Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Сценарий социально-психологического тренинга
на тему: «Как понимать своего ребенка»
Дата проведения: 15 октября 2021 года
Разработчик: Кузнецова С.С.,
педагог-психолог
с. Великовечное
Сценарий социально-психологического тренинга на тему:
«Как понимать своего ребёнка»
Цель тренинга: создание положительного эмоционально -
психологического климата в детско-родительских взаимоотношениях.
Задачи тренинга: Оказать помощь родителям по взаимодействию со своими детьми через тренинговые упражнения.
Метод: частично-поисковый
Форма: социально-психологический тренинг
Ход тренинга:
Упражнение: Здравствуй, мне очень нравится
- Традиционная разминка, приветствия и установление контактов на этом тренинге проводятся с обязательным использованием в начале фразы «Здравствуй, (имя) мне очень нравится…»
- Участник вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало диалога должно быть именно таким.
- Затем проводится обсуждение содержания диалогов: о чем чаще всего участники говорили друг другу, вспоминали, начинали беседу.
Упражнение: Рука в руке
- Посчитаемся, кто будет водящим в этой игре. Выбираем водящего).
- Внимание! Слушайте условия игры. Водящий произносит фразу, например, «Рука в руке!» все меняются местами. И все участники игры в том числе и водящий должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел, найти свободного партнера - становится водящим.
- Можно, например, говорить: «Спина к спине». Все меняются местами.
Упражнение: Составление коллективной сказки
- Инструкция: вам необходимо составить сказку о проведении 8 марта на Гавайских островах, куда приехали наши туристки на отдых.
- Каждый говорит по одному предложению..
Упражнение: Бип
- Вся группа сидит на стульях или на креслах. Водящий с звязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени.
- Задача: угадать к кому он сел.
- Опутывать руками не разрешается.
- Садиться спиной к сидящему надо так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать: «Бип, желательно» не своим голосом, чтобы его не узнали
- Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а предыдущий садится на его место.
Упражнение: Стыковка
- Игра проводится в четверках
- Двое участников садятся друг против друга так, чтобы их колени соприкасались, закрыв глаза.
- Указательный палец – «ракета», «космические станции» - ладони. Они вытягивают навстречу друг другу руки и должны «состыковаться».
- Те же, что садятся сзади: один из игроков стремится увести свою «мишень»-ладонь сидящего перед собой человека от преследующей «ракеты»-указательного пальца, сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда оставаться в пределах досягаемости пальца, а лицо из соображений безопасности - вне пределов .
Упражнение: Наши сходства
- Подумайте: что же нас объединяет в этом мире таких разных, часто непонятных для других людей.
- Для этого необходимо выбрать себе партнера и сесть рядом с ним, взяв при этом чистый лист бумаги и ручку.
- Напишите заголовок «Наши сходства»
- Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он не похож на вас. Другой характер, рост, вес, цвет волос и глаз. Наверное вы видите много различий и это естественно, ведь он - другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем ваше сходство? Ведь оно есть. Только нельзя об этом спрашивать вашего партнера. В течении 4-5 мин. вы будете молча работать, заполняя листок, думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя писать о сходстве, думая о ком-то одном.
- Необходимо писать не только о чисто физическом или биографическом признаке, который характерен для вас обоих. Они важны, но по размышляйте о психологическом качестве, которое вас может объединять.
Упражнение: Благородный поступок
- Вспомните, ради кого вам пришлось отказаться от собственного удовлетворения. Кто этот человек? А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах вы совершили этот поступок.
Упражнение: Список качеств важных для общения
- Среди множества качеств, характеризующих человека во всех проявлениях есть такие, которые относятся к качествам крайне необходимым или важным для эффективного общения людей.
- Вы должны составить список качеств важных для общения, чем больше вы включите в этот список качеств, тем интереснее вам будет дальше.
- При составлении списка постарайтесь представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем отличаться от других людей? Словом, ваш образ общительного человека. Вспомните очень общительных, литературных героев, своих знакомых и т.д. Может быть это поможет составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.
Упражнение: Сила любви
- Любовь - все лучшее в наших взаимоотношениях. Если человек находится в состоянии влюбленности - он всегда молод и жизнерадостный. Любовь - это поддержка и сострадание. Любовь - это понимание и обожание. Любовь - это полет творчества и вдохновения. Любовь - это утешение и лекарство от всех болезней. Возлюбить ближнего брата по разуму - суть любого духовного учения. Сколько светлых теплых чувств содержится в стихах и песнях о любви. Как же нам не воспользоваться случаем, чтобы одарить друг друга пламенным духом любви.
- Может кто-то вспомнит самые любимые произведения о любви: песню, стихотворение, слова какого-либо известного человека или своими словами.
Посветлело вокруг?
- Совершите невероятное: улыбнитесь и направьте свою любовь на всех, кто вас
окружает и даже на тех, кто создает проблемы. Окружите, одарите вашей любовью - всех, с кем взаимодействуете.
Упражнение: Анекдот, шутка, афоризм
- Вы в хорошем расположении духа?
Великолепно. Давайте немного пошутим. Кто знает анекдот, шутку, афоризм? Пожалуйста.
Упражнение: Мой ребенок.
- сегодня каждый из вас расскажет нам всем о своём ребёнке, какой он, как вы ждали его, заботились о нём, когда он был маленький, как он радовал вас или огорчал.
Рефлексия: каждый из участников проговаривает свои эмоции, чувства о своих детях.
Игровое упражнение «Родительские установки».
Сейчас нам необходимо объединиться в пары с помощью моего волшебного мешочка, и преодолеть короткую дистанцию по ленте.
Предлагает им карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движения своего напарника - «ребенка».
Условия прохождения: один участник проходит по ленте (ребенок), а другой в это время (родитель) сопровождает его движения словами:
1) «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».
2) «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».
3) «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Рефлексия по желанию .
Вывод: Нужно взвешенно выбирать установки, слова-ободрения о деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствия его поступков. На данном примере вы видели негативные и позитивные установки в общении родителя с «ребенком». Ведь словом можно как «уничтожить» «ребенка», так и «раскрыть» крылья у него за спиной.
5-6 лент по 1.5 метра, карточки с высказываниями набор * 4, место для упражнения
Упражнение: Я хочу тебе подарить
Сегодня каждый будет дарить партнеру подарок, но не реальный, а гипотетический. Самое главное, от всей души. После того, как вы подарите подарок, каждый из сидящих здесь должен поблагодарить того, кто подарил подарок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.