здоровьем, дети, имеющие разную степень отклонения в умственном, физическом или эмоциональном развитии,
- также существует категория детей, развитие которых происходит в неблагоприятных жизненных условиях.
Социальный педагог оказывает следующие виды помощи:
Информационная
(информация о режиме работы, функциях различных служб, о том какие документы подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса об источниках информации).
Организационная
(инициирует рассмотрение проблем семьи в различных комиссиях, организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения проблем семьи).
Консультирование
Социально-адаптированные семьи обращаются к социальному педагогу для решения отдельных проблем, связанных с семейными отношениями и воспитанием детей.
Способствует оказанию материальной помощи малообеспечанным семьям:
оказание экстренной материальной помощи (на лечение ребенка, приобретение необходимых предметов, обуви, одежды),
оказание плановой материальной помощи.
К сожаленью, имеются случаи когда родители ненадлежащем образом исполняют свои родительские обязанности в отношении детей с ОВЗ.
Защищаются права обучающихся:
- по воспитанию;- обучению; - содержанию и защите законных
интересов детей.
Ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию заключается в следующем:
родители не занимаются с ребенком;
мало внимания уделяют его развитию, формированию духовно – нравственных качеств;
применяют к ребенку физическую силу;
унижают, оскорбляют ребенка.
Ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по обучению заключается в следующем:
Отсутствие должного контроля со стороны родителей за успеваемостью и посещаемостью ребенком учебных занятий в ОУ;
Отсутствие у ребенка места для домашних занятий.
Ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по защите прав и законных интересов заключается в следующем:
отсутствие у ребенка регистрации по месту жительства,
отсутствие документов (паспорта, мед. полиса и др.),
неисполнение рекомендаций врача по лечению ребенка,
неисполнение рекомендаций педагогов,
необоснованный отказ на получение льгот на ребенка.
Согласно ст. 5.35 КоАП РФ, родители несовершеннолетних могут быть привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию и защите прав и законных интересов детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.